Главная страница
Навигация по странице:

  • Echoic memory

  • Occasional

  • Autobiographical memory

  • Memory development in children

  • Память Memory. ПАМЯТЬ (англ). Память это процесс, протекающий в человеческой психике, благодаря которому осуществляется накапливание, сбережение и отображение материала


    Скачать 37.29 Kb.
    НазваниеПамять это процесс, протекающий в человеческой психике, благодаря которому осуществляется накапливание, сбережение и отображение материала
    АнкорПамять Memory
    Дата16.06.2020
    Размер37.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПАМЯТЬ (англ).docx
    ТипДокументы
    #57844

    ПАМЯТЬ

    Память – это процесс, протекающий в человеческой психике, благодаря которому осуществляется накапливание, сбережение и отображение материала. Память это в психологии определение способности мозга выполнять функции запоминания, хранения и воссоздания опыта. Также этот психический процесс позволяет человеку вспоминать переживания и события прошлого времени, сознательно думая о его ценности в собственной истории и осмысливать чувства и эмоции, которые связанные с ним. Данный процесс способствует тому, что человек может расширять свои познавательные способности. Также это свойство имеет сложную структуру, состоящую из некоторых функций и процессов, которые обеспечивают восприятие информации из окружающей действительности и фиксирование ее в прошлом опыте. Внутренняя память сложный процесс, в котором осуществляется восприятие, накапливание, хранение, систематизация и очень быстрое воспроизводство информации.

    Память в психологии — это определение возможностей человека запоминать, сохранять, воспроизводить и забывать информацию собственного опыта. Это свойство помогает человеку перемещаться в пространстве и времени. Существуют разные психологические теории, в которых есть собственный взгляд на данное понятие.

    В ассоциативной теории ключевым понятием есть ассоциация. В памяти она осуществляет соединение частей воспринятого материала. Когда человек что-то воспоминает, он начинает искать связь между этими материалами и теми, которые нужно воспроизвести. Образование ассоциаций имеет закономерности: схожесть, смежность и контраст. Схожесть проявляется в том, что материал, который запоминается, потом воспроизводится через связь со сходным материалом. Смежность происходит, когда поступающий материал запоминается в связи с предыдущим материалом. Контраст выражается в том, что материал, который должен запомниться отличается от того, который сохраняется.

    Согласно бихевиорестической теории, запоминанию материала способствуют специальные упражнения. Такие упражнения помогают лучше и быстрее фиксировать внимание на предметах, эпизодах. На качественное запоминание имеют влияние несколько факторов: возраст, индивидуальные характеристики, интервал между упражнениями, объем материала и другие.

    В когнитивной теории данный процесс характеризуется, как некоторая совокупность блоков и процессов трансформации информационного материала. Одними блоками обеспечивается распознавание выразительных черт материала, другими создается когнитивная ориентировочная карта информации, с помощью третьих удерживается информация, четвертый блок преобразовывает материал в конкретную форму.

    Деятельностная теория рассматривает этот процесс, как активный компонент связи между человеком и миром. Это происходит через процессы анализа, синтеза, группирования, повторения и выделения признаков, с их помощью также создается мнемический образ, своеобразная форма материала, в котором заключается личностное отношение человека. На запоминание также влияют внешние знаки-стимулы, которые позже становятся внутренними и человек, руководствуясь ими, управляет этим процессом.

    Виды памяти

    Данный процесс, многоуровневый и многофункциональный, такая сложность предполагает различение нескольких его видов.

    Внутренняя память отображает биологические процессы запоминания человеком информации.

    Внешняя память фиксируется на внешних средствах (бумага, диктофон). Различение других видов базируется на характере психической активности, характеристике представлений, характере связи с целевой деятельностью, продолжительности хранения образов и целей исследования. Самое простое распределение данного процесса на внутренний и внешний. Разделение на виды за характером психической активности: образная, двигательная, словесно-логическая и эмоциональная.

    Образная память – это процесс запоминания образов, которые были сформированы на основании материала сенсорных систем. Вследствие чего, в образном процессе есть также виды памяти, зависимо от основной анализаторной системы: зрительная (фиксирование образов предметов или людей, с которыми часто происходил контакт); слуховая (образ звуков, которые когда-то слышал человек); вкусовая (вкусы, которые человек когда-то ощущал); обонятельная (образ запахов, с которыми человек может ассоциировать какое-то воспоминание); тактильная (образы касательных ощущений, которые напоминают о предметах или людях).

    Двигательная память – это вид, благодаря которому люди учатся управлять велосипедом, запоминать танец, играть в игры, плавать, также проделывать любую трудовую деятельность и разные целесообразные движения.

    Эмоциональная память – это способность помнить чувства, переживания страха или стыда, помнить эмоции и их относительность к какой-то определенной ситуации в тот момент. Если у человека бы отсутствовал этот психический процесс, то он был бы «эмоционально тупым» – это определение состояния человека, в котором он выглядит непривлекательным, неинтересным для окружающих, таким себе роботоподобным объектом. Умение выражать свои эмоции – залог психического здоровья.

    Словесно-логическая память делится на слова, суждения и мысли. Она разделяется также на механистическую и логическую. Механистическая, включает в себя запоминание материала за счет его постоянного повторения, когда отсутствует осознание смысла информацииЛогическая – составляет смысловые связи в запоминаемых объектах. За уровнем осознания запоминаемого материала память бывает двух видов: имплицитная и эксплицитная.

    Имплицитная – память на не осознаваемую человеком информацию. Запоминание происходит замкнуто, независимо от сознания и недоступно прямому наблюдению. Такой процесс осуществляется с потребностью найти решение в какой-то ситуации, но даже тогда не поддаются осознанию те знания, которые имеются у человека. Примером такого процесса есть то, что человек в процессе его социализации воспринимает нормы общества, и руководствуется ими в своем поведении, не осознавая основные теоретические принципы.

    Эксплицитная память происходит, когда полученные знания используются абсолютно сознательно. Они извлекаются, припоминаются, когда есть необходимость в решении какой-то задачи, используя эти знания. Данный процесс может быть: непроизвольный и произвольный. В непроизвольном процессе остаются следы от образов, возникшие бессознательно, автоматически. Такое запоминание больше развито в детстве, с возрастом оно слабеет.

    Произвольная память – это целеустремленное запоминание образа.

    За продолжительностью во времени память разделяют на мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную.

    Мгновенная память, ее еще называют сенсорная, отображается в удержании информации, воспринятой сенсорными анализаторами. Она, в свою очередь, разделяется на иконическую и эхоическую.

    Иконическая – это некий сенсорный регистратор зрительных раздражителей. С ее помощью фиксируется информация в целостной форме. Человек никогда не различает иконическую память и объекты окружающей среды. Когда иконическая информация вытесняется другой информацией, зрительное ощущение становится более восприимчивым. Если зрительный материал поступает слишком быстро, то происходит наслаивание одной информации над другой, которая все еще держится в памяти, и перешла еще в долговременную память. Это называется эффект обратной маскировки.

    Эхоическая память – послеобразная, в ней хранятся образы не более чем 2-3 секунды, когда было влияние слухового раздражителя.

    Кратковременная память способствует запоминанию человеком образов после однократного, кратковременного их восприятия и мгновенному воспроизведению. В таком процессе имеет значение количество стимулов, которые воспринимаются, их физическая природа, и не принимается в счет их информационная нагрузка.

    Кратковременная память имеет определенную формулу, за которой определяется количество запомненных объектов. Она звучит, как «семь плюс-минус два». Когда человеку предъявляется стимульный материал, на котором изображено определенное количество предметов, он может запомнить из них 5 или 9 объектов на время до 30 секунд.

    Оперативная память – сохраняет след образа, который необходим для выполнения текущего действия.

    Долговременная память может хранить следы образов очень долгое время и позволяет их потом использовать в будущей деятельности. Благодаря такому запоминанию человек способен копить знания, которые потом он может извлекать или по собственному желанию, или при внешнем вмешательстве в головной мозг (с помощью гипноза).

    Зависимо от целевой исследовательской деятельности существуют особенные виды этого психического процесса: биологическая, эпизодическая, ассоциативная, репродуктивная, реконструктивная, автобиографическая.

    Биологическая или ее еще называют генетической, обусловливается механизмом наследственности. Она предполагает владение человеком таких паттернов поведения, которые были свойственны людям в более раннее периоды эволюции, это выражается в рефлексах, инстинктах.

    Эпизодическая представляет собой хранилище фрагментов материала, которые привязаны к определенной ситуации.

    Репродуктивная заключается в повторении воспроизводства информации, припоминая оригинальный вид сохраненного объекта.

    Реконструктивная помогает восстановить нарушенную последовательность стимулов к первоначальному виду.

    Ассоциативная память формирует функциональные связи, то есть ассоциации, между объектами, которые запоминаются.

    Автобиографическая память помогает человеку запоминать события собственной жизни.

    Тренировка памяти

    Тренировка происходит тогда, когда люди даже ее не замечают. Запоминая список продуктов, необходимых в магазине, имена новых знакомых, даты рождения – все это является тренировкой для человека. Но на развитие существуют упражнения более конкретные, они способствует намного лучшему запоминанию, концентрированию на конкретном развитии этих способностей. Если развивается память, то одновременно развиваются и другие психические процессы (мышление, восприятие, внимание).

    Существуют на развитие данного процесса упражнения, наиболее распространенные будут кратко описаны ниже.

    Развитие памяти у взрослых упражнения бывают самыми разными. Очень популярным упражнением есть таблицы Шульте. Они способствуют развитию периферийного зрения, внимания, наблюдательности, скорочтения и зрительной памяти. Ища последовательно идущее числа, зрение, фиксирует всего несколько ячеек, так запоминается место нужной ячейки и ячеек других чисел.

    Упражнение на развитие фотографической памяти по методу Айвазовского. Ее суть в том, чтобы на протяжении пяти минут смотреть на объект. После, закрыть глаза и восстановить образ этого объекта в голове, максимально четко. Также эти образы можно рисовать, это поможет улучшить эффективность упражнения. Его нужно выполнять периодически, чтобы хорошо развивалась визуальная память.

    Упражнение игра в спички помогает тренировать зрительную память. Для этого необходимо положить на стол пять спичек, и смотреть на их расположение, потом отвернутся, взять еще пять спичек и попробовать уже на другой поверхности воссоздать расположение спичек, которые запоминались.

    Упражнение римская комната способствует развитию способности структурирования сохраненной информации, но с ее помощью также тренируется зрительная память. Необходимо запоминать последовательность предметов, их детали, цвет, формы. В результате запоминается больше информации и тренируется зрительная память.


    Для тренировки слуховой памяти также существуют упражнения.

    Развитие памяти у взрослых упражнения должны подчиняться определенным правилам. Первое упражнение – это чтение вслух. Когда человек озвучивает запоминаемый материал, он развивает свой словарный запас, улучшает дикцию, интонацию, улучшает умение придавать эмоциональную окраску и яркость своей речи. Также лучше запоминаются аудиальные компоненты прочитанного. Читать нужно легко, не торопится, читать так, как разговариваешь. Есть некоторые правила: четко проговаривать слова, с соответственной расстановкой, выразительно произнеся каждое слова, не «съедать» окончание, произносить текст так, будто это речь дипломата или оратора, выкладывающего собственные мысли по какому-то серьезному вопросу. Если читать не менее десяти или пятнадцати минут каждый день, придерживаясь всех правил, можно уже через месяц заметить результаты в ораторских способностях и слуховой памяти.

    Регулярное изучение стихотворений является хорошим и простым способом в тренировке запоминания. Изучая стих, необходимо понять его смысл, выделить приемы, которые использовал автор. Разделить его на смысловые составляющие, выделить главную мысль. Важно выучивая стих все время повторять его, произнеся вслух, применять интонацию, передать настроение автора, таким образом, развивая еще дикцию. Повторять нужно много раз, и со временем количество повторений будет уменьшаться. Во время произношения стиха в уме или вслух, задействуется артикуляционный аппарат. Изучение стихотворения используется для долговременного запоминания абстрактной информации. Такое запоминание происходит, например, в изучении таблицы умножения, или запоминания числа Пи.

    Слуховая память развивается благодаря подслушиванию. Находясь среди людей, в транспорте или на улице, на скамейке, нужно сосредотачивать внимание на разговоре других людей между собой, осмысливать информацию, стараться запомнить ее. Потом, придя домой, проговорить услышанные разговоры с соответствующей интонацией и вспомнить выражение лиц людей на момент разговора. Упражняясь так очень часто, человек сможет научиться воспринимать бегло текст на слух, станет намного внимательнее и чувствительнее к интонации и тону.

    Эффективным методом является развитие памяти по методикам спецслужб. Это программа тренировок, которые базируются на методиках, применяющих в спецслужбах. Эффективность такой программы проверена разведчиками и контрразведчиками. Этот метод представлен в книге автора Дениса Букина, которая так и называется «Развитие памяти по методикам спецслужб».

    В современном мире почти все привыкли к тому, что у них под рукой всегда есть телефон, планшет, органайзер, в котором хранится необходимая информация и которую всегда можно там подсмотреть. Рутинная работа, перегружение процесса запоминания ненужной информацией, неумение эту информацию систематизировать приводит к ослабеванию мнемических процессов. В книге описывается профессия, в которой хорошо развитая память есть залогом успеха, точнее, есть жизненно необходимой – это разведчик. Он не может сохранить на телефоне план операции, карту, у него нет времени на листание блокнота. Вся важная информация должна храниться только в голове, все детали, чтобы в нужный момент их четко воспроизвести. Каждая глава книги описывает каждый этап карьеры разведчика. Каждый этап содержит методики, упражнения и инструкцию к ним.

    Развитие памяти

    Развитая память очень большой плюс личности человека, как в повседневной жизни, так и на работе. В большинстве профессий очень ценится развитая память, она является большим преимуществом, помогающим достигать больших свершений на работе и принимать большую ответственность на себя. Существуют определенные способы для развития данного процесса. Чтобы что-то запомнить, необходимо сосредоточиться на процессе, на самом материале. Нужно осмысливать информацию, искать в ней параллели по отношению к своему опыту. Чем больше имеется шансов установить такую связь, тем лучше будет запоминание.

    Если нужно вспомнить какой-то элемент, например, имя, телефон, номер, не нужно сразу бросаться в блокнот или интернет за ответом. В течение пары минут нужно абстрагироваться от всего внешнего, заглянуть в глубины своего мозга и попытаться вспомнить самому.

    Если нужно запомнить что-то очень важное, нужно создать в голове относительно этого какой-то образ, ассоциацию, очень яркую. Мозг намного легче запоминает что-то оригинальное, в связи, с чем легче будет вспомнить нужную вещь. Чтобы легко запоминать числа нужно разбивать их на группы, или также, как в предыдущем методе, создать ассоциации.

    Очень эффективным методом развития памяти есть тренажер для развития когнитивных способностей, под названием проект Викиум.

    Чтобы хорошо что-то запомнить, нужно сразу после восприятия информации, проговорить ее, потом пересказать ее кому-то еще, так будет легче запомнить и лучше понять смысл материала.

    Очень простым методом, который можно применять везде, является решение в уме самых простых арифметических задач.

    Также простейшим способом развития запоминания есть прокручивание в голове событий дня. Это лучше делать в конце каждого дня перед сном, воссоздавая все детали и эпизоды, чувства, переживания, эмоции, которыми был наполнен этот день. Также нужно дать оценку своим поступкам и действиям, совершенным в этот день.

    Чтение книг способствует развитию запоминания, мозг концентрируется, текст воспринимается, и детали откладываются в памяти.

    Эффективное запоминание предполагает понимание смысла текста. Заучивать механически материал, не пересказывая его своими словами очень невыгодно. Такой процесс остановится на уровне оперативной памяти и в долговременную не перейдет.

    Чтобы развить память нужно приучить себя повторять информацию, сначала для запоминания потребуется многократное повторение, после такого частого повторения мозг будет достаточно развит, чтобы запоминать информацию быстрее.

    Механические движения руками помогают в развитии памяти. Когда человек делает какое-то долговременное действие руками, структуры головного мозга активизируются.

    Изучение иностранных языков также хорошее средство для улучшения памяти.

    Немалую роль отыграет эмоциональное состояние человека. Когда человек спокоен и счастлив он сумеет быстро и легко запомнить информацию и воспроизводить ее, чем человек в состоянии гнева или тревоги.

    Чтобы развивать память необходимо работать над этим, сосредоточено и целеустремленно. Лень будет способствовать деградации психики человека, и хорошая память явно не будет характерной чертой такого человека. Развитая память открывает перед человеком большие перспективы, благодаря памяти можно достичь высоких результатов, как на работе, так и в общении.

    С помощью нейробики тоже можно развивать и поддерживать данный психический процесс. Существует соответствующая литература, в которой описывается масса методов по развитию этого процесса.

    Описанными выше способами нужно нагружать свою память, без регулярной тренировки она будет ослабевать, подводить и ускорит старение мышления.

    Есть еще несколько правил, которые необходимо соблюдать для эффективного развития этого процесса. Для того чтобы память была хорошей, необходимо, чтобы мозг был работоспособным, для этого он должен насыщаться кислородом, который поступает в крови. Для этого нужно часто бывать на воздухе, делать перерывы в умственной работе на несколько минут, делать упражнения, зарядку, которые способствуют приливу крови к головному мозгу.

    Если человек курит и не тренирует свою память, он прописывает себе быстрое изнашивание психических процессов. Если человек курит и тренирует память, у него немного позднее начинаются такие процессы, но все равно быстрее, чем у совсем некурящих людей.

    Полноценный сон способствует развитию данного процесса, обеспечивает активность мозга. Если человек не высыпается, его память на биологическом уровне не способна работать нужным образом. Потому что мозг зависит от биологических ритмов дня и ночи, поэтому только ночью восстанавливаются клетки мозга и наутро, проспав семь или восемь часов, человек будет готовым к продуктивному рабочему дню.

    Чтобы сохранить гибкость ума нужно отказаться от алкоголя. Чем больше человек употребляет, тем больше он наносит вреда своему мозгу. У некоторых людей есть опыт, когда после злоупотребления алкоголем они не помнят половину из случившихся событий. Особенно когда необходимо выучить какой-то материал, то до этого нужно избегать употребления даже вина и пива, не говоря уже о более крепких напитках. Для хорошо развитой памяти нужно правильно питаться, особенно продуктами, которые содержат фосфорную кислоту и соли кальция.

    Все вышеперечисленные методы, правила, если их применить в комплексе гарантируют развитие и сбережение памяти на долгие годы.

    Развитие памяти у детей

    С раннего детства развитие памяти реализовывается в нескольких направлениях. Первый путь предполагает, что механическая память постепенно начинает изменяться, дополнятся, а потом совсем замещается логической. Второе направление предполагает непосредственное запоминание информации, постепенно превращаясь в опосредованное, которое применяется в запоминании и отражении разных мнемических средств. Третий путь заключается в непроизвольном запоминании, которое доминирует в детстве, но с возрастом становится произвольным.

    Создание внутренних способов запоминания зависит от развития речи. Запоминание, которое переключается с внешне опосредованного на внутреннее, связанное с метаморфозами речи из внешней во внутреннюю.

    Развитие памяти у детей дошкольного возраста, в частности, процесс непосредственного запоминания идет немного скорее формирования опосредованного запоминания. И вместе с этим становится больше разрыв в производительности этих видов запоминания на пользу первого.

    Развитие памяти у детей младшего школьного возраста выражается одновременным развитием прямого запоминания и опосредованного, но быстрым вырабатыванием опосредованной памяти. Развиваясь большими темпами, опосредованное запоминание догоняет по продуктивности непосредственное.

    Развитие данного процесса у детей дошкольного возраста выражается постепенным переходом ненамеренного запоминания к произвольному. У детей среднего дошкольного периода, примерно к четырехлетнему возрасту, запоминание и воспроизведение, какие еще не поддавались обучению мнемическим функциям и в природных условиях развития, являются непроизвольными.

    Старшим дошкольникам в таких же условиях свойствен постепенный переход невольного к произвольному запоминанию материала. Одновременно, в соответствующих процессах начинается практически самостоятельный процесс развития специальных перцептивных действий, развитие опосредствующих мнемических процессов, направленных на улучшение запоминания и отображения материалов.

    Не все эти процессы развиваются одинаково у всех детей с возрастом, одни имеют свойство опережать других. Так, произвольное воспроизведение развивается быстрее за произвольное запоминание и перегоняет его в развитии. Развитие памяти зависит от заинтересованности и мотивации ребенка в выполняемой им деятельности.

    Развитие памяти у детей дошкольного возраста характеризуется преобладанием непроизвольной, зрительно-эмоциональной памяти. В младшем – среднем дошкольном периоде, хорошо развитые механическая память и непосредственная.

    Развитие памяти у детей младшего школьного возраста проистекает достаточно хорошо, особенно это касается механического запоминания и его прогрессирования за период трех-четырех лет обучения, которое осуществляется очень быстро. Немного в развитии отстает логическая и опосредованная память, но это нормальный процесс. Детям в их обучении, работе, игре и коммуникации вполне хватает механической памяти. Но специальное обучение мнемическим приемам детей с первых их лет обучения, существенно улучшает продуктивность логической памяти. Неприменение этих приемов, или неумелое их применения на практике, может быть причиной слабого развития произвольной памяти детей раннего возраста. Хорошему развитию данного процесса детей способствует применение специальных мнемических заданий, они ставятся перед детьми соответственно к их деятельности.

    MEMORY

    Memory is a process that occurs in the human psyche, due to which the accumulation, preservation and demonstration of material is carried out. Memory in psychology is the definition of the ability of the brain to perform the functions of remembering, accumulating and restoring experience. Also, this mental process allows a person to remember the experiences and events of the past tense, consciously reflecting on his values ​​in his own history and understanding the feelings and emotions that are associated with him. This process contributes to the fact that a person can expand his cognitive abilities. Also, this property has a complex structure consisting of some functions and processes that ensure the perception of information from surrounding reality and its fixation in past experience. Internal memory is a complex process in which perception, accumulation, storage, systematization and very fast reproduction of information is carried out.

    Memory in psychology is the definition of a person’s ability to remember, save, reproduce and forget the information of his own experience. This property helps a person to move in space and time. There are various psychological theories in which there is a personal point of view on this concept.

    In associative theory, the key concept is association. In memory, it connects parts of perceived material. When a person remembers something, he begins to look for a connection between these materials and those that need to be reproduced. The formation of associations has regularities: similarity, adjacency and contrast. The similarity is manifested in the fact that the material that is remembered is then reproduced through communication with similar material. Adjacency occurs when the input material is remembered in connection with the previous material. The contrast is expressed in the fact that the material to be remembered is different from the one that is stored.

    According to behavioral theory, special exercises help to remember the material. Such exercises help better and faster to fix attention on objects and episodes. Several factors influence quality memorization: age, individual characteristics, interval between exercises, material volume, and others.

    In cognitive theory, this process is characterized as a combination of blocks and processes of transformation of information material. Some blocks provide recognition of the expressive features of the material, others create a cognitive indicative map of information, with the help of the third, information is held, the fourth block converts the material into a specific form.

    The theory of activity considers this process as an active component of the relationship between man and the world. This happens through the processes of analysis, synthesis, grouping, repetition and selection of attributes; with their help, a mnemonic image is also created, a special form of material in which a person’s personal attitude lies. Memorization is also influenced by external signs-stimuli, which subsequently become internal, and a person, guided by them, controls this process.

    Types of memory

    This process, multilevel and multifunctional, this complexity involves distinguishing several of its types.

    Internal memory displays the biological processes of human storage of information.

    External memory is fixed on external media (paper, voice recorder). The distinction of other types is based on the nature of mental activity, the characterization of perceptions, the nature of the connection with the target activity, the duration of storage of images and the objectives of the study. The simplest distribution of this process is internal and external. The division into types according to the nature of mental activity: figurative, motor, verbal-logical and emotional.

    Shaped memory is the process of remembering images that were formed on the basis of the material of sensory systems. As a result of which, in the figurative process there are also types of memory, depending on the main analyzer system: visual (fixing images of objects or people with whom contact has often occurred); auditory (the image of sounds that a person once heard); taste (tastes that a person once felt); olfactory (the image of smells with which a person may associate some kind of memory); tactile (images of tangent sensations that remind of objects or people).

    Motive memory is a form due to which people learn to control a bicycle, memorize a dance, play games, swim, and also do any kind of labor activity and various appropriate movements.

    Emotional memory is the ability to remember feelings, experiences of fear or shame, to remember emotions and their relativity to any particular situation at that moment. If a person did not have this mental process, then he would be “emotionally stupid” - this is the definition of a person’s state in which he looks unattractive, uninteresting to others, such a robot-like object. The ability to express your emotions is the key to mental health.

    Verbal-logical memory is divided into words, judgments and thoughts. It is also divided into mechanistic and logical. Mechanistic, includes the memorization of the material due to its constant repetition, when there is no awareness of the meaning of information Logical - makes semantic connections in memorized objects. Behind the level of awareness of the material being remembered, there are two types of memory: implicit and explicit.

    Implicit - the memory of information not realized by a person. Memorization is closed, regardless of consciousness and inaccessible to direct observation. Such a process is carried out with the need to find a solution in some situation, but even then the knowledge that a person has is not amenable to awareness. An example of such a process is that a person, in the process of his socialization, perceives the norms of society, and is guided by them in his behavior, not realizing the basic theoretical principles.

    Explicit memory occurs when acquired knowledge is used absolutely consciously. They are extracted, remembered when there is a need to solve a problem using this knowledge. This process can be: involuntary and arbitrary. In an involuntary process, traces of images remain that arose unconsciously, automatically. Such memorization is more developed in childhood; with age it weakens.

    Free memory is the purposeful memorization of an image.

    For duration in time, memory is divided into instantaneous, short-term, operational, long-term.

    Instant memory, also called sensory memory, is displayed in the retention of information perceived by sensory analyzers. She, in turn, is divided into iconic and echoic.

    Iconic is a kind of sensory recorder of visual stimuli. With its help, information is recorded in a holistic form. Man never distinguishes between iconic memory and environmental objects. When iconic information is supplanted by other information, the visual sensation becomes more receptive. If the visual material arrives too quickly, then one information is layered on top of the other, which is still held in memory, and has passed into long-term memory. This is called the reverse masking effect.

    Echoic memory is post-shaped, images are stored in it for no more than 2-3 seconds, when there was an influence of an auditory stimulus.

    Short-term memory helps people remember images after a single, short-term perception of them and instant reproduction. In such a process, the number of stimuli that are perceived, their physical nature, is important, and their information load is not taken into account.

    Short-term memory has a certain formula, which determines the number of stored objects. It sounds like "seven plus or minus two." When a person is presented with stimulus material that depicts a certain number of objects, he can remember from them 5 or 9 objects for up to 30 seconds.

    RAM - saves the trace of the image, which is necessary to perform the current action.

    Long-term memory can store traces of images for a very long time and then allows them to be used in future activities. Thanks to such memorization, a person is able to accumulate knowledge, which he can then acquire either at his own request, or with external intervention in the brain (using hypnosis).

    Depending on the target research activity, there are special types of this mental process: biological, episodic, associative, reproductive, reconstructive, autobiographical.

    Biological or it is also called genetic, due to the mechanism of heredity. It involves the person’s possession of such patterns of behavior that were characteristic of people in earlier periods of evolution, this is expressed in reflexes, instincts.

    Occasional is a repository of fragments of material that are tied to a specific situation.

    Reproductive is to repeat the reproduction of information, recalling the original appearance of the stored object.

    Reconstructive helps restore a disturbed sequence of stimuli to their original appearance.

    Associative memory forms functional relationships, that is, associations, between objects that are remembered.

    Autobiographical memory helps a person to remember the events of his own life.

    Memory training

    Training occurs when people do not even notice it. Remembering the list of products needed in the store, the names of new friends, dates of birth - all this is a workout for a person. But there are more specific exercises for development, they contribute to much better memorization, focusing on the specific development of these abilities. If memory develops, then other mental processes (thinking, perception, attention) also develop.

    Exercises exist for the development of this process, the most common will be briefly described below.

    The development of memory in adults exercises are very different. A very popular exercise is Schulte tables. They contribute to the development of peripheral vision, attention, observation, speed reading and visual memory. Searching for consecutive numbers, vision, fixes only a few cells, so the place of the desired cell and cells of other numbers is remembered.

    Exercise on the development of photographic memory according to the Aivazovsky method. Its essence is to look at the object for five minutes. After, close your eyes and restore the image of this object in your head, as clearly as possible. Also, these images can be drawn, this will help improve the effectiveness of the exercise. It must be performed periodically in order for the visual memory to develop well.

    Matchstick exercise helps train your visual memory. To do this, put five matches on the table, and look at their location, then turn away, take another five matches and try to recreate the arrangement of matches that were remembered on another surface.

    Exercise Roman room contributes to the development of the ability to structure the stored information, but with its help the visual memory is also trained. It is necessary to remember the sequence of objects, their details, color, shape. As a result, more information is stored and visual memory is trained.

    Exercises also exist for training auditory memory.

    The development of memory in adults exercises must obey certain rules. The first exercise is reading aloud. When a person voices memorized material, he develops his vocabulary, improves diction, intonation, improves the ability to give emotional coloring and brightness to his speech. The audio components of what you read are also better remembered. You need to read easily, not in a hurry, read as you speak. There are some rules: clearly pronounce the words, with the appropriate arrangement, expressively pronouncing each word, do not “eat” the ending, pronounce the text as if it were the speech of a diplomat or orator, laying out his own thoughts on some serious issue. If you read at least ten or fifteen minutes every day, adhering to all the rules, you can notice the results in oratorical abilities and auditory memory in a month.

    Studying poems regularly is a good and easy way to practice memorization. Studying the verse, it is necessary to understand its meaning, highlight the techniques that the author used. Divide it into semantic components, highlight the main idea. It is important to learn the verse all the time to repeat it, saying it out loud, apply intonation, convey the mood of the author, thus developing diction. You need to repeat many times, and over time, the number of repetitions will decrease. When pronouncing a verse in the mind or out loud, an articulatory apparatus is activated. Studying a poem is used for long-term memorization of abstract information. Such memorization occurs, for example, in the study of the multiplication table, or the memorization of the number Pi.

    Auditory memory develops through eavesdropping. Being among people, in transport or on the street, on a bench, you need to focus on the conversation of other people with each other, comprehend the information, try to remember it. Then, coming home, speak the conversations you heard with the appropriate intonation and recall the expression on the faces of people at the time of the conversation. Exercising so very often, a person will be able to learn to perceive the text fluently by ear, will become much more attentive and sensitive to intonation and tone.

    An effective method is the development of memory by the methods of special services. This is a training program that is based on techniques used in special services. The effectiveness of such a program has been verified by intelligence and counterintelligence agents. This method is presented in the book of the author Denis Bukin, which is called "Development of memory by the methods of special services."

    In the modern world, almost everyone is accustomed to the fact that they always have a phone, tablet, organizer on hand, which stores the necessary information and which you can always see there. Routine work, overloading the process of memorizing unnecessary information, inability to systematize this information leads to weakening of mnemonic processes. The book describes a profession in which a well-developed memory is the key to success, or rather, is vital - it is a scout. He cannot save the operation plan, the map on the phone, he does not have time to scroll through the notebook. All important information should be stored only in the head, all the details in order to clearly reproduce them at the right time. Each chapter of the book describes each stage in the career of a scout. Each stage contains techniques, exercises and instructions for them.

    Memory development

    Developed memory is a very big plus of a person’s personality, both in everyday life and at work. In most professions, developed memory is very much appreciated, it is a great advantage that helps to achieve great achievements at work and take great responsibility on yourself. There are certain ways to develop this process. To remember something, you need to focus on the process, on the material itself. It is necessary to comprehend information, to look for parallels in it in relation to your experience. The more chances there are to establish such a connection, the better memorization will be.

    If you need to remember some element, for example, name, phone, number, you do not need to immediately rush into a notebook or the Internet for an answer. Within a couple of minutes you need to abstract from everything external, look into the depths of your brain and try to remember yourself.

    If you need to remember something very important, you need to create some kind of image, association, very vivid in your head regarding this. The brain is much easier to remember something original, in connection with which it will be easier to remember the right thing. To easily remember numbers, you need to break them into groups, or just like in the previous method, create associations.

    A very effective method of developing memory is a simulator for the development of cognitive abilities, called the Wikium project.

    In order to remember something well, you need to immediately after perceiving the information, speak it, then retell it to someone else, it will be easier to remember and better understand the meaning of the material.

    A very simple method that can be applied everywhere is to solve the simplest arithmetic problems in the mind.

    Also, the simplest way to develop memorization is to scroll through the events of the day in the head. This is best done at the end of each day before going to bed, recreating all the details and episodes, feelings, feelings, emotions that this day was filled with. You also need to evaluate your actions and actions committed on this day.

    Reading books contributes to the development of memorization, the brain concentrates, the text is perceived, and the details are deposited in memory.

    Effective memorization involves understanding the meaning of the text. Memorizing mechanically material without retelling it in your own words is very disadvantageous. Such a process will stop at the level of RAM and will not go into a long-term one.

    In order to develop memory, you need to accustom yourself to repeat information, first you need to repeat many times to remember, after such frequent repetition, the brain will be sufficiently developed to remember information faster.

    Mechanical hand movements help in the development of memory. When a person does some kind of long-term action with his hands, brain structures become activated.

    Learning foreign languages ​​is also a good way to improve memory.

    A significant role will be played by the emotional state of a person. When a person is calm and happy, he will be able to quickly and easily remember information and reproduce it, than a person in a state of anger or anxiety.

    To develop memory, you need to work on it, focused and purposeful. Laziness will contribute to the degradation of the human psyche, and a good memory will clearly not be a characteristic feature of such a person. Developed memory opens up great prospects for a person; thanks to memory, one can achieve high results both at work and in communication.

    With the help of neuroscience, it is also possible to develop and maintain this mental process. There is a corresponding literature that describes the mass of methods for the development of this process.

    In the ways described above, you need to load your memory, without regular training, it will weaken, fail and accelerate the aging of thinking.

    There are several more rules that must be observed for the effective development of this process. In order for the memory to be good, it is necessary for the brain to be functional, for this it must be saturated with oxygen, which enters the blood. To do this, you often need to be in the air, take breaks in mental work for several minutes, do exercises, exercise, which contribute to a rush of blood to the brain.

    If a person smokes and does not train his memory, he prescribes the rapid deterioration of mental processes. If a person smokes and trains his memory, he begins such processes a little later, but still faster than that of completely non-smoking people.

    Full sleep contributes to the development of this process, provides brain activity. If a person does not get enough sleep, his memory at the biological level is not able to work in the right way. Because the brain depends on the biological rhythms of day and night, therefore, only at night the brain cells are restored and in the morning, having slept for seven or eight hours, a person will be ready for a productive working day.

    To maintain the flexibility of the mind you need to give up alcohol. The more a person consumes, the more he harms his brain. Some people have experience when after alcohol abuse they don’t remember half of what happened. Especially when you need to learn some material, before that you should avoid drinking even wine and beer, not to mention stronger drinks. For well-developed memory, you need to eat right, especially foods that contain phosphoric acid and calcium salts.

    All of the above methods, rules, if applied in combination, guarantee the development and preservation of memory for many years.

    Memory development in children

    From early childhood, the development of memory is implemented in several directions. The first way assumes that mechanical memory gradually begins to change, supplement, and then completely replaced by logical. The second direction involves the direct memorization of information, gradually turning into an indirect one, which is used in memorizing and reflecting various mnemonic means. The third way is involuntary memorization, which dominates childhood, but becomes arbitrary with age.

    The creation of internal methods of memorization depends on the development of speech. Memorization, which switches from externally mediated to internal, associated with the metamorphoses of speech from external to internal.

    The development of memory in preschool children, in particular, the process of direct memorization is a bit more likely than the formation of indirect memorization. And along with this, the gap in the productivity of these types of memorization becomes larger for the benefit of the former.

    The development of memory in children of primary school age is expressed by the simultaneous development of direct memorization and mediated, but the rapid development of mediated memory. Developing at a rapid pace, indirect memorization catches up with the direct in productivity.

    The development of this process in preschool children is expressed by the gradual transition of involuntary memorization to arbitrary. In children of the middle pre-school period, by about four years of age, memorization and reproduction, which still did not lend themselves to learning mnemonic functions and in natural conditions of development, are involuntary.

    Under the same conditions, older preschoolers are characterized by a gradual transition of involuntary to arbitrary memorization of material. At the same time, in the corresponding processes, an almost independent process begins of the development of special perceptual actions, the development of mediated mnemonic processes aimed at improving the memorization and display of materials.

    Not all of these processes develop equally in all children with age; some have the ability to be ahead of others. Thus, random reproduction develops faster for random memorization and overtakes it in development. The development of memory depends on the interest and motivation of the child in the activities performed by him.

    The development of memory in preschool children is characterized by the predominance of involuntary, visual-emotional memory. In the younger - middle pre-school period, well-developed mechanical memory and direct.

    The development of memory in primary school children proceeds quite well, especially with regard to mechanical memorization and its progression over a period of three to four years of training, which is very fast. Logical and indirect memory lags a little in development, but this is a normal process. Children in their education, work, play and communication have enough mechanical memory. But special training in mnemonic techniques of children from their first years of study significantly improves the productivity of logical memory. The non-use of these techniques, or their inept application in practice, may be the reason for the weak development of the arbitrary memory of young children. The use of special mnemonic tasks contributes to the good development of this process for children; they are put before children accordingly to their activities.


    написать администратору сайта