Главная страница
Навигация по странице:

  • Основополагающие философские аспекты специального олимпийского движения

  • Основная программа Специальной Олимпиады – организация тренировок и соревнований лиц с интеллектуальными нарушениями

  • Система разделения на дивизионы

  • Порядок разделения на дивизионы

  • Индивидуальные виды спорта

  • Выравнивание результатов соревнований

  • Обязанности участника соревнований

  • Обязанности менеджера соревнований

  • Список литературы Основная литература: Евсеев Сергей / Теория и организация адаптивной физической культуры /

  • Дополнительная литература

  • 5. Специальное олимпийское движение как ведущее нетрадиционное н. Специальное олимпийское движение как ведущее нетрадиционное направление развития адаптивного спорта


    Скачать 51,07 Kb.
    НазваниеСпециальное олимпийское движение как ведущее нетрадиционное направление развития адаптивного спорта
    Дата14.09.2019
    Размер51,07 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла5. Специальное олимпийское движение как ведущее нетрадиционное н.docx
    ТипДокументы
    #57006

    Подборка по базе: 5. Специальное олимпийское движение как ведущее нетрадиционное н.

    Специальное олимпийское движение как ведущее нетрадиционное направление развития адаптивного спорта

    Несмотря на то, что специальное олимпийское движение является значительно более «молодым», по сравнению с паралимпийским, оно получило бурное развитие в мире в последние годы, в чем огромная заслуга Юнис Кеннеди-Шрайвер – основательницы этого движения. В настоящее время Международная организация «Специальная Олимпиада» объединяет более 170 стран и является самой большой международной программой в мире, организующей круглогодичные тренировки и соревнования для детей и взрослых с нарушением интеллекта.

    Этому способствовали следующие обстоятельства: – разработка и внедрение в практику организаторами Специальной Олимпиады нетрадиционной модели соревновательной деятельности специальных атлетов, более «мягкой» и гуманной по сравнению с традиционной моделью соревнований для здоровых людей, использующейся в паралимпийском движении;

    – наибольшее количество ЛИН по сравнению с инвалидами других нозологических групп (например, по данным Г. Ф. Морозовой, 2000); в мире ЛИН насчитывается более 300 млн, в составе населения стран европейского и североамериканского континентов они составляют 2–3 %, а в странах Африки, Южной Америки, Азии – 8–10 %; по данным Минобразования России, дети с нарушением интеллекта составляют 70,9 % от общего числа обучающихся в специальных (коррекционных) учреждениях, не считая 26 тыс. детей, обучающихся в общеобразовательных школах в так называемых специальных (коррекционных) классах;

    – большие возможности программ Специальной Олимпиады для осуществления социализации и социальной интеграции ЛИН, повышения уровня качества их жизни.

    • связи с этим в данной главе будут рассмотрены наиболее важные философские вопросы Специальной Олимпиады, а также наиболее известные ее программы.


    Основополагающие философские аспекты специального олимпийского движения

    Основной целью Специальной Олимпиады является организация круглогодичных тренировок и соревнований для детей и взрослых с отклонениями в умственном развитии не столько для достижения максимальных рекордных результатов, сколько для улучшения физической формы, получения радости, развития дружественных отношений между членами семей, другими специальными спортсменами и обществом в целом.

    Таким образом, главное в Специальной Олимпиаде – это социализация и интеграция в общество людей с умственной отсталостью, информирование общественности об их возможностях и талантах, а тренировки и соревнования выступают в качестве эффективного средства – доступного и интересного для таких людей, с помощью которого и реализуются миссия и цель Специальной Олимпиады.

    Уточнение и детализация философских аспектов специального олимпийского движения изложены в его основополагающих установках (принципах):

    Лица с отклонениями в умственном развитии могут при соответствующем обучении и поощрении учиться, получать удовольствие и пользу от участия в индивидуальных и командных видах спорта, адаптированных по мере необходимости к потребностям людей с определенными умственными и физическими ограничениями.

    Целостный тренировочный процесс, организованный под руководством квалифицированных тренеров и сконцентрированный на улучшении спортивной формы участников тренировок, исключительно важен для развития спортивных навыков, а спортивные соревнования среди людей равного уровня способностей являются наиболее корректным методом оценки навыков, определения прогресса и стимулирования личного роста.

    Посредством спортивных тренировок и соревнований люди с отклонениями в умственном развитии совершенствуются физически, умственно, социально и духовно; обеспечивается укрепление семейных взаимоотношений; а общество, в целом, в результате непосредственного участия и наблюдения за мероприятиями объединяется с людьми с отклонениями в умственном развитии на принципах равенства и принятия друг друга.

    Любой человек с отклонениями в умственном развитии, соответствующий критериям минимального уровня поражения, должен иметь возможность получать пользу от программ спортивных тренировок и соревнований, предлагаемых Специальной Олимпиадой.

    Международная организация «Специальная Олимпиада» должна преодолевать все расовые, половые, религиозные и географические границы, а также разделения по признакам национального происхождения и политической философии, создавая возможности для спортивных тренировок и соревнований, согласно единым общемировым стандартам, для всех людей с отклонениями в умственном развитии, соответствующим определенным ниже критериям.

    Международная организация «Специальная Олимпиада» приветствует и стремится развивать спортивный дух и интерес к участию в спортивных состязаниях только ради участия. Для достижения этой цели Special Olympics предполагает предоставить каждому спортсмену возможность участвовать в тренировках и соревнованиях, позволяющих наиболее полно продемонстрировать потенциал каждого спортсмена вне зависимости от его или ее уровня способностей. Именно поэтому Международная

    организация «Специальная Олимпиада» требует, чтобы в программу Игр и турниров Специальной Олимпиады были включены виды спорта и типы программ для спортсменов всех уровней способностей, а соревнования по командным видам спорта предоставляли каждому спортсмену возможность участвовать в каждой из Игр.

    Международная организация «Специальная Олимпиада» приветствует развитие возможностей для спортивных тренировок и соревнований на местном и районном уровнях, в рамках отдельных обществ (включая школы), что представляет собой средство вовлечения в программы наибольшего количества спортсменов, имеющих право принимать участие в деятельности по программам Специальной Олимпиады.
    Основная программа Специальной Олимпиады – организация тренировок и соревнований лиц с интеллектуальными нарушениями

    Все виды спорта, по которым могут проводиться тренировки и соревнования с лицами, имеющими отклонения в развитии интеллекта, SOI разделяет на две категории:

    – официальные виды спорта;

    – национально-популярные виды спорта.

    К официальным видам спорта, утвержденным советом директоров SOI, относятся:

    1) летние виды спорта:

    – плавание;

    – тяжелая атлетика;

    – волейбол;

    – легкая атлетика;

    – софтбол;

    – футбол;

    – баскетбол;

    – настольный теннис;

    – гимнастика;

    – боулинг (кегли);

    – гандбол;

    – катание на роликовых коньках;

    – велосипедные гонки;

    – теннис;

    – конный спорт.

    2) зимние виды спорта:

    – горные лыжи;

    – фигурное катание;

    – конькобежный спорт;

    – лыжные гонки;

    – хоккей.

    Национально-популярными видами спорта являются виды спорта, не классифицируемые SOI в качестве официальных, но включаемые SOI в программы тренировок и соревнований Специальной Олимпиады.

    Для утверждения какого-либо вида спорта в качестве национально-популярного вида необходимо выполнение ряда процедур и соответствие определенным критериям:

    а) официальное положение о проведении тренировок и соревнований по данному виду спорта должно быть представлено в Департамент SOI по Всемирным играм и соревнованиям;

    б) консультативный комитет по медицинским вопросам должен изучить данный вид спорта и определить его соответствие стандартам SOI в отношении здоровья и безопасности;

    в) должно существовать подтверждение наличия интереса к данному виду спорта со стороны тренеров, людей с отклонениями в умственном развитии, школ, групп, членов семей спортсменов, специализированных агентств, и т. д., работающих с потенциальными спортсменами Специальной Олимпиады;

    г) должны быть разработаны правила, которые могут быть использованы при проведении соревнований, и создан консультативный комитет по данному виду спорта;

    д) признание данного вида спорта должно содействовать круглогодичному проведению соревнований и тренировок, что является основной деятельностью Специальной Олимпиады, и создаст дополнительные значимые возможности для лиц с отклонениями в умственном развитии, включая виды спортивных состязаний для людей с различными уровнями способностей, виды программы для спортсменов с наиболее ограниченными способностями и т. д.

    SOI определяет и запрещенные виды спорта, которые, по ее мнению, не обеспечивают соблюдение минимальных стандартов здоровья и безопасности или подвергают здоровье и безопасность специальных спортсменов необоснованному риску. В настоящее время к запрещенным видам спорта относятся: бокс, фехтование, стрельба, каратэ и иные виды боевых искусств.

    После определения уровня минимального поражения и допуска к участию в тренировках и соревнованиях по программе Специальной Олимпиады центральным является вопрос разделения спортсменов на дивизионы.
    Система разделения на дивизионы

    Соревнования Специальной Олимпиады предоставляют спортсменам возможность продемонстрировать спортивные навыки, полученные во время тренировок. Спортсмены в рамках каждых соревнований должны стремиться продемонстрировать наилучшие показатели. С целью получения спортсменами максимального опыта участия в соревнованиях они должны быть организованы так, чтобы все внимание концентрировалось на спортсменах. В специальном олимпийском движении этот принцип означает, что вне зависимости от занятого места любое выступление является личной победой.

    Международная организация «Специальная Олимпиада» разработала соответствующие правила, обеспечивающие наиболее успешное участие спортсменов в состязаниях и стимулирование их спортивного духа на всех уровнях проведения соревнований. Соревнования должны проводиться регулярно, согласно утвержденным правилам, при обеспечении грамотного судейства. Членам семей, друзьям и зрителям должна быть предоставлена возможность разделить со спортсменами успех, достигнутый ими во время соревнований.

    Фундаментальное отличие соревнований Специальной Олимпиады от состязаний, организуемых другими спортивными организациями, заключается в том, что приветствуется участие спортсменов с любым уровнем способностей. Соревнование построено таким образом, что между собой соревнуются спортсмены одинакового уровня способностей, для чего они разбиваются на дивизионы. Исторически SOI предлагает формировать дивизионы таким образом, чтобы разница между наибольшим и наименьшим результатом в рамках каждого дивизиона составляла не более 10 %. Эта рекомендация не является правилом, однако должна рассматриваться в качестве принципа формирования дивизионов спортсменов, равных по уровню способностей, при наличии соответствующего количества участников.
    Порядок разделения на дивизионы

    Способности спортсмена являются основным фактором при разделении на дивизионы в рамках соревнований Специальной Олимпиады. Способности спортсмена или команды определяются результатом, зарегистрированным по итогам предыдущих соревнований или отборочного тура. При формировании групп важными факторами выступают также возраст и пол.

    Соревнования считаются организованными наилучшим образом, когда в каждом дивизионе участвуют, по меньшей мере, три и не более восьми спортсменов или команд одинакового уровня способностей. Однако в некоторых случаях количество спортсменов или команд, участвующих в соревнованиях, оказывается недостаточным для достижения этой цели.

    Указанный ниже порядок определяет процесс формирования равных по уровню способностей спортсменов дивизионов и принципы организации соревнований в случаях, когда нет возможности осуществить идеальное деление на дивизионы.
    Индивидуальные виды спорта

    Действие 1: распределение спортсменов по половому признаку

    Разделите участников соревнований на две группы по половому признаку. Спортсмены женского пола должны соревноваться между собой, а спортсмены мужского пола – между собой. Эстафетная команда, состоящая из спортсменов женского и мужского пола, должна участвовать в соревнованиях в мужском дивизионе, если нет достаточного количества эстафетных команд со смешанным составом.

    Спортсмены одного пола должны соревноваться между собой, за исключением тех случаев, когда:

    – данный вид спорта предполагает наличие совместных видов программы (например, парное фигурное катание, боулинг, настольный теннис, танцы на льду, теннис и др.);

    – в данном виде программы будут участвовать всего два спортсмена мужского пола или женского пола; в таком случае спортсмены могут соревноваться против друг друга или могут быть включены в дивизион со спортсменами другого пола, но одного возраста и уровня способностей;

    – в данном виде программы будет участвовать только один спортсмен женского или мужского пола; данный спортсмен должен быть включен в дивизион с участием спортсменов другого пола, но одинакового возраста и уровня способностей;

    – для участия в данном виде программы зарегистрирован только один спортсмен женского или мужского пола; данный спортсмен должен участвовать в соревнованиях по данному виду программы в дивизионе, состоящем из одного человека.
    Действие 2: распределение спортсменов по возрастным группам

    Принадлежность спортсмена к данной возрастной группе определяется возрастом спортсмена на дату открытия соревнований.

    Разделите спортсменов женского и мужского пола по следующим возрастным группам: спортсмены в возрасте 8–11, 12–15, 16–21, 22–29, 30 лет и старше.

    Дополнительная возрастная группа может быть сформирована при наличии достаточного количества спортсменов в возрасте старше 30 лет.

    Спортсмены должны соревноваться против других спортсменов данной возрастной группы за исключением случаев, когда:

    – в возрастной группе насчитывается менее трех участников. Тогда спортсмены данной группы должны участвовать в соревнованиях совместно со спортсменами следующей, более старшей возрастной группы. В этом случае старшая группа должна быть переименована, чтобы отразить весь возрастной спектр участников соревнований в данной группе;

    – после выполнения «позиции 3» происходит расширение возрастных групп, и/или отдельные спортсмены перераспределяются в другие возрастные группы для сближения результатов в рамках каждого из дивизионов.

    Действие 3: распределение спортсменов по уровням способностей

    Для завершения процесса формирования дивизионов необходимо использовать следующие правила, применяемые в зависимости от вида программы, по которому происходит распределение на дивизионы.

    1. Для видов программы, измеряемых временем, расстоянием или количеством набранных очков:

    – для всех половых и возрастных групп распределите спортсменов в порядке убывания результатов, полученных по итогам предварительных соревнований;

    – сгруппируйте как можно больше спортсменов так, чтобы наибольший и наименьший результат каждой из групп отличался друг от друга на как можно меньшую величину и чтобы количество участников в каждой из групп было не больше восьми человек (рис. 67);

    – в случаях, когда наибольший и наименьший результат в каждой из групп значительно отличался друг от друга, могут быть расширены рамки возрастной группы. В этом случае в рамках каждой возрастной группы спортсмены должны быть перегруппированы, согласно результатам предварительных соревнований, и включены в новые дивизионы. Данная процедура должна выполняться до достижения максимальной близости между наибольшим результатом в каждом из дивизионов, или отдельные спортсмены могут быть включены в другие дивизионы, более подходящие им по уровню способностей, вне зависимости от принадлежности к определенной возрастной группе.



    Рис. 67. Пример распределения на дивизионы в беге на 50 м
    Для видов программы, в которых результаты определяются судейским решением, и при проведении предварительных состязаний в рамках данных соревнований:

    – для всех половых и возрастных групп распределите спортсменов в порядке убывания результатов, полученных по итогам предварительных соревнований;

    – сгруппируйте как можно больше спортсменов так, чтобы наибольший и наименьший результат в каждой из групп отличался друг от друга на как можно меньшую величину и чтобы количество участников каждой из групп было не больше восьми человек;

    – в случаях, когда наибольший и наименьший результат в каждой из групп значительно отличался друг от друга, могут быть расширены рамки возрастной группы. В этом случае в рамках каждой возрастной группы спортсмены должны быть перегруппированы, согласно результатам предварительных соревнований, и включены в новые дивизионы. Данная процедура должна выполняться до достижения максимальной близости между наибольшим и наименьшим результатом в каждом из дивизионов, или отдельные спортсмены могут быть включены в другие дивизионы, более подходящие им по уровню способностей, вне зависимости от принадлежности к определенной возрастной группе;

    – менеджеры соревнований обладают полномочиями учитывать отклонения предварительных результатов спортсменов, достигнутых при менее благоприятных погодных условиях, от результатов финальных состязаний, достигнутых спортсменами при более благоприятных погодных условиях.

    При проведении соревнований по видам программы, в которых не проводятся предварительные соревнования и результаты определяются судейским решением:

    – порядок вынесения судейских решений не позволяет использовать при формировании дивизионов результаты предыдущих соревнований. При отсутствии результатов предварительных соревнований уровень навыков, продемонстрированных во время выступлений, является единственным критерием способностей спортсменов;

    – во всех половых и возрастных группах необходимо определить спортсменов с равными уровнями способностей;

    – если более чем восемь спортсменов данного пола и возраста обладают примерно равным уровнем способностей, их необходимо распределить по дивизионам, в каждом из которых должно быть не менее трех и не более восьми спортсменов.

    Командные виды спорта

    Действие 1: разделение команды по половому признаку

    Разделите команды на две группы пополовому признаку. Женские команды должны участвовать в соревнованиях против женских команд, а мужские команды – против мужских. Допускается участие смешанных команд, которые должны состязаться с другими смешанными командами или при их недостатке с мужскими командами.

    Команды должны соревноваться против идентичных по половому признаку команд, за исключением случаев, когда в соревнованиях участвует только одна женская или мужская команда. Данная команда должна быть включена в дивизион с командами другого пола, однако близкими по возрастному признаку и уровню способностей.

    Действие 2: разделение команды по возрастному признаку Принадлежность команды к даннойвозрастной группе определяется возрастом старшего игрока команды на дату открытия соревнований.

    Разделите женские и мужские команды по следующим возрастным группам: до 15 лет; от 16 до 21 года; от 22 лет и старше. Дополнительная возрастная группа может быть сформирована при наличии достаточного количества команд в возрастной группе «22 года и старше».

    Каждая команда должна соревноваться только с командами, входящими в определенную возрастную группу.

    Действие 3: разделение команды по уровню способностей

    В рамках всех соревнований по командным видам спорта должны использоваться тесты оценки навыков, разработанные для каждого из видов спорта, и должны проводиться предварительные соревнования, позволяющие определить уровни способностей участвующих команд.

    В Спортивных правилах Специальной Олимпиады представлено описание тестов оценки навыков для каждого вида спорта и дополнительная информация об оценке команд для разделения на группы.

    Сгруппируйте команды по уровням способностей, основываясь на результатах тестов оценки навыков и итогах предварительных соревнований.

    Сформируйте дивизионы из не более чем восьми команд посредством разделения команд каждого уровня способностей по возрастному признаку.

    В рамках каждого уровня способностей возможно совмещение возрастных групп для формирования дивизионов.

    Если в соревнованиях участвуют только две мужские или женские команды, то эти команды должны соревноваться между собой.

    Если в соревнованиях участвует только одна команда данного уровня способностей или данной возрастной группы, то она должны быть включена в дивизион с другими командами вне зависимости от возрастной группы и уровня способностей.

    Выравнивание результатов соревнований

    Виды программы, измеряемые временем или иными объективными показателями. В отношении видов программы, измеряемых временем или иными объективными показателями, при распределении спортсменов для финальных соревнований должны применяться улучшенные результаты, представленные главным тренером или достигнутые по итогам предварительных соревнований.

    Дисквалификации подлежит любой спортсмен, финиширующий в ходе финальных соревнований с результатом на 15 % лучше результата предварительных соревнований или заявленного результата.

    Виды программы, оцениваемые судейским решением

    В отношении видов программы, оцениваемых судейским решением, при распределении спортсменов для финальных соревнований должны использоваться наилучшие результаты выступлений, полученные в ходе предварительных соревнований или представленные тренерами до начала соревнований.

    Окончательный результат определяется сложением 25 % результата разделения на группы и 75 % результата финальных соревнований.

    Подробно рассмотренный порядок формирования дивизионов позволяет более глубоко понять философию и основную идею Специальной Олимпиады.

    В заключение приведем регламентированные Правилами SOI обязанности участника соревнований, тренера и менеджера.

    Обязанности участника соревнований

    Каждый спортсмен должен подчиняться духу и букве правил и отвечать за соблюдение правил спортивного поведения. Спортсмены, которые не ведут себя соответствующим образом или позволяют себе оскорбительные действия или высказывания в отношении других спортсменов, тренеров, добровольцев, противников, официальных представителей и/или зрителей, могут быть дисквалифицированы и не допущены до дальнейшего участия в соревнованиях.

    Спортсмены, не соблюдающие правил честной борьбы и не прилагающие максимальных усилий во всех предварительных и/или финальных состязаниях, дисквалифицируются и не допускаются до участия в дальнейших соревнованиях по решению соответствующего комитета по спортивным правилам, действующим в рамках соревнования.

    Обязанности тренера

    Охрана здоровья и обеспечение безопасности спортсменов должны быть основными приоритетами каждого тренера.

    Тренер должен следовать духу и букве правил и нести ответственность за постоянное соблюдение правил спортивного поведения. Тренеры, которые не ведут себя соответствующим образом или позволяют себе оскорбительные действия или высказывания в отношении других спортсменов, тренеров, добровольцев, противников, официальных представителей и/или зрителей, не допускаются к исполнению своих обязанностей.

    Тренеры должны быть осведомлены обо всех существующих правилах Специальной Олимпиады и правилах международных федераций по видам спорта и должны осуществлять подготовку своих спортсменов согласно данным правилам.

    Тренеры должны обеспечивать участие спортсменов в тех видах программы, которые соответствуют уровню способностей спортсмена и способствуют развитию его потенциальных возможностей.

    Тренеры должны быть честными и рекомендовать спортсменам прилагать максимум усилий в рамках предварительных и/или финальных соревнований; в противном случае тренер будет отстранен от исполнения своих обязанностей решением соответствующего комитета по спортивным правилам, действующим в рамках соревнований.

    Тренеры команд должны обеспечивать участие в каждой игре членов команды различных уровней способностей.

    Тренеры должны быть уверены, что полученные результаты тестирования и результаты предварительных или квалификационных выступлений с точностью отражают способности спортсменов. Если по каким-либо причинам эти результаты, по мнению тренера, не являются адекватными, то тренер обязан сообщить об этом менеджеру соревнований.

    Тренеры команд должны нести ответственность за соблюдение правил разделения на дивизионы для каждых соревнований и за сообщение менеджеру соревнований о неверном разделении на дивизионы.
    Обязанности менеджера соревнований

    Менеджеры соревнований должны обеспечивать проведение соревнований по полному спектру видов программы с целью обеспечения создания всем спортсменам максимально полных возможностей для участия в соревнованиях.

    Менеджеры соревнований должны организовывать и проводить соревнования согласно принципам Специальной Олимпиады, в соответствии с духом и буквой правил.

    Менеджеры соревнований должны соблюдать принципы разделения спортсменов на дивизионы.

    Менеджеры соревнований должны дисквалифицировать тренеров, спортсменов или команды, не соблюдающих соответствующие требования вида спорта и порядок разделения на дивизионы.
    Список литературы

    Основная литература:

    1. Евсеев Сергей / Теория и организация адаптивной физической культуры / Евсеев С. П., 2016. «Издательство „Спорт“», 2016

    2. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. / Адаптивная физическая культура: Учебн. пособие. — М.: Советский спорт, 2000. — 240 с.: ил.


    Дополнительная литература:

    1. Исаков Эдуард / Развитие адаптивного спорта: организация, экономика, управление. Практикум / Э.Исаков. - М.: Издательское ПИАР-агентство М-ОСТ, 2010. - 148с.

    2. Овсянникова, Е. Ю. / Технологии организации и проведения занятий по частным методикам адаптивной физической культуры: Учебно‑методическое пособие для самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения факультета физической культуры. Ч. I / Е. Ю. Овсянникова, Г. В. Ковязина. – Киров: Изд‑во ВятГГУ, 2014. – 138 с. https://studopedia.net/7_29069_pokazaniya-i-protivopokazaniya-k-zanyatiyam.html

    1. Основные понятия теории адаптивной физической культуры. Методические рекомендации к проведению практических и индивидуальных занятий для студентов специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)». Курган 2009.


    написать администратору сайта