Главная страница
Навигация по странице:

  • Автор научной работы

  • Автореферат диссертации по теме "Формирование профессиональных компетенций студентов - будущих специалистов швейного производства в условиях образовательного кластера"

  • Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Гаврилова, Ольга Евгеньевна, 2011 год

  • Формирование профессиональных компетенций студентов. Формирование профессиональных компетенций студентов будущих специалистов швейного производства в условиях образовательного кластера 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования


    Скачать 121.12 Kb.
    НазваниеФормирование профессиональных компетенций студентов будущих специалистов швейного производства в условиях образовательного кластера 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования
    Дата24.06.2020
    Размер121.12 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФормирование профессиональных компетенций студентов.docx
    ТипДиссертация
    #57866
    страница1 из 4

    Подборка по базе: Программа обучения студентов (Syllabus) по дисциплине Основы пра, методичка по цитологии 2019 для студентов.pdf, ГАОУ СПО Десмургия - Методические рекомендации для студентов по
      1   2   3   4

    Формирование профессиональных компетенций студентов - будущих специалистов швейного производства в условиях образовательного кластера



    Автореферат

    Автор научной работы

     Гаврилова, Ольга Евгеньевна

    Ученая степень

     кандидата педагогических наук

    Место защиты

     Казань

    Год защиты

     2011

    Специальность ВАК РФ

     13.00.08



    Диссертация

    Начало формы

    Читать

    Конец формы

    Начало формы

    Читать

    Конец формы

    Начало формы

    Купить

    Конец формы

    Автореферат диссертациипо теме "Формирование профессиональных компетенций студентов - будущих специалистов швейного производства в условиях образовательного кластера"

    На правах рукописи

    ГАВРИЛОВА ОЛЬГА ЕВГЕНЬЕВНА

    ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ШВЕЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА

    13.00.08 —теория и методика профессионального образования

    АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

    1 О НОЯ 2011

    Казань 20 И

    4859357

    Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет»

    Научный руководитель:

    доктор педагогических наук, доцент Шагеева Фарида Тагировна

    Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

    Ибрагимов Гасангусейн Ибрагимович

    доктор педагогических наук, профессор Сафин Раис Семигуллович

    Ведущая организация:

    ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»

    Защита состоится 30 ноября 2011г. в «14.00» часов на заседании диссертационного совета Д 212.080.04 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Казанском национальном исследовательском технологическом университете:

    420015, Казань, ул. К. Маркса, 68.

    С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казанского национального исследовательского технологического университета.

    Автореферат разослан 30 октября 2011 г.

    Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

    Актуальность исследования. Изменения, происходящие в последние десятилетия в лёг кой промышленности, оказывают влияние на функции и содержание профессиональной деятельности специалиста, а, следовательно, изменяются и требования к уровню его компетентности. Кадровый потенциал предприятий легкой промышленности, как отмечают многие источники, практически исчерпан, поэтому выпускники училищ, техникумов и вузов, осуществляющих подготовку специалистов для швейной промышленности, чрезвычайно востребованы. При проектировании подготовки специалистов нельзя не учитывать и тот факт, что с 2011 года вступили п силу Федеральные государственные образовательные стандарты, созданные в компетентностном формате.

    Вопросам подготовки специалистов к профессиональной деятельности в области легкой промышленности посвящены диссертационные исследования О.П.Андрссвой, Т.В.Бай, В.П.Баранова, Ю.И.Бородина, Ф.Р.Ковалевой, И.ФЛеоновой, А.А.Ляминой, Е.А.Несмашной, ЛЛ.Никитиной, Н.Н.Петруниной, Е.М.Поповой, И.А.Радченко, Л.В .Ростовской, А.М.Санько, Л.А.Сафиной, А.И.Токаревой, И.Б.Торшиной, Л.М.Тухбатуллиной, ЕЛО.Усенковой, Э.Р.Хайруллиной, Л.Г.Хисамиевой и др. Однако кардинальные изменения, происходящие в российском образовании, новые условия функционирования высшей школы требуют внесения существенных корректив в процесс подготовки будущих специалистов: недостаток компетентных специалистов вызвал необходимость модернизации системы профессионального образования, результатом которой является укрупнение российских вузов, отраслевое объединение учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. В настоящее время происходит интеграция системы ВПО с системами НПО и СПО. Так, ряд вузов сегодня имеет в своей структуре колледжи, подразделения ДПО, НПО, послевузовского образования.

    Несоответствие содержания и качества образовательных программ учреждений профессионального образования потребностям экономики, неразвитость механизмов непрерывного образования может быть преодолена в рамках развития производственных, образовательных и научных кластеров. С одной стороны, кластеры позволяют эффективно использовать кадровые ресурсы, научно-информационный потенциал, финансы, инфраструктуру; качественно осуществлять подготовку специалистов в соответствии с требованиями рынка труда; сокращать сроки подготовки за счет интеграции содержания обучения; обеспечить доступность современных производственных технологий, способствующих опережающей подготовке специалистов технического профиля; эффективно использовать учебные мастерские и т.д. С другой стороны, наряду с организационно-структурными переменами в системе подготовки специалистов, обусловленными созданием образовательных кластеров, требуются и содержательные преобразования, поиск новых форм и методик обучения на всех этапах подготовки.

    Таким образом, в современных условиях интеграции учреждений профессионального образования и вступления в силу Федеральных государственных образовательных стандартов возникает противоречие между необходимостью подготовки компетентных специалистов швейного производства в новых условиях и недостаточной разработанностью теоретических и практических основ такой подготовки. Это обусловило научную задачу исследования: какова модель нодго-

    товки, обеспечивающая формирование профессиональных компетенций студентов - будущих специалистов швейного производства в условиях образовательного кластера.

    Обьскгг исследования - процесс профессиональной подготовки в вузе специалистов швейного производства.

    Предмет исследования — формирование профессиональных компетенций студентов - будущих специалистов швейного производства в условиях образовательного кластера.

    Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить модель подготовки, обеспечивающей формирование в вузе профессиональных компетенций студентов - будущих специалистов швейного производства в условиях образовательного кластера.

    Гипотеза исследования - процесс подготовки будущих специалистов швейного производства в условиях образовательного кластера на этапе обучения в вузе обеспечит эффективное формирование профессиональных компетенций, если:

    • содержательное наполнение профессиональных компетенций, определенных ФГОС, будет осуществляться на основе анализа содержания профессиональной деятельности и требований современного швейного производства;

    • будут выявлены причинно-следственные связи между кластеризацией как современным условием функционирования системы подготовки специалистов и процессом формирования их профессиональных компетенций, и определены педагогические условия формирования профессиональных компетенций специалистов швейного производства в условиях образовательного кластера;

    • будет разработана модель профессиональной подготовки, раскрывающая основные характеристики процесса формирования профессиональных компетенций специалистов швейного производства в условиях образовательного кластера, основанная на методологических подходах (системном, личностно-деятельностном, компетентностном, контекстном), а также кластерном подходе к организации и управлению, представляющая совокупность структурных компонентов: целевого, содержательного, процессуального, результативного;

    • преподавание будет проводиться с опорой на технологию контекстного обучения, при реализации которой используются разноуровневые и разнонаправленные квазипрофессиональные задания и проекты.

