Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Задачи, классификации и система показателей статистики государственных финансов

  • ^ Статистика государственных финансов

  • ^ Статистика государственного бюджета

  • К основным показателям государственного бюджета

  • ^ Неналоговые поступления

  • ^ Кредитование минус погашение (чистое кредитование)

  • ^ Дефицит (или превышение расходов над доходами) государ­ственного бюджета

  • Дефицит

  • Дефицит или превышение

  • ^ Бюджетная классификация включает

  • 2. Налоговая статистика как раздел статистики государственного бюджета

  • ^ ТЕМА 10: СТАТИСТИКА ЦЕН И ИНФЛЯЦИИ.

  • Статистическое изучение индекса потребительских цен. Статистическое изучение инфляции. 1.Понятие и задачи статистики цен.

  • 2.Статистические показатели анализа цен.

  • Задачи, классификации и система показателей статистики государст. Тема 9 статистика государственных финансов и налогообложения


    Скачать 70.32 Kb.
    НазваниеТема 9 статистика государственных финансов и налогообложения
    Дата27.06.2020
    Размер70.32 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЗадачи, классификации и система показателей статистики государст.doc
    ТипДокументы
    #57875
    страница1 из 5

    Подборка по базе: Политическая система.docx, нелиней система.doc, Соматическая и вегетативная нервная система.docx
      1   2   3   4   5

    userdocs.ru
    ТЕМА 9: СТАТИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.


      1. Задачи, классификации и система показателей статистики государственных финансов


    2. Налоговая статистика как раздел статистики государственного бюджета
    1. Задачи, классификации и система показателей статистики государственных финансов

    Государственные финансы являются важнейшей сферой финансовой системы страны.

    Под государственными финансами по­нимаются денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП и ВНД, а также части нацио­нального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и ис­пользованием государственных средств на нужды обороны и управления, социально-культурные потребности членов общества, производственно-экономические и научно-технические программы.

    ^ Статистика государственных финансов обобщает данные и подготавливает статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности органов государственного управления и выработки экономической политики.

    В зависимости от характера финансовых отношений в деятельности субъектов, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов, в сфере государственных финансов в качестве звеньев выделяют: государствен­ный бюджет (всех уровней), внебюджетные фонды и государственный кредит.

    Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями и населением, называются бюджетными.

    Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны и составляет понятие «государственный бюджет».

    ^ Статистика государственного бюджета изучает процессы мобилизации части национального дохода и ее использования на государственные нужды. Основной задачей статистики государ­ственного бюджета является характеристика основных его параметров, определяющих содержание и направленность фискальной политики.

    Более конкретно эта задача состоит в том, чтобы определить:

    • общую величину доходов и расходов государственного бюд­жета, размер его дефицита и профицита;


    • структуру доходов госбюджета;


    • структуру расходов госбюджета;


    • источники финансирования бюджетного дефицита;


    • размеры государственного внутреннего долга;


    • размеры и структуру налогообложения, эффективность про­ведения государством фискальной политики;


    • влияние фискальной политики на экономической рост и уровень жизни.


    К основным показателям государственного бюджета относятся:


    • доходы;


    • официальные трансферты;


    • расходы;


    • кредитование минус погашение (чистое кредитование);


    • профицит (превышение доходов над расходами) и дефицит (превышение расходов над доходами).


    Доходы как основной источник формирования бюджета включают в себя обязательные безвозвратные платежи, поступа­ющие в бюджет. Доходы делятся на текущие и капитальные. Теку­щие доходы включают налоги и неналоговые поступления.

    Налоги - обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными органами с целью удовлетворения государственных потребностей. В налоги включается также прибыль, переводимая фискальными экспортными и им­портными государственными монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты (доходы акцизного типа).

    ^ Неналоговые поступления включают возмездные поступления (доходы от собственности, сборы, поступления от продажи товаров, услуг и случайных продаж, кассовую прибыль ведомствен­ных предприятий) и некоторые безвозмездные потоки платежей (штрафы, текущие частные пожертвования).

    Отдельной категорией государственного бюджета являются официальные трансферты, представляющие собой безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления, имеющие не­регулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, репараций, которые получены от других ор­ганов государственного управления (отечественных и зарубеж­ных) или международных организаций.

    Поступления аналогичных платежей из негосударственных источников включаются в категорию доходов как неналоговые поступления (например, средства частных организаций, направляемые на строительство больниц).

    Расходы включают все невозвратные платежи независимо от того, являются они возмездными или безвозмездными и для ка­ких целей осуществляются, текущих или капитальных. Трансфертные платежи другим органам управления не выделяются в отдельную статью и также включаются в состав расходов.

    ^ Кредитование минус погашение (чистое кредитование) характе­ризует операции органов государственного управления с финансовыми требованиями других секторов, осуществляемыми в целях проведения государственной политики. В данную категорию включают предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм полученных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.

