Главная страница
Навигация по странице:

  • Роль и значение социального контроля

  • Социально-психологические качества личности. Социально-психологические качеств

  • Личность и роли. Понятие «личность»

  • Каждый индивид выполняет множество социальных ролей.

  • Поведение и установки. Поведение

  • Социальная установка (аттитюд)

  • Я-концепция и самопрезентация. Я-концепция

  • «Я» как объект содержит в себе четыре аспекта

  • Я-концепция имеет следующие составляющие

  • Выделяют следующие цели и стратегии самопрезентации

  • Семинар психология. Подготовка к лекции. Социальное поведение личности


    Скачать 22.76 Kb.
    НазваниеСоциальное поведение личности
    АнкорСеминар психология
    Дата18.05.2020
    Размер22.76 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПодготовка к лекции.docx
    ТипДокументы
    #57738

    СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

    1. Социальный контроль: экспектации, нормы, санкции. Значение социального контроля для общества. Формы социального контроля.

    Социальный контроль – это влияние общества на установки, представления, ценности, идеалы и поведение человека. В социальный контроль входят экспектации, нормы и санкции.

    Экспектации – требования окружающих по отношению к данному человеку, выступающие в форме ожиданий. Например, мать ожидает от своего ребенка, что после окончания школы он поступит в университет. Она может даже и не говорить об этом, но ребенок точно знает ожидания матери и старается их оправдать

    Социальные нормы – это некие образцы, предписывающие то, что люди должны говорить, думать (!), чувствовать, делать в конкретных ситуациях. Формы социального контроля– способы регулирования жизнедеятельности человека в обществе, обусловленые различными общественными процессами.

    Признаки социальных норм: общезначимость; возможность применения санкций (наград или наказаний); наличие субъективной стороны (свобода выполнения норм); взаимозависимость (системы норм, регулирующие действия людей); масштабность делится на социальную (обычаи, традиции, законы) и групповую (нравы, манеры, привычки).

    Санкции – это реакции на отклоняющееся (девиантное) поведение. Виды санкций: негативные и позитивные, формальные и неформальные.

    • Негативные санкции направлены против человека, отступившего от социальных норм.

    • Позитивные санкции направлены на поддержку и одобрение человека, который следует данным нормам.

    • Формальные санкции налагаются официальным, общественным или государственным органом или их представителем.

    • Неформальные предполагают обычно реакцию членов группы, друзей, сослуживцев, родственников и т. д.

    Позитивные санкции обычно влиятельнее негативных. Сила воздействия санкций зависит от многих обстоятельств, самым важным из которых выступает согласие по поводу их применения.

    Роль и значение социального контроля состоят прежде всего в том, что он вносит серьезный вклад в обеспечение воспроизводства социальных отношений и социальной структуры и тем самым играет очень важную роль в стабилизации и интеграции социальной системы и упрочении социального порядка. Социальный контроль направлен на то, чтобы сделать привычкой стандарты поведения в определенных ситуациях, не вызывающие возражений социальной группы или всего общества. Базируя свою деятельность на общем признании культуры данного общества или группы, на привитии ее ценностей и норм своим членам путем воспитания, социальный контроль призван гарантировать соответствие поведения человека этим ценностям, нормам и ролям. Но особенно велика, непосредственна и наглядна роль социального контроля в предотвращении и пресечении социальных отклонений, в первую очередь девиантного поведения людей и их групп.

    Наиболее распространенные формы социального контроля:

    • Закон – совокупность нормативных актов, обладающих юридической силой;

    • Табу – система запретов на совершение каких-либо действий;

    • Обычаи – способы поведения людей, распространенные в данном обществе;

    • Традиции – такие обычаи, которые сложились исторически в связи с культурой данного этноса;

    • Мораль – обычаи, связанные с пониманием добра и зла в данной социальной группе;

    • Нравы – обычаи, характеризующие формы поведения людей в том или ином социальном слое;

    • Манеры – совокупность привычек поведения данного человека или социальной группы;

    • Привычка – неосознаваемое действие, имеющее автоматизированный характер;

    • Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

    1. Социально-психологические качества личности.

    Социально-психологические качества характеризуют ее связи с социальной действительностью. Эта связь выступает в форме различного рода отношений. Данные отношения устанавливаются на разном уровне психики: от бессознательного до рационального. Эти отношения являются также регулятором поведения личности. Система отношений к социуму характеризует личность как индивидуальность. Каждая личность в этих связях характеризует нечто общее, то, что присуще всем членам данного общества, а также отдельное - то, что присуще личности как члену определенной группы, и единственное- то, что индивид воспроизводит сам.

    Система социально-психологических качеств включает такие качества, как:

    • Социальные потребности.

    • Социальные установки.

    • Социальные чувства.

    • Ценностные ориентации.

    • Ценности.

    • Социальное мышление.

    • Жизненный путь.

    1. Личность и роли.

    Понятие «личность» произошло от древнерусского слова «личина», т.е. – маска. Интересно, что понятие «персона» (так называют личность в романских языках) - это тоже маска актера древнегреческого театра. Таким образом, в понятии «личность» как бы фиксируется то, что человек хочет показать другим. Весьма важным для понимания сущности личности является понятие «социальная роль».

    Социальная роль – это функция, социально одобренный образ поведения, сложившийся на основе исторически оформившихся в обществе норм, правил и ожидаемый от каждого, кто занимает данную социальную позицию. Социальная роль, ее смысл, даже само ее наличие, порой, зависят от общественного устройства. Описывая личность через ее социальные роли, не обойтись без понятия «общество». Даже так называемые «вечные роли» - половая, национальная - имеют социальную, конкретно-историческую окраску. Сравните, например, социальную роль женщины в США и в Арабских Эмиратах; каково быть негром сегодня на Кубе и в ХIХ в. на юге Соединенных Штатов Америки. Большое влияние на личность оказывают профессиональные, так называемые, «родственные» роли, например, роль офицера, учителя или - матери, отца. Роли бывают постоянные (половая), длительные (профессия), кратковременные (зритель театра). От человека, выполняющего ту или иную социальную роль, ожидают соответствующего поведения. Эти ожидания – есть контуры социальной роли.

    Каждый индивид выполняет множество социальных ролей. В этом есть как положительные, так и отрицательные моменты. Положительно то, что большое количество ролей: 1) обогащает личность, делает ее более многогранной, развитой; 2) дает большую стабильность личности, т. е.

    делает ее более цельной и свободной от каждой роли. Отрицательно то, что множественность ролей приводит к ролевым конфликтам.

    1. Поведение и установки.

    Поведение – это форма взаимодействия организма с окружающей средой, источником которого являются потребности. Человеческое поведение отличается от поведения животных своей общественной обусловленностью, осознанностью, активностью, созидательностью и носит целеполагающий, произвольный характер.

    Социальная установка (аттитюд) – это определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение человека.

    В настоящее время исследователи ведут активный поиск в изучении взаимосвязи установки и поведения, рассматривая различные факторы и обстоятельства, сопутствующие этому.

    Итак, в каких же случаях установки определяют поведение? Установки предсказывают поведение, если:

    • установка личности была достаточно сильной и ясной,

    • установка находится в поле сознания человека,

    • знания об объекте этого аттитюда,

    • способ формирования установки,

    • когда другие влияния уменьшены.

    Когда давление ситуации оказывается сильным, установки не обусловливают поведение так же сильно, как в случаях, когда такое давление сравнительно слабо. Это легко увидеть на примере исследования Лапьера. Хорошо одетым респектабельным людям, появившимся на пороге отеля или ресторана, трудно отказать в обслуживании, несмотря на чувства предубеждения к данной этнической группе. Внешнее давление оказывается сильнее, так как правила приема клиентов требуют соответствующее обслуживание всякому, кто в этом нуждается и может его оплатить.

    Будут ли аттитюды определять поведение человека, зависит не только от силы аттитюдов, но и от личностных и ситуационных факторов, опосредующих их взаимосвязь.

    Неоднозначность связи «аттитюд — поведение» может возникать и вследствие влияний, оказываемых на поведение человека со стороны ситуационных факторов. Под ситуационными факторами могут пониматься как глобальные социальные воздействия (например, ситуация социальной нестабильности, экономическая и политическая ситуация в стране и т.д.), так и более «частные» ситуативные влияния.

    Ситуационные факторы, влияющие на поведение человека, которые чаще всего упоминаются при изучении взаимосвязи установок и поведения:

    1) Влияние на поведение человека установок и норм других людей (влияние значимых других и групповое давление).

    Человек, желающий быть в согласии с группой, с другими людьми, может поступиться своими аттитюдами и вести себя так, как этого хочет большинство. В этом случае поведение человека может определяться не своими, а чужими установками. Не менее знаменитый эксперимент С. Милграма показал, что люди вопреки своим убеждениям, ценностям и установкам могут причинять боль другим, следуя установке экспериментатора. При этом влияние окружающих людей непостоянно и может изменяться в зависимости от ситуации.

    2) Отсутствие приемлемой альтернативы.

    Помимо социальных факторов, на связь установок и поведения могут влиять и такие переменные, как отсутствие приемлемой альтернативы, а также воздействие непредсказуемых событий. Отсутствие приемлемой альтернативы заключается в том, что несоответствие установки и поведения определяется невозможностью реализовать установку на практике, в реальности. Так, например, люди могут быть вынуждены покупать те товары, к которым испытывают негативное отношение, поскольку других просто нет.

    3) Воздействие непредсказуемых событий.

    Воздействие непредсказуемых событий заключается в том, что неожиданная ситуация заставляет поступать человека иногда даже вопреки своим аттитюдам. Например, одинокий человек, который не любит свою соседку (отрицательный аттитюд), заболев, вынужден обращаться к ней за помощью.

    4) Нехватка времени.

    Наконец, еще один ситуативный фактор, способный изменить связь «установка—поведение» — это нехватка времени, вызванная занятостью человека или попыткой решить им сразу несколько задач.

    1. Я-концепция и самопрезентация.

    Я-концепция – это «сложный составной образ, или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально-оценоч­ными компонентами этих представлений. Я-концепция личности формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействий со своим психологическим окружением и реализует мотивационно-регуляторную функцию в поведении личности».

    «Я» как объект содержит в себе четыре аспекта:

    • духовное «Я»;

    • материальное «Я»;

    • социальное «Я»;

    • телесное «Я» .

    Данные аспекты «Я» в совокупности с представлениями человека о себе как о личности составляют его уникальный образ.

    Я-концепция имеет следующие составляющие:

    Когнитивная – это представления индивида о самом себе, характеристики себя, набор убеждений о самом себе. Иерархия убеждений меняется со временем и/или в зависимости от контекста. Значимость характеристик в конкретный момент обусловливают убеждения индивида и его ожидания относительно себя. В сознании индивида когнитивная составляющая представлена в виде социальных ролей и статусов.

    Оценочная – данная составляющая основывается на том, как индивид оценивает и относится к описанным выше характеристикам. В формировании данной оценки участвует соотнесение представлений о себе с идеальным «Я» и с социальными ожиданиями, а также оценка эффективности своей деятельности с позиции своей идентичности.

    Поведенческая – данная составляющая включает в себя то, как человек в действительности поступает, и зависит от степени осознанности поведения и его эффективности, что позволяет охарактеризовать её как «объективную» Я-концепцию.

    Все современные социально-психологические концепции самопрезентации можно условно разделить на мотивационные (анализируют процесс самопрезентации с точки зрения базовых мотивов, на реализацию которых она и направлена), личностные (в данном случае внимание уделяется личностным характеристикам субъекта, индивидуальным особенностям, связанным со склонностью управлять впечатлениями о самом себе) и ситуационные (изучают детерминанты, связанные с особенностью ситуации взаимодействия).

    Рассмотрим соотношение понятий Я-концепции и самопрезентации. Ж. Тедеши и М. Риесс определяют самопрезентацию как «намеренное и осознаваемое поведение, направленное на создание определённого впечатления о себе у окружающих. Поэтому часто синонимами самопрезентации становятся «самоподача», «самопредъявление», «управление впечатлением».

    Самопрезентация может быть рассмотрена как поведенческая составляющая Я-концепции. Самопрезентация, в первую очередь, служит целям проверки и подтверждения когнитивной и оценочной структур. В зависимости от потребностей индивида целей самопрезентации может быть гораздо больше, как и соответствующих стратегий социального поведения.

    Выделяют следующие цели и стратегии самопрезентации:

    • желание понравиться;

    • продвижение себя;

    • служение примером;

    • стремление вызвать сочувствие;

    • стремление запугать.


    написать администратору сайта