    Задачи исследования:

    • конкретизировать содержание профессиональных компетенций специалистов швейного производства, определенных ФГОС на основе анализа профессиональной деятельности специалистов швейного производства в современных условиях, отечественного и зарубежного опыта подготовки специалистов для легкой промышленности;

    • выявить причинно-следственные связи между кластеризацией как современным условием функционирования системы подготовки специалистов и процессом формирования их профессиональных компетенций и определить педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов - будущих специалистов швейного производства в условиях образовательного кластера;

    • спроектировать модель профессиональной подготовки компетентных специалистов швейного производства в условиях образовательного кластера;

    • экспериментально проверить эффективность подготовки будущих специалистов швейного производства в современных условиях на основе разработанной модели формирования профессиональных компетенций.

    Методологической основой исследовании являются: теория и практика проектирования педагогических систем (А.Г.Аемолов, Ю.К.Бабанский, Г.И.Ибрагимов, В.Г.Иванов, В.В.Краевский, В.СЛеднев, М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин, Ю.Г.Татур, В.Д.Шадриков и др.); теория личностно-ориентированного подхода (В.И.Андреев, СЛ.Батышев, Е.В.Бондаревская, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А .А.Кирсанов, Н.Ф.Тапызина, И.С.Якиманская и др.); теория системною подхода (В.Г.Афанасьев, Ф.Ф.Королев, Н.В.Кузьмина,

    B.Н.Садовский, Г.П.Щедропицкий, Э.Г.Юдин и др.); основные положения компе-тентностного подхода (В.И.Байдеико, Э.Ф.Зеер, И.АЗимняя, Э.Э.Сымашок, Ю.Г.Татур, А.В.Хуторской и др.); основные положения проекгно-деятельностного подхода (М.И.Дьяченко, В.М.Заенчик, Р.И.Зинурова, А.А.Карачев, Л.И.Кандыбович,

    C.Л.Кандыбович, В.Д.Симонснко, В.Е.Шмелев и др.); теория контекстного подхода (A.A. Вербицкий, В.Г. Калашников); некоторые позиции кластерного подхода к организации и управлению в профессиональном образовании (Е.А.Корчагин,

    A.В.Леонтьев, Г.В.Мухаметзянова, Н.Б.Пугачева и др.); концепции инженерного образования (Н.Ш.Валеева, .П.И.Гурье, Р.НЗарипов, В.Г.Иванов, А.А.Кирсанов,

    B.В.Кондратьев, А.М.Кочнев, П.Н.Осипов, Р.С.Сафин, Ф.Т.Шагеева и др.); концептуальные положения теории дизайна и проектирования одежды (Л.АЗсленов, Е.Б.Коблякова, К.Кантор, Ф.М.Пармон и др.) и теории дизайн-образования (В.Ф.Сидоренко, Е.В.Ткаченко, С.М.Кожуховская, Х.Г.Тхагопсоев и др.).

    Для решения поставленных задач были использованы теоретические и эмпирические методы исследопания: системный анализ психолого-педагогической и профессиоведческой литературы, сравнительный анализ нормативной документации, моделирование и обобщение, беседа, анкетирование, наблюдение, методы математической статистики.

    База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе кафедры конструирования одежды и обуви Института технологии легкой промышленное™, моды и дизайна Казанского национального исследовательского технологического университета на примере направления «Конструирование изделий легкой промышленности».

    Исследование проводилось в три этапа:

    На первом этапе (2007-2008 гг.) изучалась научная литература по проблеме исследования, анализировался передовой опыт и учебно-программная документация. На этом этапе исследования выявлены причинно-следственные связи между кластеризацией как современным условием функционирования системы подготовки специалистов и процессом формирования их профессиональных компетенций; разработана программа, проведен констатирующий эксперимент, который позволил определить состав групп обучающихся, оценить целесообразность и возможность использования элементов образовательных технологий в рамках традиционно сложившейся системы организации процесса обучения в современных условиях.

    На втором этапе (2008-2010 гг.) теоретически обосновывалась модель подготовки спецначистов швейного производства, проводился формирующий эксперимент, внедрялись в образовательный процесс педагогические условия эффективного формирования профессиональных компетенций специалистов швейного производства.

    На третьем этапе (2011 г.) осуществлялись качественная и количественная обработка полученных результатов, их теоретическая интерпретация; анализировались и обобщались результаты исследования; проводилась апробация основных положений исследования.

    Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается разнообразием используемых теоретических и эмпирических методов исследования, их адекватностью цели, задачам и логике исследования, опорой на повседневную педагогическую практику, применением математических методов статистической обработки результатов.

    Научная новизна исследования заключается в следующем:

    • осуществлены конкретизация и содержательное наполнение профессиональных компетенций, определяемых ФГОС на основе анализа современной деятельности специалиста швейного производства в рамках целостной производственной системы;

    • определены показатели сформированное™ профессиональных компетенций студентов - будущих конструкторов швейного производства, включающие профессиональные знания, мотивацию, графические умения, профессионально-важные качества: творческие способности, способность к принятию творческих ответственных решений, способность к осуществлению самоконтроля в процессе профессионального общения;

    • выявлены причинно-следственные связи между кластеризацией как современным условием функционирования системы подготовки специалистов и процессом формирования их профессиональных компетенций, обусловившие необходимость разработки модели подготовки компетентных специалистов швейного производства и определившие принципы ее проектирования;

    • разработаны состав и струкзура модели подготовки специалистов швейного производства в условиях образовательного кластера, состоящей из взаимосвязанных компонентов, обеспечивающей формирование профессиональных компетенций будущих специалистов швейного производства, включающей педагогические условия формирования профессиональных компетенций специалиста в условиях образовательного кластера.

    Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно дополняет теорию профессионального образования, так как углубляет понимание содержательной и процессуальной сторон подготовки компетентных специалистов швейного производства в условиях кластеризации учреждений профессионального образования и вступления в силу Федеральных государственных образовательных стандартов. Обоснована совокупность принципов, регулирующих процесс проектирования и эффективного функционирования модели подготовки специалистов швейного производства в условиях образовательного кластера (вариативности, гибкости, преемственности и междисцшжшарности, профнаправпешюсти). Избранные автором методологические подходы определяют перспективы прикладных исследований в области непрерывного профессионального образования.

    Практическая значимость исследования заключается в его прикладной направленности, связанной с проектированием и реализацией подготовки компетентных специалистов швейного производства. На материале исследования разработано и внедрено учебно-методическое обеспечение процесса подготовки: сопряженные учебные планы для направления «Конструирование изделий легкой

    промышленности», учебно-методические комплексы дисциплин, методические пособия. Формирование профессиональных компетенций специалистов швейного производства в условиях образовательного кластера на этапе обучения в вузе с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и с ориентацией на компе-тентностный формат результата обучения обеспечивает эффективность подготовки данных специалистов.. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями специальных дисциплин па кафедрах, выпускающих специалистов легкой промышленности для швейного производства, в системе повышения квалификации.

    Апробация и внедрение результатов исследования. Ход исследования, его основные положения и результаты обсуждались на заседаниях кафедр конструирования одежды и обуви, педагогики и методики высшего профессионального образования Казанского государственного технологического университета (с 2011г. КНИТУ); докладывались на научных конференциях и научных сессиях Казанского государственного технологического университета (с 20 И г. КНИТУ) (Казань, 2007, 2008,2009,2010,2011 гг.), на международных научно-практических конференциях студентов, аспирантов и молодых исследователей «Теоретические знания в практические дела» (Омск, 2008, 2009 гг.), на международном симпозиуме по инженерной педагогике «Engineering competencies - traditions and innovations» IG1P (Москва, 2008 г.), на Всероссийской и международных научно-практических конференциях «Психология и педагогика: методика и проблемы практического, применения» (Новосибирск, 2008, 2009, 2010 гг.), на международных научно-практических конференциях «Кожа и мех в XXI веке. Технология, качество, экология, образование» (Улан-Удэ, 2009, 2010 гг.), на всероссийской конференции студентов и молодых ученых «Наука и образование» (Белого, 2009 г.), на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации» (Ульяновск, 2011 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Обучение в течение всей жизни - «Life long learning» в контексте развития федерального университета» (Екатеринбург, 2011 г.).

