Главная страница
Навигация по странице:

  • 1 Цель и задачи лабораторного практикума

  • 2 Организация выполнения лабораторного практикума

  • 3 Содержание лабораторного практикума 3.1 Лабораторная работа №1

  • 3.2 Лабораторная работа №2

  • Объект обладает состоянием, поведением и идентичностью; структура и

  • Что такое поведение.

  • Класс (объектное множество).

  • лексическими и абстрактными. Лексическое объектное множество.

  • суррогатным ключом. Суррогатный ключ.

  • функциональным

  • один-ко- многим.

  • Методичка. Базы данных (ПОВТ) 2009. Методические указания для студентов дневного отделения специальности "Программное обеспечение вычислительной техники" Барнаул 2009 2


    Скачать 2 Mb.
    НазваниеМетодические указания для студентов дневного отделения специальности "Программное обеспечение вычислительной техники" Барнаул 2009 2
    АнкорМетодичка. Базы данных (ПОВТ) 2009.pdf
    Дата04.10.2019
    Размер2 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаМетодичка. Базы данных (ПОВТ) 2009.pdf
    ТипМетодические указания
    #13290
    страница1 из 11

    Подборка по базе: Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине «Ме, Метод указания-19.docx, Методические указания по практике .doc, Методические указания по практике .doc, ГАОУ СПО Десмургия - Методические рекомендации для студентов по .
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
    Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
    Методические указания к выполнению лабораторного
    практикума по дисциплине “Базы данных”
    Методические указания для студентов дневного отделения специальности “Программное обеспечение вычислительной техники”
    Барнаул 2009

    2
    Разработчики: старший преподаватель Ананьев П.И. к.э.н., доцент Кайгородова М.А.
    Методические указания разработаны на основании Государственного образовательного стандарта высшего и профессионального образования подготовки специалистов по специальностям «Программное обеспечение вычислительной техники»
    Методические указания рекомендованы к печати методической комиссией кафедры ПМ АлтГТУ

    3
    1 Цель и задачи лабораторного практикума
    Лабораторная работа является одной из форм подготовки специалистов ВУЗов.
    Лабораторный практикум – это самостоятельная работа студентов, подготовительная ступень к написанию курсовой и дипломных работ; он способствует приобретению практического опыта и соответствующих компетенций, необходимых программисту.
    Цель лабораторного практикума по дисциплине «Базы данных»
    ⎯ закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков по проектированию баз данных и реализации их с использованием СУБД Visual FoxPro, Oracle.
    Для достижения указанной цели студенту необходимо решить следующие задачи:
    - изучить предметную область и выполнить ее описание;
    - используя полученные теоретические знания по данной дисциплине, разработать концептуальную модель базы данных (БД);
    - построить реляционную модель БД;
    - реализовать спроектированную БД с использованием Visual FoxPro;
    - разработать программное обеспечение для ведения спроектированной базы данных (в том числе сетевую версию);
    - на основании концептуальной модели с использованием CASE-средств создать логическую модель, разработать физическую модель для СУБД Oracle и сгенерировать ее на сервере;
    - разработать клиентскую часть программы для ведения базы данных в СУБД Oracle использованием Visual FoxPro.
    2 Организация выполнения лабораторного практикума
    Преподаватель назначает студенту номер задания из вариантов, предложенных в параграфе 4.
    Выполнение каждой лабораторной работы состоит из следующих этапов:
    1. Выполнение задания.
    2. Создание отчета
    1 3. Проверка задания преподавателем.
    4. Защита работы.
    К сдаче экзамена (зачета) по базам данных допускаются студенты, которые имеют положительные оценки по всем лабораторным работам.
    Студенты, сдающие экзамен (зачет) по дисциплине «Базы данных» после экзаменационной сессии должны сдать преподавателю комплексный отчет по всем лабораторным работам не позднее, чем за 2 дня до даты приема задолженностей. В случае положительной оценки комплексного отчета преподавателем студент допускается к сдаче задолженностей. Неудовлетворительно выполненные работы подлежат доработке в соответствии с замечаниями преподавателя.
    3 Содержание лабораторного практикума
    3.1 Лабораторная работа №1
    Задание
    Выполнить описание предметной области в соответствии с выданным заданием.
    Составить список запросов (минимум 6), на которые должна будет отвечать разработанная в дальнейшем база данных.
    Теоретический материал
    1
    Студенты, сдающие лабораторную работу в срок, освобождаются от написания отчета

