Главная страница
Навигация по странице:

  • 862

  • Вели́кая Октя́брьская Социалисти́ческая Револю́ция

  • История сегодня


    Скачать 0,55 Mb.
    НазваниеИстория сегодня
    Анкорotvety_na_bilety_po_istorii.docx
    Дата24.04.2017
    Размер0,55 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаotvety_na_bilety_po_istorii.docx
    ТипДокументы
    #927
    страница1 из 3

    Подборка по базе: Реферат история.docx, Министерство образования и наук РК история.docx, экономическая история вопросы к экзамену.docx, Всекубанский классный час для 3 класса по теме Краснодарскому кр, Собрание лекций. Курс. Лекция история фтизиатрии и кафедры.doc, Глазкова В.В. История и онтология науки_ПЗ1.docx.docx.
      1   2   3

    Билет №1

    Современная историческая наука. Новые методики исторического исследования (перечислите и расскажите подробно об одном известном вам научном направлении\научной школе\представителях и работах)

    * лингвистические (изучение дискурсов)

    История сегодня – это междисциплинарная наука. Все научные открытия, прорывы, в истории встречаются на стыке разных научных дисциплин. (антропология,археология,нумезматика…)

    Новые методики исторического исследования это лингвистические методики изучение дискусов и диалектов. историко-культурная реконструкция (военно-исторические клубы, музейные проекты, погружения в эпоху)

    Школа Анналов: М Блок, Февр воспринимается как история тотальная. Все сферы взаимосвязаны. Это ист человеческих переживаний. Заложили основы цивилизационного подхода к изучению ист. Школой «Анналов» сформулирована концепция реконструкции исторических фактов. Содержание концепции наиболее точно выражено М. Блоком, полагавшим, что для понимания истории необходимо обнаружить смысл явления, постигнуть мотивы людей, совершивших поступки в условиях, «прочитанных» ими на свой манер. Их суть заключалась в том, что произошла замена классической «истории — повествования» «историей — проблемой», а также предпринимались попытки создать «тотальную» историю, то есть историю, описывающую все существующие в обществе связи — экономические, социальные, культурные. Ученые стали ставить в центр своих исследований не деятельность великих людей, не описание событий, а общество в целом, пытаясь вскрыть глубинные структуры, существующие в течение больших временных отрезков. Такой подход потребовал привлечения данных смежных наук —социологииэтнографиигеографии и других, а также расширения круга исторических источников. Сторонники «новой исторической науки» привлекают результаты исследований археологии, истории техники, лингвистики, проповеди, жития святых и др. Это привело к эпистемологическому повороту в исторической науке: источник сам по себе нем, вопросы ему задает исследователь, следовательно, ценность приобретает даже фальсифицированный источник, так как он может рассказать почему фальшивка появилась, кому это было выгодно. Сторонники данного направления изучают массовые представления людей той или иной эпохи (история ментальностей), смену ценностных установок на протяжении веков, проблему исторической памяти и так далее.

    февраль 1917 г.  — события в Петрограде, в результате которых в России был свергнут император Николай II и создание временного правительства во главе с Георгием Львовым. Революционные события охватили период конца февраля — начала марта 1917 года

    Брежнев Леонид Ильич

    • Ген сек ЦК КПСС 1964-1982

    • переход к концепции «развитого социализма»

    • проведение экономических реформ (Косыгинская реформа: внедрение экономических методов управления, расширение хозяйственной самостоятельности предприятий)

    • полное подчинение гос аппарата партийному, несменяемость политического руководства

    • принятие конституции 1977 года, закрепившая однопартийную систему (6я статья)

    • вторжение войск в Чехословакию

    • диалог с Хападом, политика «разрядки», заключение Хельсенских соглашений, договоры о разоружении

    • ввод советских войск в Афганистан

    • рост преступности и взятничества

    • «пражская весна»

    • Неосталинизм

    • При нем прошла олимпиада 1980 года

    Билет № 2

    Теория общественно-экономических формаций (К. Маркса, В. Ленин)Перечислите основные признаки формаций и дайте характеристику известных вам формаций. Подумайте, как связана теория формаций\теория марксизма с практическими действиями советской власти XXв.

    Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, определяемый способом производства: противоречивым единством производительных сил и производственных отношений.. К Маркс - главное не сфера духа, а материальная жизнь. Отношение к собственности и производства. Ф Энгельс «Манифест коммунистической партии» поступательное развитие истории 5 общественноэкономических формаций

    1 первобытная 2 рабовладельческая 3 феодальная 4 капиталистическая 5 коммунистическая

    их закон: в любом обществе производственные отношения должны соответствовать уровню развития производительных сил. Конфликт разрешается только революцией.

    Теория маркса оказала огромное влияние на Россию и на европу. В его теории заключались идеи линейного движения, постепенного развития, которое происходит независимо от воли людей. Обязжательная смена реформаций через революцию, решение проблем – это борьба.

    В целом вторая половина 19 века отличается верой в общественный прогресс, на постоянном развитии и основана эта теория. Формационный подход историками рассматривается как один из вариантов подхода к истории, почти весь 20 век эта методология стала гос признанной, единственно верной и возможной

    Ленин, и все его труды пронизаны марксизмом, причем марксизмом самым ортодоксальным или, как ныне говорят, аутентичным. Ленин почти всегда пытался свои практические действия сверять с Марксом, искать в его работах ключ к решению многих и многих проблем. И именно в этом состоит наибольшая сложность и противоречивость Ленина. Ибо русская действительность времен Ленина, эпохи заката феодального общества, плохо соответствовала учению Маркса, сформулированному в эпоху индустриального капитализма. Марксизм объяснял, как будет осуществляться выход из этого капитализма, Россия же стояла перед входом в него. Россия пошла по пути революционного марксизма отбросив эволюционную часть.

    1762 год. На российском престоле ПЕТР III, внук ПЕТРА I. Его царствование будет недолгим - 28 июня 1762 его свергнет собственная супруга - ЕКАТЕРИНА II. Император носит прусский мундир и прусскому ордену отдает предпочтение перед русскими, - это вызывает определенное недовольство в высших кругах. 26 Января 1762 года. Император ПЕТР III подписывает Манифест <О даровании вольности и свободы российскому дворянству>.

    Рюрик 862879



    • Полководец и предводитель варяг

    • Призванный варяг править Русью

    • первый князь

    • начало династии рюриковичей

    • норманская и антинорманская теория образования гос-ва

    • образование киевской Руси

    • подавление воостания Вадима Храброго против варягов (864) казнь Вадима и его сподвижников

    я хз че еще

    Билет №3

    Теория цивилизаций (Шпенглер,Тойнби,Данилевский) Типы цивилизаций. Назовите признаки, характерные черты западного и восточного типа цивилизаций. Подумайте к какому типу цивилизаций можно отнести Россиюи почему?

    Многие историки и философы стали искать объяснения своеобразного развития не только отдельных стран и регионов земного шара, но и истории человечества в целом. Так в XIX веке зародились и получили широкое распространение идеи цивилизационного пути развития общества, вылившиеся в концепцию многообразия цивилизаций. Одним из первых мыслителей, разработавших концепцию всемирной истории как совокупности самостоятельных и специфичных цивилизаций, которые он называл культурно-историческими типами человечества, был русский естествоиспытатель и историк Н. Я. Данилевский (1822-1885). В своей книге «Россия и Европа» (1871), стараясь выявить различия между цивилизациями, которые он рассматривал как своеобразные, несовпадающие культурно-исторические типы человечества, он хронологически выделял следующие сосуществовавшие во времени, а также сменявшие друг друга типы организации социальных образований: 1) египетский, 2) китайский, 3) ассиро-вавилонский, 4) халдейский, 5) индийский, 6) иранский, 7) еврейский, 8) греческий, 9) римский, 10) новосемитический, или аравийский, 11) романо-германский, или европейский, к которым добавлял две цивилизации доколумбовой Америки, разрушенные испанцами. Ныне, считал он, на всемирно-историческую арену приходит русско-славянский культурный тип, призванный благодаря своей вселенской миссии воссоединить человечество. Так же выделял славянскую культуру.

    Многие идеи Данилевского в начале XX века воспринял немецкий историк и философ Освальд Шпенглер (1880-1936), автор двухтомной работы «Закат Европы».В своих суждениях об истории человечества, в противопоставлении друг другу разных цивилизаций Шпенглер был несравненно более категоричен, чем Данилевский. Это во многом объясняется тем, что «Закат Европы» был написан в период беспрецедентных политических, экономических и социальных потрясений, которыми сопровождалась мировая война, краха трех великих империй и революционных преобразований в России. В своей книге Шпенглер выделял 8 высших культур, перечисление которых в основном совпадает с культурно-историческими типами Данилевского (египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, западноевропейская, майя), а также предвосхищал расцвет русской культуры. Он проводил различие между культурой и цивилизацией, усматривая в последней лишь упадок, последнюю фазу развития культуры накануне ее гибели, когда творчество сменяется имитацией нововведений, их измельчанием.

    Интерпретация Шпенглером как всемирной истории, так и истории отдельных составляющих ее культур-цивилизаций носит фаталистический характер. Каждой культуре отведен определенный лимит времени от зарождения до упадка - примерно тысяча лет.

    Дальнейшее развитие теория цивилизаций получила в творчестве английского историка А. Дж. Тойнби (1889-1975).

    В процессе разработки концепции цивилизаций теоретические взгляды Тойнби претерпели значительную эволюцию и в некоторых положениях даже своего рода метаморфозу.

    Тойнби придерживался таких представлений о цивилизациях, которые во многом были сходны с концепцией Шпенглера: он подчеркивал разрозненность цивилизаций, их независимость друг от друга, не позволяющую объединить их уникальную историю во всеобщую историю человечества. Тем самым им отрицался общественный прогресс как поступательное развитие человечества. Каждая цивилизация существовала отведенный ей историей срок, хотя и не столь предопределенный, какой отводил своим культурам Шпенглер. Движущей силой развития цивилизаций была диалектика вызова - ответа. Пока творческое меньшинство, управляющее развитием цивилизации, ее элита, было способно давать удовлетворительные ответы на внутренние и внешние угрозы ее самобытному росту, цивилизация укреплялась и процветала. Но стоило элите по каким-либо причинам оказаться бессильной перед очередным вызовом, как происходил непоправимый надлом: творческое меньшинство превращалось в господствующее меньшинство, ведомая им основная масса населения трансформировалась во «внутренний пролетариат», который своими силами или же в союзе с «внешним пролетариатом» (варварами) ввергал цивилизацию в упадок и гибель. Цивилизация при этом не исчезала бесследно; сопротивляясь упадку, она порождала «универсальное государство» и «универсальную церковь». Первое исчезало с гибелью цивилизации, тогда как вторая становилась своеобразной «куколкой» - наследницей, способствующей появлению новой цивилизации.

    Таким образом, теория цивилизаций в поздних работах Тойнби и его многочисленных последователей постепенно тяготела к универсальному объяснению всеобщей истории, к сближению, а в перспективе (несмотря на дискретность, вносимую развитием отдельных цивилизаций) - к духовному и материальному единству человечества.

    Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются: 

    1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур. 

    2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности. 

    3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д. 

    4. Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни. 

    5. Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма. 

    6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом. 

    7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение. 

    Западный тип цивилизации (западная цивилизация) — систематическая характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки.

    1 динамизм, ориентация на новизну;

    2. утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;

    3 индивидуализм, установка на автономию личности;

    4 рациональность;

    5 идеалы свободы, равенства, терпимости;

    6 уважение к частной собственности;

    7 предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации. 

    Природные сообщества общинный тип сообщества, цель которых существование в гармонии с природой.
    октябрь 1917 года - Вели́кая Октя́брьская Социалисти́ческая Револю́ция, иные названия: «октябрьский переворот», «Октябрьское восстание», «большевистский переворот») — одно из крупнейших политических событий XX века, произошедшее вРоссиив октябре 1917 года и повлиявшее на дальнейший ход всемирной истории. В результате началасьГражданская война в России, было свергнуто Временное правительство, и к власти пришло правительство, сформированное II Всероссийским съездом Советов, абсолютное большинство делегатов которого составили большевики (РСДРП(б))

    Сталин И.В годы 1878-1953

    • ген сек 1922-1953

    • тоталитарный режим

    • пятилетки

    • развитие идеи построения социализма в отдельно взятом гос-ве

    • проведение идустриализации и прекращение нэпа

    • проведение колликтивизации

    • массовые репрессии, депортация населения

    • огромная роль в обеспечении защиты гос-ва во время ВОВ

    билет №4

    отечественные исторические школы: люди и идеи, характерные особенности. Расскажите подробно об одном известном вам отечественном историке, его работе.

    В России во времена петровских преобразований были сделаны шаги по написанию истории в 17 веке. Был задуман обобщающий труд по политической истории нач 16 века.Первая оф история была написана Татищевым "История Российская" на др русском языке - источники летописи. Норманская теория (Байер и Миллер) оспорил Ломоносов в труде "Древняя российская история". 19 век Карамзин - "История гос-ва российского". 19 век в России это следование принципам философского позитивизма - мировая история это поступательное движение от нисшей ступени к высшей, отмечается верой в обязательный общественный прогресс. Теория Энгельса: первобытное-рабовладельческое-феодальное-капиталистическое-коммунистическое общество. Конфликт разрешается только революцией. К Концу 19 века вых вестник всемирной истории. Школа Анналов М Блок и Февр воспринимается как история тотальная.Это история человеческих переживаний, заложили основы цивилизационного подхода к истории. Бродель - основы истории повседневности. 1917 год идеология подчиняет историю, как науку. + (Рассказать про любого отечественного историка и его работах)

    10 Сентября 1721 года. (30 августа) Ништадтским миром между Россией и Швецией завершается Северная война (1700-1721)

    Емельян Пугачев

    - крестьянская война 1773-1775

    - принимал участие в семилетней войне

    - крупное поражение под Царицыном

    - из-за этого восстания было расформировано казачье войско

    - восстание серьезно напугало правящие круги и Екатерину II

    - казнен на Болотной площади (январь 1775)

    Вопрос №5

    Современные методики исторического исследования. «Устная история» и ее возможности при работе над проектом «ХХ век в истории моей семьи».

    1223 год

    Би́тва на реке́ Ка́лке (31 мая 1223 года) — сражение между объединённым русско-половецким войском и монгольским корпусом, действовавшим в рамках похода Джэбэ и Субэдэя 1221—1224 годов. Сражение происходило на реке Калка, на территории современной Донецкой области. Половцы и основные русские силы были разбиты 31 мая 1223 года, через 3 дня сражение закончилось полной победой монголов. В бою погибло много князей и родовитых бояр южной и центральной Руси.

    Николай 1

    -централизация власти

    -защищал устои самодержавия и пресекал попытки изменить гос. Строй.

    - подавил польское восстание

    - уделял огромное значение строевой подготовке армии

    -производил политику призванную облегчить жизнь крестьян.

    - активно содействовал развитию промышленности

    -бурное развитие промышленности, рост населения и рост городов

    -жесткое подавление декабристов

    - Цель своей политики он видел в укреплении внутреннего и внешнего положения России, в недопущении в нее революционной "заразы'.

    - В 1839 – 1843 гг. была проведена и финансовая реформа, установившая соотношение между серебряным рублем и ассигнацией

    Билет №6

    Особенности процесса становления русской государственности. Современная отечественная историография о проблеме "норманнского влияния" на процесс образовании древнерусского государства.

    Геополитическое пространство, в котором располагалась Киевская Русь, находилось на стыке разных миров: кочевого и оседлого, христианского и мусульманского, языческого и иудейского. Население Древней Руси испытывало мощное влияние разнонаправленных цивилизационных факторов. Естественно, это сказывалось на истории государства с самого начала его формирования. Одной из особенностей древнерусского государства было то, что с самого начала оно было многоэтническим по составу. В дальнейшем это будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.

    Древнерусское государство возникло в Восточной Европе в последней четверти IX века в результате объединения двух главных центров восточных славян – Киева и Новгорода. В него вошли земли, расположенные вдоль пути «из варяг в греки», поселения в районах Старой Ладоги, Гнездова и другие. Во главе Древнерусского государства, известного также под названиями Киевская Русь, Древняя Русь, стояла династия Рюриковичей, основание которой положил легендарный варяг – Рюрик.Городища, а в дальнейшем города Новгород и Киев, располагались в ключевых точках знаменитого пути «из варяг в греки», главной торговой магистрали славян. Она приносила местным жителям большой доход, она же сыграла свою роль и в том, что славянские племена вынуждены, были пригласить княжить сильных варягов. Знаменитый историк В.О.Ключевский называл Киев «ключом» от русской торговли: «Киев был сборным пунктом русской торговли; к нему стекались торговые лодки отовсюду, с Волхова, с Западной Двины, верхнего Днепра и его притоков. Кто владел Киевом, тот держал в своих руках ключ от главных ворот русской торговли»

    В 18 веке немецкие историки обращаясь к Повести временныхлет как к достоверному источнику делают вывод о неспособности славян самостоятельно создать гос-во. Считается, что они заложили норманскую теорию. В 18 веке Елизавета дает Ломоносову написать свою историю, он обращается к повести вр лет и делает вывод, что зачатки гос-ва имели место быть и до варяг. Так зародилась антинорманская теория.

    Современная историография не отрицает присутствия варяжских дружин на территории славянских племен, как правило они сопровождали суда из «варяг в греки». Нередко участвовали в решении межплеменных споров как третья сторона, имена князей лингвистика оценивает как норманские. Но современные историки доказали, что славянские племена имели политические основания для самостоятельного образования государства. Гинезис государственности невозможно оценить. Участие варяг в жизни племен доказано, но объеденение гос-ва было подготовленно внутренними процессами. Варяги - катализаторы
      1   2   3


    написать администратору сайта