    Основные положения диссертации апробированы и использованы автором в рамках выполнения проекта Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-201 Згг (утверждена постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 №568), госконтракт №14.740.11.0236. Основные результаты исследования внедрены в; учебный процесс Казанского национального исследовательского технологического университета.

    Ifa защиту выносятся следующие положения:

    1. Содержание профессиональных компетенций, определенных ФГОС, конкретизируется на основе анализа профессиональной деятельности специалистов швейного производства в современных условиях, а также отечественного и зарубежного опыта их подг отовки и характеризуется показателями сформированное™, включающими профессиональные знания, мотивацию, графические умения, профессионально-важные качества: творческие способности, способность к принятию творческих ответственных решений, способность к осуществлению самоконтроля в процессе профессионального общения.

    2. Формирование профессиональных компетенций студентов - будущих специалистов швейного производства в условиях образовательного кластера обеспечивается при выполнении следующих педагогических условий:

    • ориентация процесса подготовки специалиста швейного производства на поэтапное формирование на каждом квалификационном уровне системы профессионального образования (образовательного кластера) всех составляющих профессиональных компетенций с учетом современных условий функционирования производства;

    • обеспечение содержательной вариативности и индивидуального темпа освоения образовательной программы подготовки будущих специалистов швейного производства в зависимости от уровня предшествующей профессиональной подготовки;

    • сочетание групповых и индивидуальных форм познавательной деятельности студентов, использование разноуровневых и разнонаправленных квазипрофессиональных заданий и проектов;

    • педагогическое стимулирование самостоятельной познавательной деятельности студентов в контексте (предметном и социальном) профессиональной деятельности.

    3. Модель подготовки специалистов швейного производства в условиях образовательного кластера, учитывающая выявленные педагогические условия, основанная на методологических подходах (системный, личностно-деятельностный, компетентностный, контекстный, кластерный) и факторах, включающая взаимосвязанные компоненты (целевой, содержательный, процессуальный, результативный), реализованная с учетом принципов вариативности, гибкости, преемственности и междисциплинарности, профнаправленности, позволяет формировать профессиональные компетенции, Используя возможности различных систем профессионального образования, учитывать разноуровневосгь базовой профессиональной подготовки как посредством разработки сопряженных учебных планов, так и за счет разнообразия содержательного и процессуального компонентов.

    Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка использованной литературы, включающего 180 наименований, 20 таблиц, 7 рисунков, 6 приложений.

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

    : Во введении обоснована актуальность проблемы исследования; определены его цель, объект, предмет, сформулированы гипотеза и задачи, представлены научная новизна и практическая значимость, положения, выносимые на защиту; приведены данные об апробации и внедрении полученных результатов.

    В первой главе - «Теоретические предпосылки подготовки компетентных 'специалистов швейного производства в современных условиях» - рассмотрена профессиональная деятельность специалистов швейного производства в современных условиях, проведен анализ отечественного и зарубежного опыта подготовки специалистов для легкой промышленности, установлено содержание профессиональных компетенций специалистов-конструкторов швейного производства.

    В настоящее время в легкой промышленности происходит уменьшение числа крупных и увеличение числа малых предприятий, что оказывает влияние на содержание профессиональной деятельности специалиста, приводит к изменению функций его профессиональной деятельности. Организационная структура современного швейнбго предприятия определяет новые направления профессиональной деятель-

    ности конструктора одежды не только в сфере ее проектирования, но и в сферах рекламы, маркетинга, менеджмента и др.

    Проектировочная деятельность современного инженера-конструктора - неотъемлемая часть дизайн-деятельности, а, следовательно, он должен быть творческой личностью, обладать художественным вкусом, развитостью зрительного анализатора, глазомера, адекватностью цветовых и тактильных ощущений. Роль инженера-конструктора постоянно меняется: разработчик дизайн-проекта, модельер, координатор процесса изготовления и внедрения образца, обладающий организаторскими способностями. В диссертации обосновываются обязательные характеристики, которыми должен обладать специалист в области конструирования швейных изделий: высокий интеллектуальный уровень для решения профессиональных задач; развитые пространственное мышление, творческие способности; высокий уровень сформированное™ графических умений и мотивации.

    Характеристика профессиональной деятельности конструктора обусловлена наличием четырех преобладающих видов деятельности: производственно-конструкторской, проектно-дизайнерской, научно-исследовательской и организационно-управленческой.

    До недавнего времени качество подготовки специалиста определялось государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) в категории квалификации. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) определяет необходимость формирования общекультурных, общепрофессиональных компетенций и компетенций по основным видам производственной деятельности для направления «Конструирование изделий легкой промышленности». В соответствии с ГОС ВПО основной функцией конструктора являлось обеспечение качества готового изделия, в ФГОС ВПО основной акцент сделан на эффективность планирования, организации и осуществления конструкторских разработок и всего процесса изготовления изделий легкой промышленности. Обозначена необходимость готовности конструктора к инновационной деятельности и способности осуществлять контроль на некоторых этапах подготовки процесса производства. Наибольшее число формируемых компетенций бакалавра по направлению 262200 «Конструирование изделий легкой промышленности», регламентированных ФГОС ВПО, относится к группе ебщекультурных компетенций, наименьшее - к группе производственно-конструкторских и проектных (дизайнерских) компетенций.

    Профессиональные компетенции по видам деятельности включают в себя знания, умения, навыки и профессионально важные качества личности, профессиональную направленность. Однако, Федеральный государственный образовательный стандарт не регламентирует состав профессионально-важных качеств по каждой компетенции, оставляя эту функцию вузу. На основе анализа профессиональной деятельности нами выделено несколько приоритетных качеств личности среди тех, которые определяют успешность профессиональной деятельности конструктора изделий легкой промышленности (творческие способности, способность к принятию творческих ответственных решений, способность к самоконтролю в процессе профессионального общения).

    Для установления степени соответствия качества подготовки конструктора современным требованиям швейного производства проведен анализ отечественного и зарубежного опыта подготовки специалистов для легкой промышленности. Установлено, что за рубежом спецификой деятельности дизайнера одежды является по-

    лифункциональность, В системе подготовки специалистов для легкой промышленности в Российской Федерации образовательным стандартом установлено несколько квалификаций: конструктор, технолог, художник-стилист и дизайнер. Каждый из перечисленных специалистов отвечает лишь за определенный, конкретный этап подготовки и осуществления производственного процесса. Активная включенность инженера-конструктора в дизайн-деятельность и общность требований профессиональной сферы указанных специалистов позволяют сделать вывод о единстве специфики профессиональной деятельности дизайнера за рубежом и инженера-конструктора в России. Особенностью систем подготовки специалистов для легкой промышленности за рубежом является прочная связь профильных вузов с промышленностью, что позволяет предприятиям принимать участие в образовательном процессе подготовки специалистов, осуществляя отбор наиболее успешных из них. Большое внимание при подготовке специалистов для легкой промышленное™ за рубежом уделяется использованию в образовательном процессе метода проектов, что в сочетании с тесной связью вузов с промышленностью обеспечивает его эффективность. В российской системе подготовки специалистов для легкой промышленности в процессе интеграции учреждений профессионального образования, проявляется тенденция к созданию и развитию производственных, образовательных и научных кластеров.

    Во второй главе - «Разработка и реализация модели подготовки специалистов швейного производства в условиях образовательного кластера» - дана характеристика образовательного кластера как нового условия функционирование системы профессионального образования, представлена модель подготовки специалистов швейного производства в условиях образовательного кластера и раскрыто содержание основных ее компонентов, приведены этапы и результаты ее экспериментальной проверки.

    Кластеры призваны решить проблемы подготовки компетентных кадров для производства, обеспечения социальной защищенности будущих специалистов, обеспечения гарантии трудоустройства выпускников, своевременного мониторинга потребности общества в специалистах - инженерах и рабочих кадрах, выявления требований производства к качеству и содержанию подготовки кадров. На наш взгляд, образовательный кластер - это система взаимосвязанных по вертикали (с целью формирования компетентного специалиста) и горизонтали учреждений профессионального образования и предприятий, объединенных по отраслевому признаку. Так, например, на базе КНИТУ в целях повышения эффективности использования трудовых ресурсов путем совершенствования форм и методов обучения кадров в соответствии с потребностями работодателей создан научно-образовательный кластер, в который входят предприятия и учреждения профессионального образования в сфере легкой промышленности. Реализация кластерной модели в организации профессионального образования зачастую осуществляется без использования образовательных технологий, технических средств обучения и др.; в организации и содержании процесса подготовки специалистов не учитывается разноуровневость предшествующей профессиональной подготовки студентов, их личностные качества и способности. Процессы интеграции образовательных учреждений на организационно-структурном уровне не могут обеспечить эффективное формирование всех составляющих профессиональных компетенций специалистов, что обусловило необходимость проектирования модели подготовки современных специалистов швейного производства в условиях образовательного кластера.

    При изучении объекта и построении модели подготовки специалиста швейного производства использованы системный, личностно-деятелыюсгный, компегент-ностный, контекстный методологические подходы, некоторые позиции активно развивающегося кластерного подхода к организации и управлению системами профессионального образования. Системный подход позволил выделить структуру и содержание компетенций, необходимых для решения профессиональных задач, ориентации в современной профессиональной деятельности. Личностно-деятельностный подход обеспечил направление подготовки специалистов швейного производства на формирование личности будущего специалиста, его профессиональное становление, формирование его профсссионально-важных качеств, актуализации мотивационной составляющей профессиональной направленности.'

    Компетент постный подход, положенный в основу подготовки специалистов швейного производства, обеспечил рассмотрение компетенций как требований, предъявляемых к качеству подготовки специалистов швейного производства, определяющих все компоненты модели подготовки, и как результата образовательного процесса. Контекстный подход позволил задать предметный контекст содержания подготовки конструктора швейного производства и моделировать ситуации, близкие к условиям профессиональной коммуникации.

    В соответствии с идеями кластерного подхода к организации и управлению системами профессионального образования, система ВПО специалистов швейного производства рассмотрена как структурный элемент научно-образовательного кластера, находящийся во взаимосвязи с различными подсистемами (НПО, СПО, производство). • ■■■■',

    На основе системного анализа практики подготовки специалистов швейного производства в условиях образовательного кластера в: ходе исследования выявлены причинно-следственные связи между кластеризацией как современным условием функционирования системы подготовки специалистов и процессом формирования их профессиональных компетенций: ,.

    • эффективное формирование профессиональных компетенций специалиста в условиях образовательного кластера определяется интеграцией учреждении профессионального образования на организационно-структурном; содержательном'и технологическом уровнях;

    • создание и развитие кластеров, деятельность которых направлена на управление подготовкой кадров по отраслевому признаку, способствует увеличению числа студентов вуза с определенной предшествующей профессиональной подготовкой;

    • обусловленность эффективности формирования профессиональных компетенций специалистов в рамках образовательного кластера вариативностью содержания и организационных форм подготовки этих специалистов;

    • обусловленность содержания вариативной части образовательного процесса уровнем базовой подготовки студента - будущего специалиста.

    С учетом выявленных связей между кластеризацией как современным условием функционирования системы подготовки специалистов и процессом формирования их профессиональных компетенций, разработана модель подготовки специалиста швейного производства в условиях образовательного кластера, которая предполагает многоуровневую конструкторскую подготовку на любом этапе обучения в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального об-

    разования. Наполнение компонентов педагогической модели обусловлено влиянием «внешних» факторов: условия функционирования системы профессионального образования (кластеризация учреждений профессионального образования, введение новых стандартов профессионального образования); специфика современного швейного производства (особенности функций и способов деятельности современного специалиста-производственника).

    При построении модели мы опирались на принципы: профессиональной направленности, гибкости, вариативности, преемственности, междисцилинарности. На основе принципа профессиональной направленности осуществлялся отбор и структурирование содержания профильной подготовки, оптимально сочетающего фундаментальность и специализацию. Принцип вариативное™ обеспечивается вариативностью модульных программ, сконструированных с учетом уровневой подготовки обучающихся. Принцип гибкости обеспечивает реализацию всех компонентов системы модульного обучения, содержательная гибкость предполагает дифференциацию содержания обучения, а струюурная гибкость обеспечивается мобильностью структуры модульной программы.

    ■ Принцип преемственности в обучении включает в себя обеспечение в структуре учебных планов условий опережения потребности обучающихся в знаниях; обеспечение тематического и последовательного согласования программ смежных курсов; выявление в личности обучающихся профессионально-важных качеств, способствование их развитию; накопление данных, отражающих динамику изменения личностных и профессиональных качеств учащихся; целесообразное сочетание методов, форм и средств по формированию знаний, умений и личностных качеств; соблюдение единства и преемственности педагогических действий.

    В процессе подготовки специалистов швейного производства в условиях кластера принцип междисциплинарности реализуется на горизонтальном и вертикальном уровнях. На горизонтальном уровне междисциплинарность обеспечивает систематизацию знаний обучающихся, в наибольшей степени для студентов вуза без базовой профессиональной подготовки. Студенты с базовым профессиональным образованием имеют возможность самостоятельно установить необходимые междисциплинарные связи на основе имеющихся представлений о целостной профессиональной деятельности, сформированных на этапах освоения образовательных программ НПО и СПО. На вертикальном уровне междисциплинарные связи устанавливают соответствие между содержанием дисциплин профессионального цикла на различных уровнях профессиональной подготовки специалистов швейного производства

    Для обеспечения эффективности подготовки специалистов швейного производства нами определены необходимые педагогические условия этой подготовки:

    1) ориентация процесса подготовки специалиста швейного производства на поэтапное формирование на каждом квалификационном уровне системы профессионального образования (образовательного кластера) всех составляющих профессиональных компетенций с учетом современных условий функционирования производства;

    2) обеспечение содержательной вариативности и индивидуального темпа освоения образовательной программы подготовки будущих специалистов швейного производства в зависимости от уровня предшествующей профессиональной подготовки;

    3) сочетание групповых и индивидуальных форм познавательной деятельности студентов, использование разноуровневых и разнонаправленных квазипрофессиональных заданий и проектов;

    4) педагогическое стимулирование самостоятельной познавательной деятельности студентов в контексте (предметном и социальном) профессиональной деятельности.

    Модель подготовки специалистов швейного производства в условиях образовательного кластера представлена на рис. 1.

    Целевой компонент модели представлен единством трех составляющих общей интегративной цели - формирование компетенций конструктора швейного производства в соответствии со структурой профессиональной деятельности и требованиями ФГОС.

    В соответствии с определенными нами ранее принципами содержательный компонент представляет собой структурированный с учетом преемственности образовательных программ, личностных особенностей и потребностей обучающихся дидактический материал и состоит из инвариантной и вариативной частей. Содержание инвариантной части модели определяется ФГОС основной образовательной программы и образовательным учреждением. Внутри каждого модуля дидактический материал в соответствии с требованиями контекстного подхода отражает содержание профессиональной деятельности. Вариативность содержания учебных элементов модульных программ обеспечивает учет уровня базовой подготовки обучающихся.

    Процессуальный компонент включает формы обучения, позволяющие сочетать групповые и индивидуальные формы познавательной и творческой деятельности (лекционные, практические занятия, самостоятельная работа, выполнение курсовых, творческих, дипломных проектов и др.); методы, способствующие актуализации личностного опыта студентов, активизации творческой и практической деятельности на основе реализации межпредметных связей (метод проектов, проблемного обучения, модульного обучения, работы в группах, метод мотивирующего вступления и др.); использование средств обучения, позволяющих реализовать личностный подход (учебных пособий, спроектированных на основе модульной технологии обучения; наглядных материалов, натуральных и изобразительных пособий, позволяющих использовать предметный контекст; интерактивной доски, способствующей реализации творческих идей презентации проекта и др.).

    Результативный компонент включает в себя оценку показателей сформиро-ванности компетенций, определяемых ФГОС: профессиональных знаний, умений, навыков конструктора швейных изделий и профессионально важных качеств, определенных на основе анализа профессиональной деятельности (способности к принятию творческих ответственных решений, креативности, способности к осуществлению самоконтроля в процессе профессионального общения).

    Специалист швейного производства имеет возможность как начать осуществление профессиональной деятельности на производстве в соответствии со своей квалификацией, так и продолжить обучение по смежному направлению на следующей квалификационной ступени системы образовательного кластера.

    В рамках проведенного исследования была осуществлена экспериментальная проверка эффективности разработанной модели подготовки специалистов швейного производства в условиях образовательного кластера.

    Учреждения НПО, СПО, ВПО, ДПО, профильные классы школ в составе "образовательного кластера в сфере подготовки специалистов для швейного производства

    о о

    2 <5

    Е 2 о я а 5

    Современное швейное производство

    Современная подготовка кадров в сфере швейного производства : .

    Целевой компонент ••■ Поэтапное формирование профессиональных компетенций специалиста швейного производства с учетом предшествующей профессиональной подготовки обучающегося ..

    Содержательный компонент -Модули и циклы, включающие дисциплины, содержащие дидактический материал, в контексте профессиональной деятельности различного наполнения в зависимости от уровня предшествующей профессиональной подготовки

    Процессуальный компонент •

    Формы организации. сочетающие . индивидуальную и групповую формы выполнения квазипрофессион альных заданий и проектов

    Методы. позволяющие обеспечить -индивидуальный темп , освоения вариативного содержания в зависимости от личностных особенностей

    Средства обучения.

    способствующие

    визуализации

    объектов,

    предметов

    профессиональной

    деятельности

    специалиста

    швейного

    производства

    Специфика профессиональной деятельности

    Н

    £вязи; 1) эффективное формирование профессиональных компетенций специалиста в условиях образовательного кластера определяется интеграцией учреждений профессионального образования на ерганнзационжкгтруктурном, содержательном и технологическом уровнях; 2) создание и развитие кластеров, деятельность которых направлена на управление подготовкой кадров по отраслевому признаку, способствует увеличению числа студентов с определенной предшествующей профессиональной подготовкой; 3) обусловленность эффективности формирования профессиональных компетенции специалистов в ооразовагельном кластере вариативностью содержания и организационных форм подготовки этих специалистов; 4) обусловленность содержания вариативной части образовательного процесса уровнем базовой подготовки будущего специалиста.

    Принципы: вариативности, преемственности, междисцилинарности, гибкости, профессиональной направленности ;

    Результативный компонент Показатели сформированности компетенции специалиста швейного производства: система общих, и профессиональных знаний, умений, навыков, профессионально-важные качества, мотивация

    Педагогические условия:

    1) ориентация подготовки специалиста швейного производства на поэтапное формирование всех составляющих профессиональных компетенций на каждом квалификационном уровне системы профессионального образования (образовательного кластера); с учетом современных условий функционирования производства

    2) обеспечение содержательной вариативности н индивидуального темпа освоения образовательной программы подготовки будущих специалистов швейного производства в зависимости от уровня предшествующей профессиональной подготовки;

    3) сочетание групповых и индивидуальных форм познавательной деятельности студентов, использование разноуровневых и разнонаправленных квазипрофессиональных заданий и проектов;

    4) педагогическое стимулирование самостоятельной познавательной деятельности студентов в контексте (предметном и социальном) профессиональной деятельности.

    Компетентный специалист швейного производства различных квалификационных уровней

    Рис. 1. Модель подготовки специалистов швейного производства в условиях образовательного кластера

    Констатирующий эксперимент выявил, что в группах, обучающихся по специальности «Конструирование швейных изделий», почти половина студентов имеют начальное или среднее профессиональное образование по смежным специальностям. Исследование сформированное™ профессиональных знаний, умений и навыков, профес-сиопально-важных качесгв личности у етудепгшз внутри учебных групп замелю различается. У студентов с начальным профессиональным образованием наиболее развита учебная мотивация.

    У студентов со средним профессиональным образованием наиболее развиты творческие способности, графические умения, профессиональные знания. У студентов без предшествующего профессионального образования обнаружились относительно средние значения вышеуказанных параметров, относительно низкие показатели уровня творческих способностей, учебной мотивации, профессиональных знаний.

    Для проведения эксперимента были отобраны контрольная и экспериментальная группы, уровни сформированное™ знаний, умений, навыков, профессионально-важных качесгв, мотивации которых однородны (соответственно 61 и 68 студентов). Суп, педагогического эксперимента заключалась в формировании выделенных составляющих профессиональных компетенций специалистов-конструкторов швейных изделий в рамках дисциплин «Конструирование одежды», «Теорс-шчсские основы формообразования оболочек из пластических материалов», курсовых и дипломных проектов, преддипломной практики. Формирующий эксперимент в соответствии с моделью был направлен на создание в учебном процессе педагогических условий эффективного формирования профессиональных компетенций конструктора.

    В соответствии с первым условием весь процесс подготовки нами рассматривался как поэтапное формирование компетенций, определяемых ФГОС, поэтапная диагностика сформированное™ которых подразумевала выделение показателей и уровней сформированное™ компетенций. Реализация данного условия включала в себя разработку сопряженного учебного плана обучения студентов на базе среднего профессионального образования. В рамках реализации второго и третьего условий, в процессе подготовки студентов экспериментальной группы использовались элементы модульной технологии, разноуровневые и разнонаправленные задания в зависимости от уровня базовой подготовки и проекты, выполняемые в подгруппах, скомплектованных из студентов с разным уровнем базовой профессиональной подготовки. В рамках реализации четвертого педагогического условия в исследовании были разработаны и применены в учебном процессе индивидуальные задания для самостоятельной проработки студентами теоретического материала, некоторые с последующей презентацией работы, проблемные ситуации в контексте профессиональной деятельности в процессе выполнения практических работ.

    В содержание обучения студентов экспериментальной группы в рамках аудиторных и внеаудиторных занятий нами вносились изменения в соответствии' с принципом вариативности, дидактический материал формировался в виде модулей. Учет индивидуальных особенностей обучающихся обеспечивался структурированием содержания учебной дисциплины с использованием элементов модульной технологии обучения. Это позволило нам в разработанных учебно-методических пособиях добиться личностно-деятельносгной ориентации учебного процесса, так как теоретический материал для изучения и практические задания подразумевали вариативность в зависимости от уровня базовой подготовки студента. Выбор студентами собственного темпа изучения отдельно взятого мо-

    дуля позволил в достаточной степени индивидуализировать образовательный процесс.

    В экспериментальной группе в целях повышения уровня мотивации были использованы в качестве вступительной мотивации - мотивирующее вступление, в качестве текущей мотивации - ориентация содержания учебного материала на его практический смысл и на конкретную профессиональную деятельность, демонстрация в речи практического использования приводимых теоретических положений и составление заданий оптимальной сложности, в качестве заключительной мотивации - положительная обратная связь или информирование обучающихся об успешности их деятельности.

    Для развития графических умений и пространственного мышления студентов в образовательном процессе использовались графические задачи. Формирующий эксперимент предусматривал использование в процессе обучения задач на построение третьего вида по двум заданным; задач на преобразование формы предмета и его частей и др., задач на чтение чертежа. Процесс выполнения заданий имел обратное направление по отношению к привычному для студента построению конструкции по заданному эскизу. Такие задания достаточно просты, но в то же время требуют внимания, сосредоточенности, навыков выполнения эскиза. Некоторая иетипичность и относительно невысокий уровень сложности данного вида заданий для традиционного содержания дисциплины «Конструирование одежды» создавали положительную мотивацию выполнения графических заданий в экспериментальной фуппе, так как задача соответствовала уровню подготовки, соответствовала интеллектуальным и графическим возможностям студентов, привлекла их внимание и интерес. Основное внимание уделялось группе задач на преобразование. В учебной графической деятельности студентам было необходимо применить преобразование пространственного положения изображаемых предметов и их фермы, что способствовало развитию динамических пространственных представлений и таких важных качеств личности, как умение анализировать, комбинировать, переосмысливать исходные данные, что в свою очередь развивает у обучающихся интеллектуальные качества, формирует у учащихся подготовленность еще и к творческой деятельности.

    Потребность в развитии творческих способностей предусматривала включение в учебный процесс способов активной познавательной деятельности студентов. Поскольку деятельность инженера-конструктора - процесс творческий, требующий развитого художественного вкуса, способности к воображению, абстрактному мышлению, применялись методы обучения, стимулирующие познавательный процесс и повышающие общую активность обучающихся, формирующие познавательную направленность личности, способствующие выработке психологической установки на преодоление познавательных трудностей. Одним из наиболее эффективных средств активизации процесса обучения выступило проблемное обучение. Поэтапное и системное использование элеме^в проблемного обучения в процессе выполнения лабораторных работ позволило сформировать у студентов умения осмысления проблемной ситуации и выделения в ней задачи; формирования предполагаемых вариантов решения задачи; расчёта действия, ведущего к намеченному решению; исполнения задачи; сопоставления реального результата с первоначальной целью; обобщения результатов работы, формулировки выводов. Предоставленная студентам свобода проявления индивидуальных реакций в ответ на предложенную проблемную ситуацию была направлена на развитие интеллектуальных качеств, творческого стиля

    мышления, формирование установки на самостоятельные решения, аналогично решениям специалиста в условиях реальной профессиональной деятельности на производстве.

    В соответствии с принципами контекстного подхода в рамках второго и третьего педагогических условий в учебном процессе в экспериментальной группе использовались мотивирующие вступления с опорой на профессиональную значимость осваиваемых умений и навыков, предметный контекст проявлялся в использовании натуральных готовых образцов изделий. Социальный и предметный контекст обеспечивался при выполнении студентами творческого проекта.

    Использование в учебном процессе коллективного проста (дипломного, курсового или иного) способствовало тому, что, работая над созданием проекта в составе подгруппы, студент обогащал опьгг социального взаимодействия, развивал собственное представление о принципах сотрудничества и научной организации труда, а также использовал полученные знания в практической деятельности, совершенствуя тем самым знания свои и своих товарищей посредством обмена опытом выполнения отдельных действий или операций, выступая не только как субъект познания, осуществляя самостоятельно организацию собственной и коллективной когнитивной деятельности. Это способствовало дальнейшему развитию коммуникативных качеств обучающегося.

    Определение сформированное™ профессионально важных качеств личности, выделенных в структуре профессиональных компетенций специалиста швейного производства, проводилось по известным методикам диагностирования, результаты которого подтверждались данными фиксированного наблюдения. Примеры протоколов наблюдений представлены в диссертации. Определение сформированное™ графических умений производилось через оценку качества выполнения графических работ, профессиональные знания оценивались с помощью разработанного нами теста, содержащего вопросы по специальным и общепрофессиональным дисциплинам. На рис. 2-7 представлены сравнительные гистограммы результатов констатирующего и формирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах по уровням сформированное™ мотивации, графических умений, профессиональных знаний.

    Результаты формирующего эксперимента позволяют сделать вывод о том, что реализация разработанной модели и педагогических условий формирования профессиональных компетенций обеспечивает эффективность профессиональной подготовки специалистов швейного производства в условиях образовательного кластера.

    В заключении диссертации подведены общие итоги исследования и сформулированы основные выводы.

    1. Анализ современного состояния и перспектив отечественной легкой промышленности показал, что при наличии положительных тенденций в развитии отрасли остаются проблемы, негативно влияющие на рост ее экономики, одной из которых является социальная и кадровая проблема. Новые требования к деятельности образовательных учреждений задаются современной производственной системой, новыми аспектами деятельности предприятий и новыми функциями специалистов.

    Недостаток квалифицированных кадров, вызванный несоответствием содержания и качества образовательных программ учреждений профессионального образования потребностям экономики, неразвитостью механизмов непрерывного образования следует отнести к числу проблем, преодолеваемых в рамках развития большинства производственных, образовательных и научных кластеров.

    низкий j средний j высоиии Формирующий эксперимент

    низкий ] средний | высокий Констатирующий эксперимент

    Уровень мотивации

    *

    уровень

    [анпо]

    | га СПО i ¡□ОСО]

    Рис. 2. Уровень мотивации КГ

    высокии

    низкии

    средним

    Констатирующий эксперимент

    Уровень сфоршфованности профессиональных знаний

    втяятяеттШШшеттшхявжттжа

    В НПО

    СПО

    □ ОСО

    низкий | средний | высокий низкии | средний | высокии Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент уровень

    Рис.3. Уровень профессиональных знаний КГ

    Уровень сформированное™ графических умений

    57,4

    ]

    £ 80

    е 70

    I 60

    Ъ . 50

    0 40

    | 30

    х 20

    1 10

    о

    низкии ] средним ¡ высокии

    Формирующий эксперимент

    Я НПО ¡а СПО □ ОСО

    уровень

    Рис. 4. Уровень графических умений КГ

    60 50 АО 30 20 10 0

    53 5- .Ч

    Уровень мотивации

    - -55,9 .<,41б-54,6

    Ш 100

    2 90

    | 80 5 70

    е „ 60

    0 50

    е 40

    § 30

    $ 20

    1 10 § о

    Рис.5. Уровень мотивации ЭГ

    Уровень сформированное?« профессиональных знаний

    уровень

    Рис.6. Уровень профессиональных знаний ЭГ Уровень сформированное™ графических

    умении

    Констатирующий эксперимент 1 формирующий эксперимент уровень

    Рис.7. Уровень графических умений ЭГ 19

    В то же время интеграция учреждений профессионального образования только на организационно-структурном уровне является необходимым, но недостаточным условием эффективного функционирования образовательного кластера. Наряду с проводимыми организационно-структурными переменами требуются и содержательные преобразования в системе подготовки специалистов, а также поиск новых форм и методик на всех этапах этой работы. Функционирование образовательного кластера оказывает влияние на процесс подготовки специалистов в вузе, на входе в подсистему высшего профессионального образования комплектуются группы студентов, заметно различающихся между собой: по уровням начальных профессиональных знаний, умений и навыков; по степени сформированное™ профессио-налъно-важных качеств личности; по учебной мотивации. При проектировании подготовки специалистов необходимо также учитывать то, что система ВПО России переходит на двухуровневую систему подготовки. Выявленное противоречие между необходимостью подготовки компетентных специалистов швейного производства в новых условиях (кластеризации учреждений профессионального образования и вступления в силу ФГОС) и недостаточной разработанностью теоретических и практических основ такой подготовки разрешается путем разработки и реализации педагогической модели подготовки специалистов швейного производства.

    2. Анализ отечественного и зарубежного опыта подготовки специалистов для легкой промышленности позволил выявить, что особенностью систем подготовки специалистов для легкой промышленности за рубежом является прочная связь профильных вузов с промышленностью, что позволяет предприятиям принимать участие в образовательном процессе подготовки специалистов с необходимым уровнем компетенций, осуществляя отбор наиболее успешных из них. Большое внимание при подготовке специалистов для легкой промышленности за рубежом уделяется использованию в образовательном процессе метода проектов, что в сочетании с тесной связью вузов с промышленностью позволяет повысить его эффективность. В российской системе подготовки специалистов для легкой промышленности наметилась тенденция к интеграции высшего с начальным, средним и дополнительным профессиональным образованием, к интеграции учреждений профессионального образования, созданию и развитию производственных, образовательных и научных кластеров.

    3. Характеристика профессиональной деятельности специалиста швейного производства обусловлена наличием Четырех преобладающих видов деятельности: производственно-конструкторской, проектно-дизайнерской, научно-исследовательской и организационно-управленческой. Функции инженера-конструктора на швейном производстве постоянно меняется: разработчик дизайн-проекта, модельер, координатор процесса изготовления и внедрения образца, который должен обладать организаторскими способностями. Современному швейному производству необходим профессионал, готовый не только к полифункциональной деятельности, но и к быстрой смене видов профессиональной деятельности в нестандартных производственных ситуациях.

    4. С учетом содержания профессиональной деятельности конструктора конкретизировано содержание профессиональных компетенций инженера-конструктора изделий легкой промышленности. В ФГОС по данному направлению основной акцент сделан на эффективность планирования, организации и осуществления конструкторских разработок и всего процесса изготовления изделий легкой промышленности и обозначена необходимость готовности конструктора к инновационной деятельности и способности осуществлять контроль на некоторых этапах

    подготовки процесса производства. ФГОС не регламентирует состав профессионально-важных качеств по каждой компетенции. На основе анализа профессионала ной деятельности выделено несколько приоритетных качеств личности среди множества, которые определяют успешность профессиональной деятельности конструктора изделий легкой промышленности.

    Определены показатели сформированное™ профессиональных компетенций студентов - будущих конструкторов швейного производства, включающие профессиональные знания, мотивацию, графические умения, профессионально-важные качества: творческие способности, способность к принятию творческих ответственных решений, способность к осуществлению самоконтроля в процессе профессионального общения.

    5. На основе системного анализа существующей подготовки специалистов швейного производства в условиях образовательного кластера на вузовском этапе были выявлены следующие причинно-следственные связи между кластеризацией как современным условием функционирования системы подготовки специалистов и процессом формирования их профессиональных компетенций:

    • эффективное формирование профессиональных компетенций специалиста в условиях образовательного кластера определяется интеграцией учреждений профессионального образования на организационно-структурном, содержательном и технологическом уровнях;

    • создание и развитие кластеров, деятельность которых направлена на управление подготовкой кадров по отраслевому признаку, способствует увеличению числа студентов вуза с определенной предшествующей профессиональной подготовкой;

    • обусловленность эффективности формирования профессиональных компетенций специалистов в рамках образовательного кластера вариативностью содержания и организационных форм подготовки этих специалистов;

    • обусловленность содержания вариативной части образовательного процесса уровнем базовой подготовки студента - будущего специалиста.

    6. Определены необходимые педагогические условия эффективной подготовки специалистов швейного производства на вузовском этапе:

    • ориентация подготовки специалиста швейного производства на поэтапное формирование всех составляющих профессиональных компетенций на каждом квалификационном уровне системы профессионального образования (образовательного кластера) с учетом современных условий функционирования производства;

    • обеспечение содержательной вариативности и индивидуального темпа освоения образовательной программы подготовки будущих специалистов швейного производства в зависимости от уровня предшествующей профессиональной подготовки;

    • сочетание групповых и индивидуальных форм познавательной деятельности студентов, использование разноуровневых и разнонаправленных квазипрофессиональных заданий и проектов;

    • педагогическое стимулирование самостоятельной познавательной деятельности студентов в контексте (предметном и социальном) профессиональной деятельности.

    7. Спроектирована модель подготовки компетентных специалистов швейного производства в условиях образовательного кластера, основанная на определенных методологических подходах (системном, личностно-деятельностном, компетентно-

    стном, контекстном, кластерном) и состоящая из взаимосвязанных компонентов (целевого, содержательного, процессуального, результативного).

    Модель включает вариативное модульное содержание в контексте профессиональной деятельности; методы, позволяющие обеспечить индивидуальный темп освоения содержания в зависимости от личностных особенностей студентов; формы организации, сочетающие индивидуальную и групповую формы выполнения заданий и проектов; средства, способствующие визуализации объектов, предметов профессиональной деятельности специалиста швейного производства; предполагающий использование разноуровневых и разнонаправленных квазипрофессиональных заданий и проектов в зависимости от уровня предшествующей профессиональной подготовки.

    8. Экспериментально подтверждена эффективность подготовки будущих специалистов швейного производства в современных условиях на основе разработанной модели. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями специальных дисциплин на кафедрах, выпускающих специалистов легкой промышленности дня швейного производства.

    Основные положения диссертационного исследования изложены в следующих публикациях:

    Статьи в рецензируемых ведущих научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК РФ

    1. Гаврилова, O.E. Подготовка компетентных специалистов легкой промышленности в системе непрерывного профессионального образования технологического университета / О.Е.Гаврилова, Л.Л.Никитина, В.И.Богданова, Ф.Т.Шагеева II Вестиик Казанского технологического университета. - 2010. -№12-С.73-78.

    2. Гаврилова, O.E. Сравнительный анализ ГОС ВПО второго поколения и ФГОС ВПО направления подготовки «Конструирование изделий легкой промышленности» I O.E. Гаврилова, Ф.Т. Шагеева // Право и образование. — 2011. — №9. - С.46-52.

    3. Гаврилова, O.E. Формирование профессиональных компетенций специалистов швейного производства в условиях образовательного кластера / O.E. Гаврилова // Образование и саморазвитие. - 2011. - №5 (27). -С.89-95.

