Главная страница
Навигация по странице:

  • 6. Что такое самоуправление Каковы условия развития детского самоуправления

  • 7. Какие этапы в самоуправлении можно выделить

  • 8. Какие выделяют формы и методы формирования детского самоуправления в детском лагере

  • 9. В чем суть системы чередования творческих поручений

  • 3 особ формир и развития врме дет кол. 3. особенности формирования и развития детского коллектива


    Скачать 25,06 Kb.
    Название3. особенности формирования и развития детского коллектива
    Дата04.06.2019
    Размер25,06 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла3 особ формир и развития врме дет кол.docx
    ТипДокументы
    #56834

    Подборка по базе: 5. Специальное олимпийское движение как ведущее нетрадиционное н, 3 особ формир и развития врме дет кол.docx, История развития лекарственных форм экстемпорального изготовлени, Нетрадиционное родительское собрание круглый стол на темуВозраст.

    3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА


    1. Что такое временный детский коллектив? Каковы признаки временного детского коллектива в детском оздоровительном лагере?

    Временный детский коллектив – это малая группа детей и подростков, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.

    Признаки временного детского коллектива в детском оздоровительном лагере:

    * кратковременный срок совместной жизнедеятельности (лагерная смена);

    * специфичность состава детского коллектива: принадлежность детей к различным функционирующим постоянным коллективам – семья, двор, школа, класс, секция и др.;

    * замкнутый характер организации жизни: временная «изоляция» от непосредственного влияния и ослабление влияния на личность ребенка постоянных коллективов (семейного, школьного, классного, неформального и других коллективов).

    * коллективный характер жизнедеятельности;

    * завершённый цикл развития: за 10-45 дней совершается законченный цикл развития временного детского коллектива.

    2. Назовите этапы формирования и развития временного детского коллектива в детском лагере.

    1 этап – Организационный. Работу организует вожатый. Действия вожатого:

    1) Предъявляет требования к поведению, режиму;

    2) Вырабатывает и устанавливает вместе с детьми нормы и правила общения, поведения в отряде;

    3) Изучает ребят, составляет социальный портрет каждого члена отряда;

    4) Начинает учебу актива;

    5) Руководит разработкой плана работы отряда.

    2 этап – Срабатываемость. Работа организует вожатый и лидеры из числа членов отряда (командиры групп, звеньев). Действия вожатого:

    1) Установление личностного общения;

    2) Формирование коллективных творческих заданий;

    3) Выборы органов самоуправления и отряда;

    4) Обучение актива;

    5) Изучение состава отряда;

    6) Проведение социометрии;

    7) Принятие мер по регулированию межличностного общения.

    3 этап – Сработанность. Работу организует вожатый, лидеры и актив. Действия вожатого:

    1) Постановка новых, более сложных целей;

    2) Изучение психологического климата в отряде;

    3) Продолжение работы по обучению лидеров и актива;

    4) Меры по коррекции межличностного общения (в случае необходимости);

    5) Формирование традиций отряда.

    3. Дайте характеристику социально-психологическим процессам, протекающим в первично-организованной группе.

    В первично-организованной группе происходят определенные социально-психологические процессы, которые в условиях детского лагеря имеют следующие характеристики:

    Адаптация – выражается в формировании у детей соответствующих представлений друг о друге, в необходимости занять определенную позицию, получить желаемый социальный статус в группе сверстников.

    Коммуникация – процесс, посредством которого осуществляется информационный обмен между детьми с целью определения проблем, поиска необходимых решений, согласования интересов. Коммуникативный процесс играет существенную роль в развитии межличностных отношений детей, возникающие в ходе свободного общения, коллективных творческих дел, игр, бесед, дискуссий.

    Идентификация – уподобление детей друг другу, определение ребенком через внутренние переживания степени своей тождественности по отношению к другу, члену отряда, на основании эмоциональной связи с ним (эмоциональная идентификация).

    Выделяют следующие виды идентификации:

    o ценностно-мировоззренческая – усвоение ребенком чьих-то взглядов, оценок;

    o поведенческая –воспроизведение образа действий другого;

    o групповая – отождествление ребенком себя с какой-либо социальной группой или общностью, принятие ее целей и ценностей, осознание себя ее членом.

    Интеграция – установление ценностно-ориентационной общности детей в группе, которая в сочетании в достигнутой идентификацией способствует позитивной реализации их ожиданий от пребывания в своем отряде, коллективе от участия в осуществлении совместной деятельности. Обобщенный показатель интеграции детского коллектива – сплоченность, единство всех членов отряда.