    В статистике государственного бюджета существует различ­ная трактовка двух похожих на первый взгляд категорий - кредитования и заимствования.

    Если кредитование рассматривается как статья расходов, не­посредственно влияющая на величину бюджетного дефицита, то заимствование рассматривается как источник финансирования дефицита и не включается в доходную часть бюджета.

    ^ Дефицит (или превышение расходов над доходами) государ­ственного бюджета исчисляется как сумма доходов и получен­ных трансфертов за вычетом суммы расходов и чистого кредито­вания.

    Общий объем финансирования дефицита (профицита) равен величине дефицита (профицита) с противоположным знаком. Алгоритм расчета финансирования дефицита может быть полу­чен так:

    Дефицит = (Заимствование — Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств;

    ^ Превышение (профицит) доходов над расходами = (Заимствование - Погашение долга) — Увеличение остатков ликвидных финансовых средств;

    Дефицит или превышение = Расходы на товары и услуги и трансферты + Кредитование минус погашение - Доходы - Полученные официальные трансферты;

    ^ Дефицит или превышение = Финансирование (с противо­положным знаком);

    Финансирование = Чистое заимствование (внешнее, внут­реннее) - Приобретение финансовых требований в целях уп­равления ликвидностью за вычетом продаж или погашение та­ких требований + Уменьшение остатков денежных средств (или минус увеличение остатков денежных средств).

    При накоплении бюджетного дефицита обра­зуется государственный долг, под которым понимается неопла­ченная сумма официально признанных прямых обязательств ор­ганов государственного управления перед другими секторами экономики и остальными странами мира, образованная в резуль­тате операций в прошлом и требующая погашения в будущем или переоформления в бессрочный долг.

    Формирование бюджетных классификаций в России определено Федеральным законом «О бюджетной классификации Рос­сийской Федерации», принятым 15.08.1996 г., последние измене­ния в который внесены 29.06.2004 г.

    Согласно этому Закону (с изменениями от 29.06.2004 г.) бюджетная классификация РФ является группировкой доходов и рас­ходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, применяется при составлении и исполнении бюджетов всех уровней, обеспечивает сопоставимость показате­лей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

    ^ Бюджетная классификация включает:


    • классификацию доходов бюджетов РФ;


    • функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;


    • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета;


    • ведомственную классификацию бюджетов субъектов;


    • экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;


    • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;


    • классификацию источников внешнего финансирования де­фицита федерального бюджета;


    • классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ;


    • классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ.



    2. Налоговая статистика как раздел статистики государственного бюджета

    Следует отметить, что экономическая сущность главного источника доходов госбюджета - налогов - характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами.

    Налоги представляют собой обязательные и безвозмездные сборы (изъятие средств), взимаемые государственными органами всех уровней с физических и юридических лиц по ставкам, установленным в законо­дательном порядке, с целью финансирования общественных расходов. Налоги являются необходимым звеном социально-экономических отно­шений в обществе и государстве и существуют с момента его возникно­вения.

    Налогам как экономи­ческой категории присущи две функции фискальная и экономическая.

    Налоги классифицируются по характеру базы, с которой взимается налог, либо по виду деятельности, в результате кото­рой возникает налоговое обязательство, например, импортирование продукции, продажа товаров и услуг, получение доходов. Все виды налогов, включая налоги на наследство и единовременные налоги на операции с капиталом, классифицируются в СНС как транс­ферты.

    ^ Налоговая система Российской Федерации представляет собой сово­купность всех налогов, сборов пошлин и других платежей, взимаемых го­сударственными органами всех уровней в установленном порядке на всей территории страны.

    Выделяют следующие основные группы налогов:

    1. Подоходные налоги, налоги на прибыль, на увеличение рыночной стоимости капитала.

    2. Отчисления на социальное страхование.

    3. Налоги на заработную плату и рабочую силу.

    4. Налоги на собственность.

    5.Платежи за использование природных ресурсов.

    6.Земельный налог.

    7. Внутренние налоги на товары и услуги.

    8.Налог на добавленную стоимость.

    9.Акцизные сборы.

    10. Налоги на международную торговлю и внешние операции.

    11. Импортные и экспортные пошлины.

    12. Прочие налоги.

    Дать оценку справедливости и равенства в определённой степени можно, используя понятие прогрессивности налогообложения. Это отношение суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника, к ве­личине этого дохода. При этом возможны три варианта:


    1. пропорциональный налог - сумма налога пропорцио­нальна доходам работников;


    2. регрессивный налог - в процентном отношении налог взимается тем выше, чем ниже доход работника;


    3. прогрессивный налог - в процентном отношении налог устанавливается тем выше, чем выше доход работника.


    Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательных взносов составляет сущ­ность налоговой системы. За счет налоговых взносов (ресурсов) формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в доходной части бюджета и внебюджетных фондов.

    Можно выделить следующие принципы налогообложения: справедливости; определенности; удобства; экономии.

    Оживление экономики, рост производства, достижение оптимального уровня инфляции и безработицы достигаются главным образом проведением умелой налоговой политики государственных органов и четким анализом уровня страхового, валютного и прочих рисков в статике и динамике с элементами прогноза.

    Таким образом, основные задачи государства в области совершенствования налоговой политики могут быть сформулированы следующим образом.

    •создание системы оптимального регулирования рыночных отноше­ний в экономике;

    •демонополизация производства во всех отраслях (секторах) эконо­мики и формирование цивилизованных форм конкуренции,

    •создание эффективной налоговой системы в направлении не только собираемости налогов, но и эффективного использования этих де­нежных ресурсов и т.д.

    Итак, в статистике большое внимание уделяется выявлению влия­ния отдельных факторов на изменение величины каждого налога и их общей суммы. К таким факторам относятся:


    1. численность налогоплательщиков;


    2. стоимостное выражение налогооблагаемого показателя, приходящегося на одного налогоплательщика (налоговая база);


    3. процентная ставка налога (налоговая ставка).


    Для оценки влияния каждого из этих факторов применяется ин­дексный метод анализа. При отсутствии данных о численности нало­гоплательщиков сумму внесенного налога можно представить двухфакторной моделью вида:

    Н=Нс/Нб,

    где Нс – налоговая ставка, Нб – налоговая база

    Исходными для налоговых доходов могут быть два фактора - налоговая база и налоговая ставка.

    Влияние первого фактора (размера налоговой базы) на абсо­лютное изменение налоговых доходов может быть определено как

    Нб = (Б10)*С0

    Абсолютный прирост величины налога, обусловленный изме­нением налоговой ставки, рассчитывается по формуле:

    Нс = (С1 — Со) * Б1,

    где Н6, Нс — абсолютный прирост налоговых доходов, обусловленный из­менением налоговой базы и налоговой ставки;

    Б1, Бо — размер налоговой базы в отчетном и базисном (плановом) пе­риодах;

    C1, Co — уровень налоговой ставки в отчетном и базисном (плановом) периодах.

    Общая величина изменения суммы налоговых доходов опре­деляется как сумма вышеназванных абсолютных приростов:

    Н = Нб + Нс.

    ^ ТЕМА 10: СТАТИСТИКА ЦЕН И ИНФЛЯЦИИ.


      1. Понятие и задачи статистики цен.


      2. Статистические показатели анализа цен.


      3. Статистическое изучение индекса потребительских цен.


      4. Статистическое изучение инфляции.



    1.Понятие и задачи статистики цен.

    Цена - сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквива­лент обмена товара на деньги. В этой своей функции цены участ­вуют в процессе распределения и перераспределения национального дохода, влияют на рост производства и производительности труда, по­вышение уровня жизни.

    Цены, процессы их образования и изменения представляют собой предмет статистического исследования.

    Основные задачи статистики цен:

    1. Наблюдение за ценами и их изменениями.

    2. Изучение на основе стоимостных показателей конъюнктуры рынка.

    3. Исследование динамики цен отдельных товарных рынков.

    4. Анализ цены как фактора уровня жизни населения и индикатора инфляционных процессов.

    5. Изучение цены при анализе макроэкономических показателей Системы национальных счетов и в международной статистике.

    Цена выполняет следующие функции: учетная, функцию учета спроса и предложения, стимулирующая и распределительная.

    Рыночная цена выполняет различные функции:


    • является посредником и соизмерителем при обмене товара на деньги;


    • служит важным показателем конъюнктуры рынка, факто­ром уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства;


    • выступает инструментом образования прибыли и управле­ния эффективностью, фактором налогообложения;


    • является главной составляющей инфляционных процессов, средством влияния на инвестиционную политику;


    • служит главным фактором, определяющим уровень жизни
      населения, влияющим на рынок труда, объем и структуру потреб­ления, уровень реальных доходов различных социальных групп;


    • выступает орудием конкурентной борьбы.



    2.Статистические показатели анализа цен.

    Анализ цен осуществляется в статике и динамике, поэтому первым этапом в статистическом изучении цен является оценка уровня цен.

    1. показатели уровня и структуры цен

    Уровень цен представляет собой средневзвешенную цену, которая уплачивается за готовые товары и услуги в данный момент времени или индекс цен.

    Различают индивидуальный и средний уровень цен.

    ^ Средняя цена представляет собой средний уровень цены отдельного товара или совокупности качественно однородных товаров.

    Для расчета средних цен используются следующие виды средних величин:


    • ^ Средняя арифметическая взвешенная рассчитывается по формуле:


    где р — цена единицы товара; q — количество товара.

    Она применяется в том случае, когда в качестве весов используются показатели количества товаров в натуральном выражении.


    • ^ Средняя гармоническая взвешенная определяется по формулам:


    где
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта