Главная страница
Навигация по странице:

  • Цель работы

  • Физ.воспитание детей с нарушением зрения. Теоретические аспекты изучения физического воспитания детей с нарушением зрения


    Скачать 230,5 Kb.
    НазваниеТеоретические аспекты изучения физического воспитания детей с нарушением зрения
    Дата09.07.2019
    Размер230,5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФиз.воспитание детей с нарушением зрения.doc
    ТипРеферат
    #56935
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..................3

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.................................................7

    1.1 Характеристика детей с нарушением зрения........................................................7

    1.2 История развития воспитания детей с нарушение зрения........................................11

    1.3 Физическое развитие детей с нарушением зрения...............................................15

    ГЛАВА 2. МЕТОДИКА АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ........................................................................................19

    2.1 Методы и методические приемы обучения, коррекции и развития...........................19

    2.2 Особенности организации адаптивной физической культуры детей с нарушением зрения.....................................................................................................................................23

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….................39

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….................41

    ВВЕДЕНИЕ
    Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у детей значительное затруднение в познании окружающего мира, ограничивает общественные контакты и возможности для занятий многими видами деятельности.

    Причины, вызывающие нарушение зрительной функции, бывают врожденные и приобретенные. Приобретенные аномалии зрения распространены больше, чем врожденные.

    Актуальность данной тематики обусловлена тем, что в современной России масса детей школьного возраста с нарушением зрения.

    По установленной классификации к слепым относятся лица, острота зрения которых находится в пределах от 0% до 0,04%. Таким образом, контингент слепых включает людей, полностью лишенных зрения (тотальные слепые) и обладающих остаточным зрением (с остротой зрения от светоощущения до 0,04%).

    Тотально слепые дети безусловно будут использовать в получении учебной информации осязание и слух. Слепые дети с остаточным зрением, также основную учебную информацию будут получать через осязание и слух, так при наличии такого глубокого поражения использование зрения в течение длительного времени отрицательно влияет на его дальнейшее развитие. Однако в процессе обучения и воспитания остаточное зрение не игнорируется, так как оно дает детям дополнительную информацию об окружающем. Дети с остротой зрения от 0,05% до 0,2% входят в категорию слабовидящих, и уже могут работать с помощью зрения при соблюдении определенных гигиенических требований.

    Физическая культура, подвижные игры на свежем воздухе, спорт должны занять важное место в комплексе мер по профилактике зрения, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышение трудоспособности глазных мышц, укреплению склеры глаза.

    Полное нарушения функций зрительного анализатора представляет для незрячих детей барьер в процессе познания окружающего мира, который не позволяет им полноценно и гармонично развиваться. Процесс специально физического обучения представляет собой систему различных направлений , обеспечивающих развитие и использование сохранных анализаторов.

    Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной действительности, моторики пальцев и кистей рук, общей моторики. Происходит это потому, что дети с частичной потери зрения полагаются только на визуальную ориентировку. Отсутствие или резкое снижение зрения дети не могут подражать окружающим, чтобы овладеть различными предметно – практическими действиями.

    Из – за малой активной деятельности мышц детей с нарушением зрения движения у них оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности, моторики рук, и общей моторики отрицательно сказывается на формирование предметно – практической деятельности детей, на их интеллектуальном и физическом развитии.

    Если же низкий уровень готовности обусловлен нарушением общемозговой деятельности или связан с серьезными сопутствующими соматическими заболеваниями, то, как показывает сравнение результатов исследований, слабовидящих школьников с нормальным и нарушенным интеллектуальным развитием, то такого выравнивания по уровню развития психических процессов либо не происходит (при умственной отсталости), либо оно предполагает специальную организацию учебно-воспитательного процесса для детей с задержкой психического развития (ЗПР).

    Качественные различия в развитии личностных качеств ребенка и их соотношения с его способностями являются ведущими по сравнению с дефектами зрения, факторами определяющими динамику и уровень достижений формируемого процесса. Именно в этом заключается причина того, что во всех исследованиях мышления слабовидящих школьников, авторы прямо или косвенно признают отсутствие корреляции развития мышления с заболеваниями и остротой зрения. Признав отсутствие зависимости развития мышления от остроты зрения в исследованиях на младших школьниках, авторы тем не менее делают попытку обосновать замедленное отставание в его развитии особенностями дошкольного воспитания. При этом совершенно ясно подразумевается, что не само качество воспитания является первоосновой отклонения, а нарушение зрения. Однако первые работы опровергают это мнение: при формировании психических процессов нет корреляции с остротой зрения.

    Отсутствие корреляции уровня развития даже конкретного, образного мышления от степени нарушения зрения является важнейшим фактом для разработки проблемы мышления в тифлопсихологии, доказывающим полноценность умственной деятельности слабовидящих школьников. Признание этого факта является исходной основой для развития мышления. Необходимо глубокое и дифференцированное исследование динамики процесса достижения нормального уровня развития мышления. Именно в зависимости от глубины нарушения зрения и его соотношение в ходе формирования с потенциальными возможностями зрительной перцепции школьников в зависимости от той полноты, точности и дифференцированности зрительной информации, которую должен объективно получить школьник в соответствии с предметным содержанием задачи или проблемной ситуации, и без получения которой он не в состоянии самостоятельно развернуть мыслительный процесс.

    Значит, при формировании различных аспектов мыслительной деятельности необходимо дифференцировано подходить к слабовидящему школьнику, именно в зависимости от остроты его зрения, ибо диапазон различий учеников по этому параметру чрезвычайно широк. Вполне понятно, что управление процессом формирования и создания оптимальных условий для развития активного мышления и его проявления в конкретных условиях, совершенно необходимы.

    Суть аспекта реализации личностного подхода при изучении мышления слабовидящих, заключается в неразрывной взаимосвязи изучения мышления как процесса и как деятельности в качестве саморегуляции. Зависимость мыслительной деятельности школьника от специфики ее содержания, и соответственно этому изменение соотношения и роли познавательных процессов. Соответственно изменению взаимосвязи чувств и логического в содержании деятельности, качества дефекта и уровня развития личности школьника изменяется содержание и направление коррекции в организации самой деятельности и способов управления процессом формирования.

    Таким образом нарушение зрения не оказывает влияния ни на темпы, ни на уровень развития мыслительной деятельности, если созданы адекватные условия для получения и овладения мыслительными операциями. Именно затруднения, в зависимости от самостоятельного получения чувственных данных, ограничивают широту проблемных задач, в решение которых мышление слабовидящих не может полностью проявиться.

    Цель работы: изучить особенности обучения и физического воспитания детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.

    Задачи:

    1. Изучить литературу по проблеме

    2. Раскрыть особенности обучения и физического воспитания детей с нарушением зрения.

    3. Оценить влияние физической культуры на формирование адаптационных возможностей организма детей с нарушением зрения.

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

    1.1 Характеристика детей с нарушением зрения
    По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения),во всем мире насчитывается более 35 млн незрячих, в России —260 тыс. Слепота бывает врожденной и приобретенной. Врожденная слепота — нарушение развития некоторых отделов головного мозга, зрительных нервов, сетчатки глаза. Приобретенная слепота развивается после перенесенных лазных заболеваний: глаукомы, трахомы, кератита, поражения зрительного нерва, а также после травм глазного яблока, повреждений глазницы и черепно мозговых травм.

    Ребенок с нарушением зрения — термин, касающийся как незрячих, так и слабовидящих. Незрячих делят на тотально слепых (Vis — 0) и детей с остаточным зрением (Vis от 0 до 0, 04 с оптической коррекцией стеклами на лучшем глазу). Слабовидящие дети по состоянию зрительных функций разнообразны. Это обусловлено, прежде всего, клиническими формами и степенью их глазной патологии. Слабовидящими считают людей, имеющих остроту зрения от 0,2 до 0,6 (с оптической коррекцией стеклами на лучшем глазу). К данной категории относятся дети со следующими заболеваниями:

    -близорукость, дальнозоркость, косоглазие, астигматизм, альбинизм, амблиопия, нистагм, микрофтальм, дети с монокулярным зрением, а также с нарушениями центрального и периферического зрения и др.

    Анализ специальной литературы позволяет нарушения зрения условно разделить на глубокие и неглубокие. Г.В. Никулина (2002)предлагает следующую классификацию: к глубоким относятся нарушения зрения, связанные со значительным снижением таких важнейших функций, как острота зрения и (или) поле зрения, имеющие ярко выраженную органическую зрительную депривацию. В зависимости от глубины и степени нарушений перечисленных функций может наступить слепота или слабовидение. К неглубоким зрительным нарушениям относятся нарушения глазодвигательных функций (косоглазие, нистагм); нарушения цветоразличения (дальтонизм, дихромазия); нарушения характера зрения (нарушения бинокулярного зрения); нарушения остроты зрения, связанные с расстройствами оптическихмеханизмов зрения (миопия, гиперметропия, астигматизм, амблиопия).

    Классификация нарушения зрения.

    Дальнозоркость (гиперметропия) характеризуется тем, что фокус параллельных лучей после их преломления в глазу оказывается лежащим позади сетчатки. У новорожденных глаза, как правило, дальнозоркие.

    В результате роста глаза размер глазного яблока увеличивается, и к 10 годам глаза становятся соразмерными, а если развитие глаза отстает, то он становится дальнозорким. При этом функциональные возможности зрительной системы при работе вблизи хуже, чем у близоруких. Дальнозорким детям приходится чрезмерно напрягать свой аккомодационный аппарат, напряженная зрительная работа вызывает у них зрительное утомление, которое проявляется в виде головной боли, тяжести в глазах, в области лба, а иногда в головокружении, буквы при чтении сливаются, становятся неясными.

    Все эти явления обусловлены переутомлением ресничной мышцы.

    Различают три степени дальнозоркости: слабая степень — до 3 D; средняя — от 3 до 6; высокая — свыше 6 D. Острота зрения при слабой и средней степени в большинстве случаев бывает нормальной. Но при высокой степени дальнозоркости у детей отмечается плохое зрение как вдаль, так и вблизи, зрачок сужен, размеры глаза уменьшены. При высокой степени дальнозоркости часто развивается сходящееся косоглазие.

    Косоглазие характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации. У этих детей наблюдается периферическое зрение, снижение остроты зрения косящего глаза, значительно снижена или нарушена восприимчивость предметов двумя глазами и способность сливать их изображения в единый зрительный образ.

    Причинами возникновения могут быть: наследственность, поражение центральной нервной системы, различные аномалии рефракции глаза, психическая травма (испуг), острые инфекционные заболевания, чрезмерная зрительная нагрузка и т. д.

    Принято различать содружественное и паралитическое косоглазие. При содружественном косоглазии подвижность глазных яблок не ограничена. Этот вид косоглазия встречается значительно чаще, чем паралитическое. Оно может быть постоянным или периодическим, сходящимся (глазное яблоко отклонено кнутри носа), расходящимся (глазное яблоко отклонено к виску), односторонним (монокулярным), перемежающимся (отклоняется попеременно то один, то другой глаз). Содружественное косоглазие появляется в большинстве случаев в возрасте от двух до четырех лет.

    Близорукость (миопия) характеризуется недостатком преломляющей силы глаза, в результате которого дети плохо видят отдаленные предметы, действия, а также то, что написано на классной доске. При чтении учащиеся приближают книгу к глазам, сильно склоняют голову во время письма, прищуривают глаза при рассматривании предметов — это первые признаки развития миопии.

    Зрительные возможности детей с миопией при работе вблизи относительно велики. Однако непрерывная длительная зрительная нагрузка на близком расстоянии должна быть не более 15—20 мин. Различают три степени миопии: слабая степень — до 3 D; средняя — от 3до 6 D; высокая степень — свыше 6 D. При высокой степени миопии наблюдается отслойка сетчатой оболочки глаза.

    В целях компенсации близорукости назначают очки. Для ее лечения применяются: очковая коррекция, контактные линзы, точечный массаж, медикаментозное лечение, физиотерапевтическое лечение и др. Г.Г. Демирчоглян, Э.С. Аветисов, Е.И. Ливадо, американский офтальмолог У. Бейтс и др. предлагают для лечения и профилактики близорукости специальные упражнения для улучшения зрения.

    Астигматизм — сочетание в одном глазу разных видов рефракций или разных степеней рефракции одного вида. Симптомы астигматизма: выраженные явления зрительного утомления, головные боли, блефароконъюктивиты, реже — хроническое воспаление краев век. Причинами развития астигматизма могут быть: ранение глаза, оперативные вмешательства на глазном яблоке, болезни роговицы.

    Глаз человека имеет два глазных взаимно перпендикулярных меридиана: с наибольшей преломляющей способностью и с наименьшей преломляющей способностью. По силе преломления на протяжении меридиана различают: а) правильный астигматизм — имеет одинаковую преломляющую силу на протяжении всего меридиана; в большинстве случаев — это врожденная или наследственная патология; б) неправильный астигматизм — развивается за счет выше перечисленных причин, характеризуется изменениями на разных отрезках одного меридиана, практически не поддается коррекции.

    Для лечения и коррекции астигматизма используются следующие методы: очковая коррекция, коррекция контактными линзами, хирургические методы лечения (С.И. Шкарлова, В.Е. Романовский,2005).

    Нистагм (дрожание глаз) самопроизвольные колебательные движения глазных яблок. По направлению он может быть горизонтальным, вертикальным и вращательным; по виду — маятникообразным, толчкообразным и смешанным. Причины возникновения нистагма: поражения таких участков мозга как мэзжечок, гипофиз, продолговатый мозг и др. Нистагм, как правило, не доставляет беспокойства детям, но они испытывают нечеткость восприятия даже при достаточно высокой остроте зрения, слабость зрения, которая плохо поддается исправлению. Терапия нистагма осуществляется с помощью очковой коррекции (при наличии аномалий рефракции), плеоптического лечения, укрепления аккомодационного аппарата, медикаментозного лечения, которое может привести к частичному снижению амплитуды нистагма, повышению зрительных функций.

    Амблиопия — понижение зрения без видимых причин, выражающееся в снижении остроты центрального зрения. Часто возникает вследствие вынужденного бездействия глаза при косоглазии и нарушении бинокулярного зрения. При амблиопии не наблюдаются органические нарушения, однако в некоторых случаях может привести к амоврозу (полной слепоте).

    У незрячих детей чаще всего встречаются частичная атрофия зрительного нерва или полная атрофия зрительного нерва.

    Катаракта — помутнение хрусталика глаза, что приводит к значительному снижению остроты зрения.

    Глаукома — повышение внутриглазного давления, которое, в свою очередь, приводит к повышению внутричерепного давления Ретролентальная фиброплазия — заболевание, при котором за хрусталиком образуется плотная мембрана из соединительной ткани и отслоенной сетчатки в результате токсического действия 80—100% кислорода, который дают недоношенным детям, что вызывает частичную или полную отслойку сетчатки Чаще всего ретролентальная фиброплазия заканчивается слепотой Это заболевание на современном этапе занимает второе место из общего числа глазных заболеваний у детей.
    1.2 История развития воспитания детей с нарушение зрения

    Личность  слепого, так же как и зрячего человека, находилась и находится в сфере воздействий различных общественных и идеологических отношений.

    Начало  систематического обучения слепых связано с именем известного французского тифлопедагога В. Гаюи, который в 1784 году осуществил удачную попытку обучения слепого юноши чтению, письму и музыке по разработанной им системе. В этом же году, во Франции, было открыто специальное образовательное учреждение - Парижский национальный институт (училище) слепых. В книгах В. Гаюи (1745—1822) «Очерк об обучении слепых» (1786) и «Зарождение, развитие и современное состояние просвещения слепых» (1788) сделана удачная попытка определить, исходя из собственного опыта, цели, задачи, содержание и методы обучения слепых. Работы В. Гаюи свидетельствуют, что воспитанники Парижского национального института слепых изучали, главным образом, чтение, письмо, арифметику, историю и элементы географии; важное место отводилось чтению рельефных карт, музыкальным занятиям и профессионально-ремесленной подготовке. Предусматривались также занятия по ориентировке на местности. В. Гаюи склонялся к идее создания учебных заведений для слепых двух типов. Первый тип такого учреждения был предназначен для слепых детей из состоятельной среды. Здесь в задачи входило «доставить возможность заниматься науками, литературой, искусством». Второй тип учебного заведения был рассчитан на «массовое» обучение слепых детей из бедных семей. Главной его задачей становилась подготовка к трудовой деятельности, с тем чтобы «доставить слепцам заработок». В целом прогрессивные педагогические взгляды В. Гаюи на возможность обучения и развития слепых оказали существенное влияние на весь последующий ход развития тифлопедагогики.

    Этот  факт вошел в историю тифлопедагогики как начало развития науки о методах обучения слепых, а в практике привел к открытию в большинстве стран Европы учебных заведений, которые ставили своей задачей обеспечить слепым воспитанникам приют, дать элементарное образование и привить трудовые навыки.

    Первые  училища (как учебные заведения) открываются почти одновременно в большинстве стран Европы: во Франции, в Париже, в Англии, в Ливерпуле, в Эдинбурге и Лондоне, в Германии, в Берлине, в Италии, в Неаполе, в Австро-Венгрии, в Вене, в Праге, в Голландии, в Амстердаме и т д. Несколько позднее открываются первые училища для слепых в США, в Бостоне. В 70-х годах XIX века, к концу рассматриваемого периода, в мире насчитывалось около 150 учебных заведений, крупнейшими из которых явились Национальный  Парижский институт, Нормальный королевский колледж и Музыкальная академия в Лондоне.

    Открытие  первых учебных заведений для  слепых детей и дальнейшее их развитие происходит в период, когда в большинстве европейских стран к власти приходит прогрессивный для того времени класс буржуазии, побеждают прогрессивные идеи в области философии, педагогики. Все изменения в педагогике и практике обучения зрячих детей отразились на развитии практики обучения слепых детей, определили цели и содержание их обучения и воспитания.

    Большинство тифлопедагогов первого периода разделяют и выражают передовые взгляды в определении задач обучения, места слепого в обществе. Своей деятельностью они стремятся помочь выпускнику школы слепых выйти на дорогу жизни, добиться равных прав со зрячими, борются за широкое образование слепых, считая, что слепота не является непреодолимым препятствием в получении образования. Ведущие тифлопедагоги Гаюи,  Цейне, Клейн, и др. видели в трудовом и интеллектуальном образовании средства компенсации личности слепого и путь к независимости в обществе.

    Согласно стремлениям известных педагогов, тифлопедагоги выступают за государственный характер учебных заведений для слепых, требуют от правительства принятия закона об обязательном обучении слепых. Уже при жизни В. Гаюи, А Цейне, И Клейна, С Гоу раздаются голоса критики в их адрес со стороны последователей и официальных лиц. Делаются попытки объяснить, что нужно понимать под "всесторонним развитием" личности слепого. Оно ограничилось привитием элементарных правил гигиены, ориентировки, скромности, способности переносить все лишения, которые уготовила судьба слепому человеку.

    К концу XIX, началу XX века количество школ для слепых значительно возросло. Но больших успехов достигла и тифлопедагогика Германии. Здесь первое училище для слепых (Королевский Берлинский институт) было открыто в 1806 г. Идейными вдохновителями создания этого учебного заведения были В. Гаюи и первый директор училища Август Цейне (1778— 1853). Одаренный тифлопедагог, которого в Германии называли «отцом слепых», А. Цейне был поборником широкого образования для людей с нарушениями зрения и стремился приблизить уровень обучения в Берлинском институте для слепых к уровню гимназической подготовки зрячих. Центральное место в образовании незрячих отводилось трудовому обучению как средству становления и развития личности; наряду с этим большое внимание уделялось естественным предметам и географии. Цейне, писал Ф. Цех, разработал «последовательный курс географии, в котором он постепенно переходил от изучения родины к изучению всего света». Увлечение географией привело А. Цейне к созданию методики обучения слепых этому предмету, методике работы с рельефными наглядными пособиями — географической картой и глобусом.

    Так же в этот период открываются школы слепых в слаборазвитых странах Европы: Испании, Португалии, на Балканском полуострове. Английская и американская буржуазия через свои миссии, желая прикрыть свою захватническую политику, открывает первые учебные заведения в колониях и полуколониях  Китае, Индии, странах Северной Африки и Южной Америки.

    Конечно, открытие учебных заведений приютского типа в этих странах носило пропагандистский характер, оно не решало проблемы обучения слепых детей из народа, родители которых были лишены всех социальных и экономических прав. Но обучение слепых явилось важным условием, обеспечивающим развитии тифлопедагогики, отражавшей современные ей взгляды на слепого и вооружавшей учителя методами и приемами обучения и воспитания детей, лишенных зрения. Отсюда следует, что главной предпосылкой развития тифлопедагогики конца XIX века явились изменения социально-экономического характера, происшедшие в буржуазном обществе этого период.

    Положительную роль в развитии тифлопедагогики второго периода сыграли достижения в смежных науках психологии, физиологии общей педагогике, офтальмологии. Изучение органов чувств человека, их места и роли в познавательной деятельности дало возможность пересмотреть основные положения методики обучения слепых, которая в первый период ее развития считала слух веющим в познавательной и учебной деятельности слепых.

    Конец XIX века начало империалистических войн (франке - прусская война, война на Балканском полуострове, первая империалистическая война) Эти войны приводят к увеличению массы слепых, на которых буржуазное государство было вынуждено обратить внимание, не ограничиваясь только выдачей пенсии. Создаются учреждения по профессиональной подготовке военноослепших, выделяются средства на изучение проблем их "интеграции" и т д. Военнослепшие располагают большими социальными правами, чем слепые от рождения. В некоторых странах Англии, Франции, США военноослепшим удается привлечь внимание широкой общественности не только к себе, но и к бедственному положению многих школ слепых. Некоторые из этих школ начинают опекаться организациями военноослепших. Тифлопедагогика в конце 70-х гг XIX века создает свою теорию, определяет специфические задачи, содержание и принципы обучения детей с дефектами зрения.

    Происходит  дифференциация дефектологической науки. Открываются лечебные заведения для слабовидящих слепоглухонемых, слабоумных слепых детей. Делается попытка разработать методики и принципы обучения этих групп детей с нарушением зрения.
    1.3 Физическое развитие детей с нарушением зрени
      1   2   3   4


    написать администратору сайта