    4. Опишите действия вожатого по формированию сплоченного коллектива.

    > Чтобы вожатому сформировать сплоченный коллектив необходимо начать с создания духа непринужденности, взаимопонимания и доверия. Для этого следует:

    > Вовлечь детей в совместную деятельность по реализации обозначенной перспективы (включая постановку целей, проектирование и осуществление ключевых дел);

    > Использовать игры и другие формы деятельности, привлекательные для ребят;

    > Создать и культивировать традиции отряда;

    > Включить отряд в систему обширных социальных отношений;

    > Сформировать детское самоуправление как основной механизм реализации целей деятельности отряда.

    5. Составьте подборку игр с детьми и подростками на сплочение отрядного коллектива, выявление лидеров, разбивки на микрогруппы.

    Игры на знакомство

    «Сходство и различие»

    Суть игры: Все игровые пары встают в круг, лицом друг к другу. По команде руководителя внешний круг игроков начинает движение по часовой стрелке, внутренний – против часовой стрелки. После того, как прозвучит команда ведущего «Стоп!», все останавливаются, смотрят на своего партнёров в паре и выполняют следующее задание: игроки внешнего круга должны сказать, чем их пара похожа, игроки внутреннего круга – чем их пара отличается.

    Игра учит: умению сравнивать и оценивать себя и других, находить единомышленников, способствует сближению коллектива.

    «Вот я какой!»

    Суть игры: Игроки встают в круг. Руководитель даёт задание: каждый участник, по очереди, должен громко и чётко назвать своё имя и одно из качеств человека, присущее данному игроку, которое начинается на ту же букву, что и имя. Например, «Дмитрий – добрый», «Ольга – обаятельная», «Сергей – самоуверенный» и т.д.

    Игра учит: не боятся собственного мнения; осмыслению своего внутреннего «Я»; развивает навыки коммуникативного общения.

    «Снежный ком»

    Суть игры: Участники рассаживаются в круг так, чтобы каждого было видно. Первый игрок называет своё имя, а рядом сидящий должен произнести имя своего соседа (первого игрока) и своё. Следующий игрок называет имя первого, второго игрока и своё и т.д. Игра заканчивается тогда, когда будут названы имена всех присутствующих.

    Игра учит: общению, развивает зрительную и слуховую память; раскрепощает игроков.

    Игры на сплочение отрядного коллектива

    «Гусеница»

    Участники становится друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда – это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать, как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову.

    «Муравьиная тропа»

    Группа разбивается на две части и встает на длинную доску по обе стороны от середины. Задача – двум подгруппам поменяться местами. Если кто-то наступает на землю или касается земли, упражнение начинается с начала.

    «Синхронно, не синхронно»

    Группа по команде поднимает руки, затем без команды должна одновременно опустить их. То же можно делать со стульями: не сговариваясь молча вместе встать, обойти вокруг стула (синхронно) и одновременно сесть. Если движение выполнено не синхронно, то задание выполняется снова.

    Игры на выявление лидеров

    «Енотовы круги»

    Всем ребятам вашего отряда предлагается встать в один круг, взяться за руки. Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не отпуская руки, построить треугольник». Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями. Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры. Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

    «Карабас»

    Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы - куклы. Я произнесу слово «КАРА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции». В этом игровом тесте необходимо участие двух вожатых. Задача одного - проводить игру, второго - внимательно наблюдать за поведением ребят. Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству, ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «совестливых». Безынициативной является та группа отряда, которая не встает вообще. Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.

    «Ехали цыгане»

    Вожатый предлагает ребятам построить цыганскую повозку, состоящую из телеги, тройки лошадей, стен телеги, крыши, колес, извозчика, пассажиров, жеребенка на привязи. Время на подготовку задания 3 – 5 минут. Интерпретация: кучер – на данный момент главный лидер – организатор в отряде, стены и крыша – те, на кого можно положиться, хорошие исполнители. Колеса,

    телега, лошади – те, на ком все стремятся “ехать”, и кто способен везти, то есть лидеры меньшего ранга. Жеребенок – “выпавший”, но с претензиями на лидерство. Пассажиры – основная масса. По окончанию игры необходимо опросить ребят, все ли согласны с таким распределением ролей и на какое место они претендуют.