    Статьи в научных журналах и сборниках научных трудов

    4. Гаврилова, O.E. Подготовка специалистов-конструкторов швейного производства в процессе проектной деятельности / О.Е.Гаврилова, Л.Л.Никитина, Ф.Т.Шагеева II Материалы отчетной научно-методической конференции КГТУ «Актуальные проблемы профессионального образования: учебно-методическое обеспечение инновационного образовательного процесса». - Казань: Изд-во Казан . гос. технол, ун-та, 2007. - С. 327-331.

    5. Гаврилова, O.E. Пути формирования проектной компетенции специалистов-конструкторов швейного производства / О.Е.Гаврилова // Материалы Всероссийского семинара КГТУ «Формирование профессиональных стандартов по направлению «Химическая технология » в компетентном формате». - Казань: Изд-во Казан, гос. технол. ун-та, 2007. - С. 89-95.

    6. Гаврилова, O.E. О необходимости подготовки конструкторов швейного производства в условиях образовательного кластера / О.Е.Гаврилова // Материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и

    молодых исследователей «Теоретические знания в практические дела». - Омск: Изд-во филиала РосЗИТЛП в г.Омске, 2008. - С. 20-23.

    7. Gavrilova, О.Е. Technology of training the designing competence of production engineers in light industry / O.E. Gavrilova, L.L Nikitina, F.T Shageeva, V.G Ivanov // Proceedings of the 37-th International 1GIP Symposium «Engineering competencies traditions and innovations ». - Moscow: Publishing hous MARCI (STU), 2008.-P. 159-160.

    8. Гаврилова, O.E. Что такое образовательный кластер? / О.Е.Гаврилова, ЛЛ.Никитина // Материалы отчетной научно-методической конференции КГТУ «Актуальные проблемы профессионального образования: научно-методическое и нормативное обеспечение многоуровневой подготовки». - Казань: Изд-во Казан, гос. технол. ун-та, 2008. - С. 73-77.

    9. Гаврилова, О.Е. Образовательный кластер как структурный элемент системы непрерывного профессионального образования / О.Е.Гаврилова // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Психология и педагогика: методика и проблемы практ ического применения». - Новосибирск: ЦРНС, 2008. - С. 27-30.

    10.Гаврилова, О.Е. Образовательный кластер как инновационная форма организации подготовки компетентных специалистов легкой промышленности / О.Е.Гаврилова // Материалы X Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых исследователей «Теоретические знания - в практические дела». - Омск: Изд-во филиала РосЗИТЛП в г.Омске, 2009. - С. 95-97.

    И.Гаврилова, О.Е. К вопросу о подготовке специалистов-конструкторов швейного производства в условиях образовательного кластера / О.Е.Гаврилова // Сборник трудов студентов и молодых ученых «Наука и образование». - Белово: Беловский полиграфист, 2009. - С. 50-54.

    12. Гаврилова, О.Е. Организация подготовки специалистов легкой промышленности на основе компетентностного и проектно-деятельностного подходов / О.Е.Гаврилова, Ф.Т. Шагесва, ЛЛ.Никитина, В.И.Богданова// Материалы V Международной научно-практической конференции «Кожа и мех в XXI веке. Технология, качество, экология, образование». - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2009 - С. 266-271.

    13.Гаврилова, О.Е. Исследование характера мотивации учебной деятельности студентов-конструкторов швейного производства / О.Е.Гаврилова, Л.Л.Никитина// Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения». -Новосибирск: ЦРНС, 2009. - С. 78-82.

    14. Гаврилова, О.Е. Подготовка специалистов легкой промышленности на основе компетентностного и проектно-деятельностного подходов в условиях образовательного кластера [Электронный ресурс] / О.Е.Гаврилова, ЛЛ.Никитина // Материалы отчетной научно-методической шггернет-конференции КГТУ «Современное состояние высшего профессионального образования в России: научно-методическое обеспечение». - Казань, 2009. -Режим доступа: http://conf.kstu.ru/ru/conf_tez.jsp7id_conf, свободный.

    15.Гаврилова, О.Е. Подготовка специалистов в области конструирования швейных изделий / О.Е.Гаврилова, Л.Л.Никитина // Материалы VI Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Новые технологии и материалы легкой промышленности». - Казань: Изд-во Казан, гос. тех-нол. ун-та, 2010.-С. 19-22.

    16.Гаврилова, О.Е. Подготовка специалистов легкой промышленности в условиях образовательного кластера / О.Е.Гаврилова, Л.Л.Никитина И Инженерная педагогика: Сборник статей (выпуск 12 том 2). - Москва: Центр инженерной

    I

    I

    педагогики МАДИ, 2010. - С. 60-65.

    17.Гаврилова, O.E. Содержание профессиональных компетенций специалистов-конструкторов швейного производства / О.Е.Гаврилова, Л.Л.Никитина, Ф.Т.Шагеева // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Кожа и мех в XXI веке. Технология, качество, экология, образование» -Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2010. - С. 242-251.

    18.Гаврилова, O.E. Специфика профессиональной деятельности иижеиера-конструктора швейных изделий / О.Е.Гаврилова II Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения». - Новосибирск: ЦРНС, 2010. - С. 372-377.

    19.Гаврилова, O.E. Возможности технологии модульного обучения в процессе подготовки специалистов швейной промышленности / О.Е.Гаврилова, Л,Л.Никитина // Материалы II Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии - гарантия качественного образования студентов и специалистов». - Казань: Изд-во Казан, гос. тсхнол. ун-та, 2010. - С. 39-42.

    20.Гаврилова, O.E. Профессионально важные качества личности инженера-конструктора швейных изделий в структуре организационно-управленческой компетенции / О.Е.Гаврилова, ЛЛ.Никитина, Ф.Т.Шагеева // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения». - Новосибирск: ЦРНС, 2010.-С. 377-382.

    21 .Гаврилова, O.E. Современное состояние и перспективы подготовки кадров для предприятий легкой промышленности / О.Е.Гаврилова, Л.Л.Никитина // Материалы II научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации». - Ульяновск: Изд-во УлГУ, 2011. - С. 452-454.

    22.Гаврилова, O.E. Непрерывное профессиональное образование специалистов легкой промышленности в условиях образовательного кластера / О.Е.Гаврилова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Обучение в течение всей жизни - «Life long learning» в контексте развития федерального университета». - Екатеринбург: Изд-во УФУ, 2011. - С. 27-35.

    Учебные пособил, методические разработки

    23. Гаврилова, O.E. Теоретические основы формообразования оболочек из пластических материалов: Методические указания к лабораторным работам / О.Е.Гаврилова, Л.Ю.Махоткина. - Казань: Изд-во Казан, гос. тех-нол. ун-та, 2009.-36 с. (авт. 18 с.)

    24.Гаврилова, O.E. Теоретические основы формообразования оболочек из пластических материалов: Методические указания к лабораторным работам - 2-е изд. перераб. / О.Е.Гаврилова, Л.Ю.Махоткина. - Казань: Изд-во Казан, гос. тех-нол. ун-та, 2010. - 36 с. (авт. 18с.)

    25. Гаврилова, O.E. Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Макетирование костюма»: Методические указания к лабораторным работам / О.Е.Гаврилова, Э.Ф.Вознесенский, Ю.А.Коваленко, Л.Р.Фатхуллина. - Казань: Центр инновационных технологий, 2010. - 62 с. (авт. 16 с.)

    ---------Тираж 80 экз.

    Офсетная лаборатория Казанского национального исследовательского технологического университета 420015, Казань, К. Маркса, 68

    Содержание диссертацииавтор научной статьи: кандидата педагогических наук, Гаврилова, Ольга Евгеньевна, 2011 год

    ВВЕДЕНИЕ.

      1   2   3   4


    написать администратору сайта