Главная страница
Навигация по странице:

  • «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ» КАФЕДРА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

  • ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «РЕГИОНОВЕДЕНИЕ» ИЗДАТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

  • ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ 2012

  • С.В. Бабич, А.Т. Калоева, Д.Е. Махновский, Э.Л. Файбусович Под ред. д-ра геогр. наук, профессора В.М. Разумовского Рецензент канд. экон. наук, доцент В.В. Быков

  • МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ I. Цель курсовой работы

  • II. Этапы выполнения работы

  • Заключение

  • III. Методы и источники исследования

  • Методичка курсовая СЭГ. Методические указания по выполнению курсовых работ для студентовбакалавров


    Скачать 363,07 Kb.
    НазваниеМетодические указания по выполнению курсовых работ для студентовбакалавров
    АнкорМетодичка курсовая СЭГ.pdf
    Дата11.01.2020
    Размер363,07 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаМетодичка курсовая СЭГ.pdf
    ТипМетодические указания
    #17214
    страница1 из 3

    Подборка по базе: Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине «Ме, Метод указания-19.docx, Методические указания по практике .doc, Методические указания по практике .doc, ГАОУ СПО Десмургия - Методические рекомендации для студентов по .
      1   2   3

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»
    КАФЕДРА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
    ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ
    ДЛЯ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ
    СПЕЦИАЛЬНОСТИ «РЕГИОНОВЕДЕНИЕ»
    ИЗДАТЕЛЬСТВО
    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
    ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
    2012

    2
    Рекомендовано научно-методическим советом университета
    Методические указания по выполнению курсовых работ для студентов-бакалавров специальности «Регионоведение». – СПб. : Изд-во
    СПбГУЭФ, 2012. – 28 с.
    В методических указаниях названы основные этапы выполнения курсо- вых работ, даны рекомендации по оформлению, примерная тематика работ по шести дисциплинам.
    Методические указания предназначены для студентов-бакалавров, обу- чающихся по специальности «Регионоведение» (I–IV курс), направление подго- товки 032000 «Зарубежное регионоведение».
    Составители:
    С.В. Бабич, А.Т. Калоева, Д.Е. Махновский, Э.Л. Файбусович
    Под ред. д-ра геогр. наук, профессора В.М. Разумовского
    Рецензент канд. экон. наук, доцент В.В. Быков
    © СПбГУЭФ, 2012

    3
    ВВЕДЕНИЕ
    Учебным планом специальности предусмотрено выполнение кур- совых работ по следующим дисциплинам:
    Социально-экономическая география (I курс).
    Введение в регионоведение (II курс).
    Экономика и экономическая география Северной Европы или
    Экономика и экономическая география Западной Европы
    (III курс).
    Региональная экономика (III курс).
    Региональная политика (IV курс).
    Содружество Независимых Государств (IV курс).
    Работы эти различаются по объекту и предмету исследования. Но им присущи общие подходы, к ним предъявляются общие требования с учетом специфики дисциплины. Такие работы относятся к учебно- исследовательским, т.е. предполагают элемент самостоятельного твор- чества, проведение исследования для получения результатов и их пред- ставление.
    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
    ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ
    I. Цель курсовой работы
    Студент должен показать владение теоретическим материалом и умение применить теорию для выполнения работы. Студент демонстри- рует также владение фактическим материалом по данной теме и логиче- ски связанным с ней темам, умение собирать материал, знание источни- ков и критическое отношение к ним, способность отбирать материал, необходимый и достаточный для получения результата, владение мето- дами обработки и представления полученных результатов в виде текста, схем, статистических таблиц и диаграмм, графиков, карт и картоподоб- ных изображений. Важно знание и умение применять научную термино- логию, способность использовать необходимые знания из смежных на- учных дисциплин, а также умение доказать правильность полученных выводов, наконец, дать внятное, грамотное изложение полученных ре- зультатов научным языком; на основе изучения и обобщения подобран- ных материалов глубоко раскрыть тему, изложив мнение известных ученых по аспектам исследуемой проблемы, а также изложить свое мнение, аргументируя его.

    4
    При этом курсовая работа должна отвечать стандартным требо- ваниям с точки зрения объема, оформления титульного листа (смотри образец), библиографического списка.
    Весь текст, весь иллюстративный и статистический материал должен быть продуктом самостоятельной работы с источниками. Любые прямые заимствования из источников должны быть специально огово- рены ссылками. Использование без ссылок является плагиатом, при об- наружении которого работа получает неудовлетворительную оценку.
    II. Этапы выполнения работы
    1. Выбор темы
    Список типовых тем предлагается преподавателем. По согласованию с ним, с учетом личных научных интересов студента, возможно избрание индивидуальной темы. Но и при выполнении типовой темы детали, выбор страны или региона, суть задания лучше заранее обговорить с научным руководителем. Выбору темы курсовой работы следует уделить особое внимание, т.к. от этого во многом зависит успешное выполнение работы и интерес студента к дальнейшей научной деятельности.
    Работа нескольких студентов по одной теме не разрешается.
    Примерный перечень тем курсовых работ приведен в Приложении 1.
    2. Постановка цели исследования
    Можно заранее продумать, какие результаты хочет получить автор: дать новое освещение известной проблемы, дать оригинальную характе- ристику какой-либо территории с какой-то необычной точки зрения, уста- новить какие-либо закономерности в динамике или территориальной дифференциации исследуемых явлений, выдвинуть и доказать какую-либо гипотезу. Тогда вся дальнейшая работа сводится к целенаправленному поиску материалов и аргументов для подтверждения гипотезы или ее оп- ровержения.
    Приведем пример гипотезы: климат влияет на уровень экономиче- ского развития европейских государств или – обеспеченность полезными ископаемыми обуславливает уровень экономического развития европей- ских государств.
    3. Составление плана исследования
    Работа состоит в постановке вопроса – что и в какой последователь- ности нужно сделать, какими методами, чтобы получить результат в поль- зу выдвинутой гипотезы или опровергающей ее? В приведенном примере это могут быть следующие виды работ.

    5
    Поиск литературы, в которой высказываются соображения в пользу или против выдвинутой гипотезы.
    Критический анализ этих соображений с точки зрения убедительно- сти аргументации и способов доказательства. Подборка цитат, отражаю- щих взгляды авторов по данному вопросу.
    Сбор данных о климатических показателях для исследуемых терри- торий, отбор наиболее существенных из них (например, среднегодовая температура воздуха, продолжительность вегетационного периода, коэф- фициент увлажнения). Подбор данных и показателей уровня экономиче- ского развития изучаемых стран.
    Сбор данных о том, каким образом качественно влияет климат на хо- зяйственную жизнь, на продуктивность растениеводства, на возможность навигации по водным путям, на расходы на отопление или кондициониро- вание воздуха.
    Выработка метода изучения количественной характеристики эконо- мико-климатического потенциала.
    Составление на базе полученных количественных данных схем, таб- лиц, карт.
    Сопоставление показателей экономико-климатического потенциала и уровня экономического развития стран (например, с помощью коэффи- циента ранговой корреляции Спирмена).
    Из плана исследования вытекает после коррекции план курсовой ра- боты. Дело в том, что в ходе исследования может быть выявлена ложность некоторых гипотетических предположений, что позволяет отметать их, что называется, с порога. В других случаях не удается найти необходимой информации, из-за чего требуется поиск других путей решения задач.
    Например, план работы по СЭГ может выглядеть следующим обра- зом:
    Введение. Постановка проблемы: в какой степени различия в экономическом благополучии государств зависят от климатических усло- вий.
    1. Обзор взглядов на проблему влияния климата на хозяйство.
    2. Комплексная характеристика и оценка агроклиматических условий изу- чаемых стран Европы.
    3. Оценка уровня экономического развития стран Европы.
    4. Корреляционный анализ связи показателя оценки агроклиматических условий и уровня экономического развития стран Европы.
    Заключение. Что показало исследование. Должны быть сделаны выводы из каждой главы (параграфа) работы.
    Библиографический список
    Приложения

    6 4. Сбор материала
    Сбор материала осуществляется из различных источников, перечис- ленных в следующем разделе. Фиксация собранных материалов произво- дится в письменном виде (конспектирование) таблиц, в том числе в элек- тронном виде. Полевые исследования.
    5. Обработка и анализ материала с применением различных методов.
    6. Получение результатов. Формулирование выводов. Оформление работы. Составление библиографического списка.
    Объем курсовой работы не должен быть очень большим. Хорошая научная статья занимает один печатный лист (чуть более 20 страниц, в за- висимости от шрифта и интервалов). Это объем курсовой работы старше- курсников. Объем научного сообщения – вдвое меньше. Такую работу пишет первокурсник. Карты и таблицы могут быть даны сверх этого ли- мита. (Как показывает практика, если писать собственный текст, собст- венные выводы, то больше студент не напишет. Все сверх этого объема, как правило – перепечатка из Интернета, что не может оцениваться как курсовая работа.) Исключение может быть сделано для авторского пере- вода интересной статьи или фрагмента книги с иностранного языка. И здесь, конечно, необходимо указание источника.
    7. Представление работы на кафедру.
    III. Методы и источники исследования
    Основными методами исследования являются:
    А. Работа с текстом.
    Б. Работа со статистической информацией.
    В. Работа с картографической информацией.
    Соответственно, в качестве источников информации при написании работы используются:
    1. Литературные: монографии, сборники статей, справочные из- дания, статьи из научных журналов, текущая информация из газет.
    2. Статистическая информация из справочных изданий.
    3. Картографическая информация – различного рода географиче- ские атласы и карты.
    4. Интернет-ресурсы.
    Кроме того, по согласованию с руководителем курсовой работы могут быть использованы материалы собственных исследований, например, ре- зультаты проведенного автором социологического анкетирования, «поле- вых исследований».

    7
    А. На каждом этапе и по каждому пункту плана методы работы раз- личаются. В приведенном примере для обзора взглядов предшественников по исследуемой проблеме главный метод – работа с литературными ис- точниками.
    В недавние времена работа с текстами выражалась в конспектирова- нии источников, записи на библиографических карточках или в тетради.
    Первый способ позволяет перекладывать записи в необходимой последо- вательности. Второй имеет преимущество – гарантию от утраты. В наше время обеспеченности оргтехникой чаще прибегают для экономии време- ни к размножению текста с помощью ксерокопирования и сканирования, к занесению материала в компьютер, что позволяет менять последователь- ность записей, монтировать из них текст. Категорически запрещается ме- ханически копировать тексты из Интернета (если речь не идет о необхо- димом прямом цитировании или использовании точных статистических данных). «Живущий чужим умом экономит на своем» (Б. Крутиер). При переработке текста вручную материал укладывается в голове неизмеримо прочнее. Для любого заимствования не забывайте дать точный адрес
    (ссылку).
    Текст должен быть только авторским. Цитаты применяются только в случае, если есть необходимость точно изложить мысль автора книги, ста- тьи, чтобы принять его точку зрения или аргументированно уточнить или опровергнуть ее. Нет смысла в прямом цитировании описания климата из какой-то страноведческой работы, лучше изложить необходимое своими словами со ссылкой на источник. Не нужно цитировать общеизвестные сведения вроде: «Волга впадает в Каспийское море» (правила цитирова- ния смотрите ниже).
    Б. Для характеристики изучаемых явлений широко используются статистические данные, которые обычно бывают сведены в таблицы. В нашем примере это таблицы метеорологических и климатических показа- телей. Таблицы можно заимствовать полностью (разумеется, со ссылкой на источник), но тогда в тексте нужно давать собственные комментарии.
    Еще лучше на основе заимствованных данных сделать собственные под- счеты и оформить их в виде оригинальных таблиц. Некоторые статистиче- ские данные можно получить самостоятельно путем анализа карты. На- пример, подсчитать протяженность границ страны с ее соседями и число пересечений этих границ железными дорогами. На основе статистических данных можно построить, в том числе с помощью компьютерных про- грамм, разного рода наглядные графики. Например, график, на котором одной линией показана динамика валового сбора растениеводческой про- дукции в стране за ряд лет, а другой – динамика средней температуры или количества атмосферных осадков по годам за тот же период. Интересно

    8 для показа структуры (например, сельскохозяйственных угодий страны) построение секторных диаграмм.
    Правила анализа и составления таблиц, оформление рисунков и формул смотрите ниже.
    В. Важнейшим источником исследования являются картографиче- ские материалы. В то же время результаты исследования представляются картами и картосхемами, составленными автором на основе различных источников.
    Без них работы по регионоведческим курсам не принимают- ся. Вид карты зависит от содержания, которое хочет показать автор. При необходимости показа местоположения отдельных объектов применяются значковые карты, на них объекты точечные, линейные, ареальные (города, пути сообщения, границы бассейнов полезных ископаемых) наносятся с помощью различных условных знаков. Можно сочетать показ местополо- жения объекта с некоторыми количественными и качественными их ха- рактеристиками (цветом, рисунком, штриховкой). Из качественных можно выделить цветом города – административные центры. Из количественных – отразить размерами пунсона группу по людности, в которую входит дан- ный город. Из линейных объектов цветом можно отразить трассы скоро- стных железных дорог.
    Очень наглядны для показа количественных различий в территори- альном разрезе картодиаграммы и картограммы. На первых (столбиковых или секторных) для каждого выдела отображается в масштабе, допустим, общая численность городского населения (столбиком) и доля в ней боль- ших, средних, малых городов (секторных). Картограммой хорошо ото- бражаются относительные показатели (плотностные). Например, карто- диаграммой можно показать число городов в каждой стране, а картограм- мой – густоту сети городов по странам. В целях экономии места можно совместить на одном контуре картограмму и картодиаграмму. Количест- венные показатели более точно отражаются на точечных картах, где раз- мещение объектов показывается числом точек, которым придается какой- то вес, скажем, одна точка равна 1000 голов овец.
    Для показа качественных различий могут использоваться карты ка- чественного фона, на них цветом или штриховкой показывается распро- странение какого-либо явления, например, преобладающего типа почв.
    Для этого же используются карты ареалов. Например, расселение этносов
    (ареалы которых могут «налезать» один на другой). Очень информативны карты изолиний. С их помощью можно показать пояса, равноудаленные от морских побережий, или зоны удаленности от столичного города. Своеоб- разны карты линий движения – трасс различных путей сообщения и на- правлений потоков грузов, по ним перемещаемым. Для наглядности ис- пользуются анаморфированные карты.

    9
    В некоторых случаях карты можно использовать заимствованные, если нет информации для создания авторской карты. В этом случае обяза- тельна ссылка на источник. Запрещается использование карт или их ксе- рокопий, заимствованных из учебных атласов. Наиболее высоко оценива- ются карты авторские, составленные на основе собственных изысканий.
    Только основу, т.е. контуры картируемых территорий, можно заимство- вать с общегеографической или контурной карты.
    Схемы стоит прилагать, если они помогают облегчить читателю по- нимание материала, допустим, структуры описываемого объекта. Их так- же лучше делать самостоятельно. Своеобразный вид схемы – граф (каж- дый пассажир метрополитена может увидеть в вагоне образец графа – схему трасс и станций метро).
    Все таблицы, расположенные в тексте или собранные в виде прило- жения, должны быть пронумерованы, иметь названия и построены по из- вестным правилам. Аналогичным образом нумеруются схемы, рисунки, и отдельно, карты. Те и другие располагаются либо в тексте, либо в прило- жении.
    Современным источником разнообразной информации – текстовой, статистической, картографической – является Интернет.
    Главная цель работы с интернет-ресурсами – это поиск свежей ста- тистической информации и аналитических работ в соответствии с вы- бранной темой курсовой работы. К сожалению, в настоящее время доста- точно сложно найти современную информацию в печатных изданиях. Их количество сократилось, стоимость их высока, и материал, как правило, также базируется на интернет-ресурсах. Тематика курсовых работ по кур- су «Экономика и экономическая география стран Северной Европы», как правило, может быть представлена в следующих направлениях:
    1. Роль выбранной страны в экономическом пространстве Европы, Ев- ропейского Союза, Северной Европы и т. п.
    2. Роль или особенности организации какого-либо хозяйственного комплекса (сферы деятельности или отрасли) в формировании ре- гиональной структуры хозяйства отдельной страны или региона.
    3. Особенности организации трансграничного взаимодействия (между- народной интеграции) между отдельными странами (или трансна- циональными корпорациями)региона (включая Российскую Федера- цию).
    Алгоритм работы с Интернет ресурсами может быть представлен в следующем виде.
    1. На первом этапе следует сформировать общее понимание работы, поэтому проще это сделать, используя русскоязычные сайты. По- сле выбора темы следует проанализировать доступную аналити-

    10 ческую интернет информацию на русском языке. Необходимо сразу же учесть, что нельзя пользоваться готовыми работами, представленными на соответствующих сайтах (рефераты, курсо- вые работы и т. п.). Работы на таких сайтах не отвечают требова- ниям курсовых работ кафедры РЭиП, а информация, или анали- тика достаточно сомнительны. Очень информативным для этого этапа работы является сайт http://www.polpred.com/. В зависимо- сти от выбранной темы следует уделить больше внимания регио- нальному (в целом о хозяйстве региона или страны) или отрасле- вому (особенности развития отрасли, технико- и организационно- экономические факторы, и т. п.).
    2. На втором этапе работы следует обратиться к иностранным Ин- тернет ресурсам. Работая с Интернет информацией, следует учесть, что статистическую информацию лучше брать со стати- стических сайтов ЕС, Совета северных стран и т. п. Значительное количество информации можно получить, выходя непосредствен- но на сайты компаний, представляющих сектор, соответствую- щий выбранной теме работы.
    Северные страны-источники информации
    1. http://www.norden.org/en/the-nordic-region/figures-and-statistics
    |http://www.norden.ru/Article.aspx?id=81&lang=en
    2. http://www.polpred.com/
    3. http://norse.ru/
    4. http://www.ulver.com/
    5. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B2%D0%B5%D1%86%D0
    %B8%D1%8F
    6. http://www.norden.org/en/about-nordic-co-operation/areas-of-co- operation/economy-business-and-working-life
    7. http://kansalaisen.karttapaikka.fi/kartanhaku/osoitehaku.html?cx=345434 5&cy=7216161&scale=12000000&tool=siirra&lang=en-GB
    8. https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/da.html
    9. http://www.lmi.is/english/
    10. http://www.dmu.dk/en/
    11. http://www.geonorge.no/geonetwork/srv/no/main.home
    12. http://kso.lantmateriet.se/ksos/index.html
    13. http://europa.eu/about-eu/facts-figures/index_en.htm
    14. http://www.eui.eu/Research/Library/ResearchGuides/Economics/Statisti cs/MacroDataSet.aspx

    11 15. http://www.norden.org/en/the-nordic-region/the-ministries-in-the- nordic-countries
    16. http://www.rusin.fi/luova_kompassi/pdf/Cultural_Cooperation_between
    _Russia_nad_Nordic_Countries.pdf (ссылки в документе, где можно найти информацию про сотрудничество Скандинавии и РФ) http://nomesco-eng.nom-nos.dk/filer/publikationer/Helsestatistik2010.pdf
      1   2   3


    написать администратору сайта