    Игры на разбивки на микрогруппы

    «Найди пару»

    Ведущий каждому участнику раздает карточки, на которых написано название животного. Название повторяется на двух и более карточках, в зависимости от того сколько нужно команд. Задача игроков: отыскать свою команду, при этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки животного.

    «Лабиринт»

    Вожатый на земле чертит "лабиринт" (Коридор с несколькими поворотами). Из группы выбирается доброволец, ему завязывают глаза и становят у входа в лабиринт. Все остальные становятся вокруг лабиринта. Их задача провести добровольца по лабиринту, давая ему подробные указания, как и куда поставить ногу, в какую сторону повернуться и т.д. Перед началом команде дается немного времени на обсуждение. По истечении этого времени все обсуждения запрещены. Есть еще одно правило. Каждый участник может сказать только одно слово за "круг" по очереди. В случае если это условие нарушается, выбирается другой доброволец и упражнение начинается сначала.

    «Магический квадрат»

    Перед командой детей на полу расположен квадрат 9*9 (в клетке должны помещаться ступни человека). Это минное поле, в котором есть лишь один верный путь, который известен вожатому. Вся команда встает с одной стороны квадрата, один из ее участников наступает на одно из полей. Если оно заминировано вожатый говорит: «БИП», если же нет, то можно выбрать следующее поле. Если участник наступает на заминированный участок, он возвращается в команду, выбирается следующий доброволец. Можно наступать только на соседние поля. По диагонали ходить нельзя. Упражнение выполняется в полном молчании. Задача преодолеть минное поле всей команде.


    6. Что такое самоуправление? Каковы условия развития детского самоуправления?

    Самоуправление – метод самоорганизации коллектива, обеспечивающий формирование у его членов отношений взаимной ответственности, организаторских способностей при условии, что управлением делами коллектива занимаются работоспособные органы, наделенные реальными правами и полномочиями.

    Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей.


    7. Какие этапы в самоуправлении можно выделить?

    1) Зарождение. На первом этапе педагог имеет дело с формальным объединением детей. Педагог должен взять на себя организационную функцию, предъявить требования, задать правила и нормы взаимоотношений, и самое главное — заинтересовать детей в совместной деятельности. Об успешном переходе к следующему этапу можно судить по тому, как дети принимают требования педагога, подчиняются дисциплине. Уже «вылепливаются» взаимосвязи, появляются малые контактные группы и выделяется актив — инициативная группа детей.

    Цели деятельности: определяются педагогами или вышестоящими органами самоуправления.

    Пути достижения цели: определяются на основе совместного решения коллективов педагогов и детей. Осуществляется постепенный переход к самостоятельному поиску путей достижения поставленных целей.

    2) Становление. Второй этап характеризуется тем, что актив берет на себя часть организаторских функций. Педагог помогает освоить управленческие навыки, распределить обязанности в совместной деятельности, наладить общение. Для большинства детей коллектив становится привлекательным сообществом, совместно вырабатываются нормы жизни, рождается общественное мнение. Но еще не всегда деятельность коллектива успешна, иногда он не может самостоятельно справиться с решением коллективных задач. Он похож на «мерцающий маяк», а педагог, как смотритель маяка, должен позаботиться о нем, т.е. взять на себя организаторскую, коммуникативную и коррекционную функции.

    Цели деятельности: определяются совместно педагогами и детьми. Постепенно предоставляется возможность детьми самостоятельно.

    Пути достижения цели: определяются детьми при консультативной роли вожатых. Осуществляется переход к тому, чтобы поиск путей достижения поставленных целей и их реализация осуществлялись детьми самостоятельно.

    3) Самосовершенствование. На третьем этапе достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства, все члены коллектива проявляют взаимную требовательность, заинтересованность в совместной деятельности, переживают за успехи и неудачи коллектива. И взрослые, и дети — сотрудники в общем деле. Появляется реальная защищенность личности в коллективе, создаются условия для самореализации личности. Коллектив успешно осуществляет свою деятельность.

    Цели деятельности: дети самостоятельно определяют цели деятельности при консультативной помощи вожатого.

    Пути достижения цели: определяются детьми самостоятельно.


    8. Какие выделяют формы и методы формирования детского самоуправления в детском лагере?

    Игра – как элемент культуры развивается со всей культурой общества, удовлетворяя различные потребности детей и подростков: в развлечении, отдыхе, развитии духовных и физических сил.

    Диспуты – это коллективное обсуждение нравственных, политических, профессиональных и других проблем, на решение которых нет однозначного, общепринятого ответа.

    Тренинг – это специальный тренировочный режим, процесс получения навыков и умений в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка.

    Коллективно-творческое дело – это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство (инструмент) коммунарской методики.


    9. В чем суть системы чередования творческих поручений?

    Группа выполняет свое поручение определенный период, затем поручение меняется. Итоги работы групп в различном качестве подводится на вечернем огоньке.

    Группа художников – творческая группа, занимающаяся художественным оформлением дел, отрядного уголка, сюрпризов и поздравлений;

    Пресс-центр – творческая группа, которая собирает и обобщает информацию, освещает ее в отрядном уголке, общелагерной газете, сотрудничает с группой художников;

    Группа досуга – творческая группа, которая разрабатывает, организует и проводит отрядные КТД, игры и развлечения, разрабатывает задания, подводит итоги;

    Группа «Спорт» – организует в отряде спортивные игры и соревнования, контролирует спортивный инвентарь;

    Группа «Хозяева» – следит за чистотой и порядком в отрядных домиках и на территории, контролирует выполнения гигиенических норм, проводит конкурсы чистоты и другие.

    10. Опишите, как при помощи игры можно стимулировать развитие детского самоуправления в отрядном коллективе.

    ИГРА "ДЕТСКИЙ ЗАЙМ"

    Каждому участнику игры "Детский займ" организаторы предлагают стать держателем облигации, состоящей из основного талона и купонов. На купонах напечатаны эмблема детской организации и информация о конкурсных заданиях. Таких заданий четыре в каждой облигации. Победителем в игре становится тот, кто выполнит все четыре задания, проявив интеллект и знание практики.

    Игра ставит следующие задачи:

    • привлечь детей и подростков к социальному творчеству, направленному на развитие активности, инициативы, реализацию личностного потенциала каждым ребенком, освоение им новых социальных ролей;

    • активизировать интеллектуальный и практический труд детей и подростков в сотрудничестве со взрослыми для решения актуальных проблем экологии, экономики, культуры, развития досуга, спорта, проявления милосердия к окружающим;

    • предложить членам организации разнообразные виды деятельности, позволяющие реализовать их интересы и потребности, являющиеся источником знания и освоения окружающей среды;

    • расширить круг внешних связей детской организации, укрепить авторитет организации, способствовать признанию ее в глазах общества.

    Игра предполагает проведение краткосрочных и долгосрочных займов. Краткосрочные займы ориентируют участников на разовое участие в акциях, конкурсах, операциях, других мероприятиях и не требуют специальной подготовки, и как правило успешно проводятся в загородном лагере или на лагерных сборах. В условиях временного коллектива нужна игра с четко обозначенными сроками, а ее проведение отвечать желанию ребят, как можно быстрее увидеть результаты своей деятельности и получить их оценку.

    В форме игровых заданий по "Детскому займу" дети выполняют настоящие практические дела, нужные для общества. Так, различные организации могут заключить договор с детьми: аптеки об изготовлении пакетиков для расфасовки лекарств; лесничество об оказании помощи в сборе семян, расчистке просек, развешивании гнездовий; городское хозяйство о прополке цветников и т. д.

    Выполняя практические задания предприятий, с которыми заключены договоры, детская организация зарабатывает деньги. При этом ребята постигают азы экономических расчетов (например, они узнают: по какой цене принимают пакеты в аптеке; сколько денег надо истратить на бумагу и клей; что такое НДС? и т. п.). Все это дает детям возможность увидеть результаты своего труда.

    Когда все задания-конкурсы сформулированы, их распределяют в облигации, учитывая возраст детей. В игре участвуют дети от 10 до 16 лет. Одинаковые облигации ставят младших детей в неравные условия со старшими. Тематика заданий для всех одинакова, но они разные по сложности выполнения. Так, в облигации для старших включаются 2–3 сложных задания, а для младших 1–2. Например, в задании "Пишем энциклопедию российских деревень" младшие могут записывать со слов бабушки какую-нибудь легенду, которая известна всей деревне. Понятно, что ребенок в возрасте 10 лет не смог бы собрать материал по истории деревни, но посильный вклад он внести сможет.

    "Детский займ" характеризуется многообразием форм и видов деятельности, различных по времени исполнения и требующих специальных знаний и навыков, предварительной подготовки. Выполнение таких заданий требует консультаций со специалистами, сотрудничества с другими участниками займа (друзьями, членами детского объединения, одноклассниками), привлечения родителей с их богатым жизненным опытом.


    написать администратору сайта