    4
    Работа аналитика начинается с понимания перспектив той системы управления, в которой работает его клиент. Проблемы автоматизации возникают в первую очередь тогда, когда в существующей системе имеются проблемы или неиспользованные возможности. Они должны быть отмечены в курсовой работе.
    Программист-аналитик использует в своей работе знания основ работы предприятия, а также специальные знания по соответствующей отрасли производства. Его основным инструментом является способность задавать компетентные вопросы и умение находить на них ответы, в том числе, в литературных источниках. В ходе исследования выясняются потребности в информации и возможные пути решения проблем. Целью описания предметной области является нахождение возможных путей решения поставленной проблемы. Этап начинается с анализа информационных потребностей и имеющихся для их удовлетворения ресурсов, затем выясняются возможные подходы к решению поставленных задач и, наконец, выбирается приемлемый для дальнейшего проектирования вариант.
    В описании должны быть четко представлены процессы, протекающие в рассматриваемой предметной области. Такое описание дает разработчику возможность представить потребности заказчика и реализовать программу, которая бы им удовлетворяла.
    Кроме этого в описании должны быть сформулированы вопросы, на которые будет отвечать разработанная программа.
    Ниже приведен популярный пример описания предметной области «Зоопарк».
    Служащих зоопарка можно подразделить на несколько категорий: ветеринары, уборщики, дрессировщики, строители-ремонтники, работники администрации. Каждая из перечисленных категорий работников имеет уникальные атрибуты-характеристики, определяемые профессиональной направленностью. За каждым животным ухаживает определенный круг служащих, причем только ветеринарам, уборщикам и дрессировщикам разрешен доступ в клетки к животным.
    В зоопарке обитают животные различных климатических зон, поэтому часть животных на зиму необходимо переводить в отапливаемые помещения. Животных можно подразделить на хищников и травоядных. При расселении животных по клеткам необходимо учитывать не только потребности данного вида, но и их совместимость с животными в соседних клетках (нельзя рядом селить, например, волков и их добычу - различных копытных).
    Для кормления животных необходимы различные типы кормов: растительный, живой, мясо и различные комбикорма. Растительный корм это фрукты и овощи, зерно и сено. Живой корм - мыши, птицы, корм для рыб. Для каждого вида животных рассчитывается свой рацион, который в свою очередь варьируется в зависимости от возраста, физического состояния животного и сезона. Таким образом у каждого животного в зоопарке имеется меню на каждый день, в котором указывается количество и время кормлений в день, количество и вид пищи (обезьянам необходимы фрукты и овощи, мелким хищникам - хорькам, ласкам, совам, некоторым кошачьим, змеям - надо давать мышей). У зоопарка имеются поставщики кормов для животных. Каждый поставщик специализируется на каких- то конкретных видах кормов. Часть кормов зоопарк может производить сам: запасать сено, разводить мышей и т.д.
    Ветеринары должны проводить медосмотры, следить за весом, ростом, развитием животного, ставить своевременно прививки и заносить все эти данные в карточку, которая заводится на каждую особь при ее появлении в зоопарке. Больным животным назначается лечение и при необходимости их можно изолировать в стационаре.
    При определенных условиях (наличие пары особей, подходящих по возрасту, физическому состоянию) можно ожидать появления потомства. Потомство от данной пары животных при достижении ими положенного возраста можно либо оставить в зоопарке,

    5
    создав для них подходящие условия содержания, либо обменяться с другими зоопарками или просто раздать в другие зоопарки - по решению администрации.
    Из вышеизложенного описания следуют примеры запросов к базам данных информационной системы «Зоопарк»:
    1.
    Получить список и общее число служащих зоопарка, либо служащих данной категории полностью, по продолжительности работы в зоопарке, по половому признаку, возрасту, размеру заработной платы.
    2.
    Получить перечень и общее число служащих зоопарка, ответственных за указанный вид животных либо за конкретную особь за все время пребывания животного в зоопарке, за указанный период времени.
    3.
    Получить список и общее число служащих зоопарка, имеющих доступ к указанному виду животных либо к конкретной особи.
    4.
    Получить перечень и общее число всех животных в зоопарке либо животных указанного вида, живших в указанной клетке все время пребывания в зоопарке, по половому признаку, возрасту, весу, росту.
    5.
    Получить перечень и общее число нуждающихся в теплом помещении на зиму, полностью животных только указанного вида или указанного возраста.
    6.
    Получить перечень и общее число животных, которым поставлена указанная прививка, либо переболевших некоторой болезнью, по длительности пребывания в зоопарке, половому признаку, возрасту, признаку наличия и количеству потомства.
    7.
    Получить перечень всех животных, совместимых с указанным видом, либо только тех животных, которых необходимо переселить, или тех, которые нуждаются в теплом помещении.
    8.
    Получить перечень и общее число поставщиков кормов полностью, либо поставляющих только определенный корм, поставлявших в указанный период, по количеству поставляемого корма, цене, датам поставок.
    9.
    Получить перечень и объем кормов, производимых зоопарком полностью, либо только тех кормов, в поставках которых зоопарк не нуждается (обеспечивает себя сам).
    10.
    Получить перечень и общее число животных полностью, либо указанного вида, которым необходим определенный тип кормов, в указанном сезоне, возрасте или круглый год.
    11.
    Получить полную информацию (рост, вес, прививки, болезни, дата поступления в зоопарк или дата рождения, возраст, количество потомства) о всех животных, или о животных только данного вида, о конкретном животном, об особи, живущей в указанной клетке.
    Контрольные вопросы:
    1. Понятия информационных процессов, информационного обеспечения, информации.
    2. Данные; формы представления данных; процесс документирования.
    3. Информационные системы (ИС); классификация ИС.
    4. Недостатки традиционных файловых систем.
    5. База данных (БД); уровни БД.
    6. Система управления базами данных (СУБД); преимущества и недостатки СУБД.
    7. Программное обеспечение ИС, использующих БД.
    8. Компоненты СУБД.
    9. Модели данных на основе записей: реляционная, сетевая, иерархическая.
    10. История развития СУБД.
    11. Стратегическое планирование БД.
    12. Жизненный цикл баз данных.
    13. Архитектура ANSI-SPARC.
    14. Схема БД.

    6 15. Архитектура многопользовательской СУБД: телеобработка; файловый сервер; технология “клиент/сервер”.
    16. Концептуальное проектирование БД.
    17. Логическое проектирование БД.
    18. Физическое проектирование БД.
    19. Проектирование транзакций.
    3.2 Лабораторная работа №2
    Задание
    Построитьконцептуальную модель, описывающую предметную область из первой лабораторной работы. Для этого необходимо в предметной области выделить классы, определить их названия и атрибуты, связать классы между собой, определить мощности полученных связей.
    Теоретический материал
    Ниже приведены основные понятия, используемые при проектировании концептуальной модели.
    Главными элементами концептуальной модели данных являются объекты и
    отношения. Объекты часто представляют в виде существительных, а отношения — в виде
    глаголов.
    Объект можно неформально определить как осязаемую реальность, проявляющую четко выделяемое поведение. С точки зрения восприятия человеком объектом может быть:
    * осязаемый и (или) видимый предмет;
    * нечто, воспринимаемое мышлением;
    * нечто, на что направлена мысль или действие.
    Таким образом, мы расширили неформальное определение объекта новой идеей:
    объект моделирует часть окружающей действительности и таким образом существует
    во времени и пространстве.
    Объектами реального мира не исчерпываются типы объектов, являющиеся существенными при проектировании информационного обеспечения систем. Другие важные типы объектов вводятся на этапе проектирования, и их взаимодействие друг с другом служит механизмом отображения поведения более высокого уровня. Из сказанного следует более четкое понятие: «Объект представляет собой конкретный опознаваемый предмет, единицу или сущность (реальную или абстрактную), имеющую четко определенное функциональное назначение в данной предметной области».
    Существуют такие объекты, для которых определены явные концептуальные границы, но сами объекты представляют собой неосязаемые события или процессы. Таким образом, объект — это нечто, имеющее четко определенные границы. Но этого недостаточно, чтобы отделить один объект от другого или дать оценку качества абстракции.
    Поэтому объект можно определить следующим образом.
    Объект обладает состоянием, поведением и идентичностью; структура и
    поведение схожих объектов определяет общий для них класс; термины “экземпляр
    класса” и “объект” взаимозаменяемы.
    Состояние объекта характеризуется перечнем (обычно статическим) всех
    свойств данного объекта и текущими (обычно динамическими) значениями каждого из
    этих свойств.
    К числу свойств объекта относятся присущие ему или приобретаемые им характеристики, черты, качества или способности, делающие данный объект самим собой.
    Все свойства имеют некоторые значения. Эти значения могут быть простыми количественными характеристиками, а могут ссылаться на другой объект.

    7
    Таким образом, можно установить различие между объектами и простыми величинами: простые количественные характеристики (например, число 3) являются
    «постоянными, неизменными и непреходящими», тогда как объекты существуют во времени, изменяются, имеют внутреннее состояние, преходящи и могут создаваться, уничтожаться и разделяться.
    Тот факт, что всякий объект имеет состояние, означает, что всякий объект занимает определенное пространство (физически или в памяти компьютера).
    Что такое поведение. Объекты не существуют изолированно, а подвергаются воздействию или сами воздействуют на другие объекты. Поведение - это то, как объект
    действует и реагирует; поведение выражается в терминах состояния объекта и
    передачи сообщений.
    Иными словами, поведение объекта - это его наблюдаемая и проверяемая извне деятельность. А операцией называется определенное воздействие одного объекта на другой с целью вызвать соответствующую реакцию.
    Класс (объектное множество). Понятия класса и объекта настолько тесно связаны, что невозможно говорить об объекте безотносительно к его классу. Однако существует важное различие этих двух понятий. В то время как объект обозначает конкретную сущность, определенную во времени и в пространстве, класс определяет лишь абстракцию существенного в объекте.
    В общепонятных терминах можно дать следующее определение класса: группа, множество или вид с общими свойствами или общим свойством, разновидностями, отличиями по качеству, возможностями или условиями.
    Класс (объектное множество) — это некое множество объектов, имеющих
    общую структуру и общее поведение.
    Любой конкретный объект является просто экземпляром класса.
    Объекты представляют вещи, которые пользователи считают важными в моделируемой нами части реальности. Примерами объектов могут быть люди, автомобили, деревья, дома, молотки и книги. Это конкретные объекты. Концептуальными объектами будут компании, навыки, организации, проекты товаров, деловые операции, штатное расписание и др.
    Объектные множества бывают лексическими и абстрактными.
    Лексическое объектное множество. Объектное множество, состоящее из элементов, которые можно напечатать.
    Абстрактное объектное множество. Объектное множество, состоящее из элементов, которые нельзя напечатать.
    В компьютерной реализации концептуальной модели элементы лексических объектов будут представлены в виде строк символов. Элементы абстрактных объектов будут представлены внутренними номерами, не имеющими смысла вне системы. Внутренний номер иногда называют «идентификатор объекта» или суррогатным ключом.
    Суррогатный ключ. «Идентификатор» абстрактного объекта-элемента в компьютерной системе; вне системы смысла не имеет.
    Отношение. Связь между элементами двух объектных множеств.
    Отношение связывает два объектных множества. Графически мы представляем отно- шение между двумя объектными множествами в виде соединяющего их отрезка.
    Мощность - максимальное количество элементов одного объектного множества, связанных с одним элементом другого объектного множества.
    Максимальная мощность является значительно более важным понятием, чем минимальная.
    Максимальная мощность в одном из направлений, равная одному, соответствует математическому понятию функции, поэтому отношение, имеющее максимальную

    8
    мощность в одном из направлений, равную одному, называется функциональным в этом направлении.
    Если максимальная мощность отношения в обоих направлениях равна одному, то она называется отношением один-к-одному. Если максимальная мощность в одном направлении равна одному, а в другом — многим, то отношение называется отношением один-ко-
    многим. И, наконец, если максимальная мощность в обоих направлениях равна многим, то отношение называется отношением много-ко-многим. В таблице 1 приведены характери- стики трех основных мощностей отношений.
    Атрибут. Функциональное отношение объектного множества с другим объектным множеством. На самом деле, атрибут объекта — просто функциональное отношение объектного множества этого объекта к другому объектному множеству. Удобно представлять атрибуты следующим образом (рис.1).
    Рис.1. Представление объектных множеств с указанием атрибутов
    Атрибуты подразделяются на простые и составные, однозначные и многозначные, а также производные.
    Простой атрибут - атрибут, состоящий из одного компонента с независимым существованием.
    Простые атрибуты не могут быть разделены на более мелкие компоненты. Примером простых атрибутов является атрибут Должность сущности Сотрудник. Простые атрибуты иногда называют элементарными.
    Составной атрибут – атрибут, состоящий из нескольких компонентов, каждый из которых характеризуется независимым существованием.
    Некоторые атрибуты могут быть разделены на более мелкие компоненты, которые характеризуются независимым существованием. Например, атрибут (Адрес) сущности
    Отделение компании, со значением ‘656011, г.Барнаул, пр.Ленина, 106' может быть разбит на отдельные атрибуты Улица, Номер дома, Город, Индекс.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта