Главная страница
Навигация по странице:

  • Структура личности

  • Примеры архетипов, описанных Юнгом Архетип

  • Эго-направленность

  • Психологические функции

  • Развитие личности

  • бараш. Самостоятельная работа по курсу Базовые модели консультативной практики. Бараш. Комплексный подход.


    Скачать 44,25 Kb.
    НазваниеСамостоятельная работа по курсу Базовые модели консультативной практики. Бараш. Комплексный подход.
    Дата03.06.2019
    Размер44,25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлабараш.docx
    ТипСамостоятельная работа
    #56829
    страница1 из 2

    Подборка по базе: Лабораторная работа №06.pdf, Практическая работа 1.doc, Курсовая работа.docx, Уголовное право_ Орлов Олег Васильевич_ группа 2645_ Курсовая ра, Лабораторная Работа №2.docx, КУРСОВАЯ РАБОТА - 35 вар..doc, Курсовая Работа Столярчук 17.04.2019.docx, Уголовное право_ Орлов Олег Васильевич_ группа 2645_ Курсовая ра, Электротехника. Контрольная работа.docx, Лабораторная работа 4 ч1.docx.
      1   2

    Самостоятельная работа по курсу:

    Базовые модели консультативной практики.

    «Бараш. Комплексный подход.»
    Сюжет.

    Наш персонаж – друг довольно близкой и разношерстной компании Смешариков. По сюжету попадает или создает нелепые ситуации. Периодически страдает по Нюше. Отправившись с друзьями на воздушном шаре паникует и создает ситуацию, в которой он с друзьями терпит крушение. Отправляется на необитаемый остров и попав туда пишет стихи, а затем читает их чучелам друзей. Когда друзья ошибочно решили, что он отправляется в кругосветку, он не смог сразу сказать, что они ошиблись и вообще воды боится. Во имя бескорыстного добра разрушил Корпатычу теплицу, разрушил порядок Совунье. В имя бескорыстного зла поджег клумбу Нюше и сжег дом. Затем сокрушался, что такого обаятельного злодея больше никогда не будет. Лунатит. Сюжет с друзьями застрявшими на дереве: «А ты можешь нам помочь?(спуститься с дерева) – Я? Да что вы! Я высоты боюсь!» Однажды Бараш внезапно стал бегуном мирового уровня(ненадолго)

    Психологический портрет персонажа.

    Бараш — пытается писать стихи, персонаж с «тонкой» натурой, часто находится в состоянии грусти и печали, периодически замкнутый, застенчивый, его легко обидеть. В трудной ситуации пугается и может заплакать. Влюблен в Нюшу, но твердого намерения завоевать и быть с ней у него нет. Редко что-то доводит до конца (кроме катастроф разного масштаба), периодически убивается мыслями о своей бездарности. Бараш опирается на вдохновение, состояние которого для него неконтролируемо, стихийно и возникает довольно редко. За своим творчеством и страданиями он совершенно забывает про порядок в доме. Живет в выдуманном мире. Боится воды, высоты и «нелепых случайностей»( Совунья (С)) Легко поддается внушению. Периодическая утрата смысла жизни, чувство собственной ненужности. Чувствует себя беспомощным. Импульсивный. В экстремальной ситуации, когда все обошлось «Все хорошо? Ну теперь я могу в обморок!» Перепады чувства грандиозности к чувству ничтожности. Неспособность взять ответственность за свою жизнь. Выражены истерические черты личности

    Предположительный диагноз.

    • Тревожное расстройство личности

    • Фобии

    Предположительный план работ.

    Наш персонаж хорошо визуализирует, поэтому в качестве, как диагностического, так и терапевтического метода пробуем символдраму, в которой он сможет как показать, так и отыграть свои нерешенные конфликты. Также наш персонаж довольно сильно сосредоточен «в голове», и его хочется вернуть в тело. Возможно, стоит проводить символдраму на фоне холистического массажа и «заземлить» посредством упражнений терапии Александра Лоуэна.

    Символдрама.

    Метод кататимно-имагинальной психотерапии, или символдрамы, был разработан и апробирован немецким психотерапевтом Лёйнером (H. Leuner) в пятидесятые годы прошлого века. Название метода происходит от греческого kata — в соответствии, timos — душа, imago — образ. Это метод исследования образов, соответствующих душевному состоянию, раскрывающих душевный мир. Символдрама происходит от греческого symbolon — условный знак и drama — действие. Н. Лейнер называл разработанный им метод «сновидения наяву», так как продуцирование образов осуществлялось пациентами в состоянии релаксации. После окончания медицинского института Ханскарл Лёйнер работал врачом-невропатологом в клинике нервных болезней Марбургского университета. Молодого человека интересовала работа с символами, образами, бессознательным, он сам проходил юнгианский анализ. Понимание символики образов и процессов, происходящих в символдраме, значительно обогащается обращением к теории архетипов и коллективного бессознательного К.Г.Юнга, а также к разработанному им методу активного воображения. То, что предлагает клиенту символдрама логически вытекает из представления Юнга об архетипах. Лейнер предположил: если образ архетипичен, он должен вызывать сильные чувства, будут задействованы мощные психические силы клиента. А конкретные детали, которыми наделит образ данный человек, расскажут о его личном бессознательном.


    АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ЮНГА

    Юнг посвятил себя изучению динамических неосознаваемых влияний на человеческое поведение и опыт. Юнг утверждал, что содержание бессознательного есть нечто большее, чем подавленные половые и агрессивные побуждения. Согласно юнговской теории личности, известной как аналитическая психология, индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами и образами, происхождение которых уходит вглубь истории эволюции. Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который и объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству.

    Другой источник разногласий между Фрейдом и Юнгом – отношение к сексуальности как к преобладающей силе в структуре личности. Фрейд трактовал либидо, в основном, как половую энергию, а Юнг рассматривал его как диффузную творческую жизненную силу, проявляющуюся самыми различными путями – как, например, в религии или стремлении к власти. То есть, в понимании Юнга, энергия либидо концентрируется в различных потребностях – биологических или духовных – по мере того, как они возникают.

    Структура личности

    Юнг утверждал, что душа(в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.

    Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою цельность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

    Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то сознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Однако Юнг сделал упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума.

    И наконец, Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, "в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума". Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений между Юнгом и Фрейдом.

    Архетипы.Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемыхархетипов(буквально, "первичных моделей")* . Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди проявляют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации, – например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.

    В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть.

    Примеры архетипов, описанных Юнгом

    Архетип

    Определение

    Символы

    Анима**

    Бессознательная женская сторона личности мужчины

    Женщина, Дева Мария, Мона Лиза

    Анимус**

    Бессознательная мужская сторона личности женщины

    Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан

    Маска, личина

    Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте. Роли облегчают взаимодействие людей. В понимании Юнга, маска служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает слишком большое значение, то человек может стать неглубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.

    3 случая несрабатывания персоны:

    • Эксцессивное развитие – личность, тонко чувствующая роли,но ощущающая, что внутри личности нет.

    • Неадекватная персона – персона слишком слаба и личность уязвима.

    • Идентификация с персоной – в личности есть только одна роль.

    Театральная маска

    Тень

    Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании. Тень содержит наши социально неприемлемые половые и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные свойства. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция эго состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени. Тень проецируется на тех людей, которых не любят.

    Сатана, Гитлер, Хуссейн

    Самость, я сам

    Воплощение цельности и гармонии, регулирующий центр личности. . Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает внутреннее единство, гармонию и цельность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самого себя – это главная цель человеческой жизни. Истинной уравновешенности личностных структур, как считал он, достичь невозможно, по меньшей мере, к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Более того, архетип "себя", самости не проявляется до тех пор, пока не произойдет объединение и гармонизация всех аспектов души, сознательных и бессознательных.

    Мандала

    Мудрец

    Персонификация жизненной мудрости и зрелости

    Пророк

    Бог

    Конечное проявление психической реальности, спроецированной на внешний мир

    Солнечное око

    Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее действительных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородие и зависимость. Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и цельности Я. Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.

    Эго-направленность

    Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия. Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них обычно становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру – другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой. Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом. Согласно Юнгу, в изолированном виде экстравертной и интровертной установки не существует.

    Психологические функции

    Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интроверсии, он пришел к выводу, что с помощью этой пары противоположных ориентаций невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру. Поэтому он расширил свою типологию, включив в нее психологические функции. Четыре основные функции, выделенные им – это мышление, ощущение, чувство и интуиция.

    1. Мышление и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. Мыслящий тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы.

    2. Противоположная мышлению функция – чувство – информирует нас о реальности на языке положительных или отрицательных эмоций. Чувствующий тип фокусирует свое внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта и судит о ценности вещей в категориях "плохой или хороший", "приятный или неприятный", "побуждает к чему-то или вызывает скуку".

    3. Вторую пару противоположных функций – ощущение и интуиция – Юнг назвал иррациональными, потому что они просто пассивно "схватывают", регистрируют события во внешнем (ощущение) или во внутреннем (интуиция) мире, не оценивая их и не объясняя их значение.Ощущениепредставляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие внешнего мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира.

    4. Напротив, интуицияхарактеризуется сублиминальным и неосознанным восприятием текущего опыта. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий.

    Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями. Но только одна функция из рациональной или иррациональной пары обычно преобладает и сознается. Другие функции погружены в бессознательное и играют вспомогательную роль в регуляции поведения человека. Согласно теории Юнга, цельная, или "индивидуированная" личность для совладания с жизненными обстоятельствами использует все противоположные функции.Две эго-ориентации и четыре психологических функции, взаимодействуя, образуют восемь различных типов личности.

    Развитие личности

    Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и проявляет себя все более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как "обретение себя", являющейся результатом стремления различных компонентов личности к единству. Согласно Юнгу, конечная жизненная цель – это полное проявление Себя, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший названиеиндивидуация. Говоря упрощенно, индивидуация – это динамичный и эволюционирующий процесс объединения, включения в состав целого многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В своем конечном выражении индивидуация предполагает сознательное проявление человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Таким образом, архетип самости становится центром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в состав личности как единого главного целого. Благодаря этому высвобождается энергия, необходимая для продолжающегося личностного роста. Итог осуществления индивидуации, очень непросто достигаемый, Юнг называлсамо-осуществлением.

    Этапы развития личности:

    1. Осознание и оздоровление Персоны.

    2. Осознание целей жизни

    3. Осознание Аниме_Анимуса

    4. Развитие Самости.

    Динамика личности.

    Личность- частично динамическая система, то есть она может пополняться из внешних источников.Стимулы могут менять распределение энергии внутри системы. Поскольку на личность влияют внешние события, она не может достичь стабльности. колличество энергии, вложенной в какой-либо элемент, - это ценность. Энергию невозможно обнаружить непосредственно, а только в форме актуальных (желание, стремления) или потенциальных (установка) сил. Два положения в динамике личности:

    1. Эквивалентность – энергия, появляясь в одной структуре личности, исчезает из другой. Ослабление одной структуры потенциально приводит к укреплению другой.

    2. Энтропия – энергия стремится к равновесию, уравниванию сил в различных системах.

    Соблюдение этих двух принципов приводит к обретению Самости.

    Примечание: не забываем про тест, придуманный Юнгом, на выявление скрытых комплексов. Ассоциативный тест, замеряющий время реакции на стимулы. Если временной промежуток большой, значит тут и зарыт комплекс.
      1   2


    написать администратору сайта