Главная страница
Навигация по странице:

  • Цели и задачи изучения основ права

  • Методические рекомендации по изучению курса

  • Содержание Тема № 1. Право: понятие, система, источники. Правоотношение.

  • Тема № 2. Правонарушение и юридическая ответственность: понятие, виды, соотношение.

  • Тема № 3. Основы конституционного права и защиты прав и интересов граждан.

  • Тема № 4. Основы административного и уголовного права.

  • Тема № 5. Основы трудового права.

  • Тема № 6. Основы гражданского права.

  • Тема № 7. Основы семейного права.

  • Тема № 8 Правовой статус обучающегося.

  • 1. Право: понятие, система, принципы, источники. Правоотношение.

  • Задания и задачи

  • Чем, на Ваш взгляд, объясняется наличие в действующем законодательстве таких изъятий из принципов

  • 2. Правонарушение и юридическая ответственность

  • Какое правонарушение было совершено Какому виду или видам ответственности подлежит Буров

  • Какое правонарушение было совершено Какому виду или видам ответственности подлежит Суслов

  • УЧЕБ-МЕТОД пособие-ТЕКСТ NEW. Учебнометодическое пособие Рекомендовано Научнометодическим советом университета для студентов, изучающих основы права


    Скачать 0.5 Mb.
    НазваниеУчебнометодическое пособие Рекомендовано Научнометодическим советом университета для студентов, изучающих основы права
    Дата22.06.2020
    Размер0.5 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаУЧЕБ-МЕТОД пособие-ТЕКСТ NEW.docx
    ТипУчебно-методическое пособие
    #57859
    страница1 из 8

    Подборка по базе: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ.doc, УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ.doc
      1   2   3   4   5   6   7   8

    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

    Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

    Кафедра социального и семейного законодательства


    ПРАВОВЕДЕНИЕ

    учебно-методическое пособие

    Рекомендовано

    Научно-методическим советом университета

    для студентов, изучающих основы права

    Ярославль 2019
    УДК 340

    ББК Х 62я73

    П 68

    Рекомендовано

    редакционно-издательским советом университета

    в качестве учебного издания. План 2019 года


    Рецензент

    Кафедра социального и семейного законодательства


    Составители: О.И. Сочнева, Исаева Е.А., Казанков С.П., Язева Е.Е., Ивашковская А.В.


    Учебно-методическое пособие / О.И. Сочнева; Е.А. Исаева; С.П. Казанков; Е.Е. Язева; А.В. Ивашковская. Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2019. с.
    Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, изучающих дисциплины «Основы права», «Право», «Правоведение» по основным образовательным программам бакалавриата (кроме направления 40.03.01 «Юриспруденция»).

    В содержание данного учебно-методического пособия входят рекомендации по изучению курса, а также задания, задачи, вопросы для дискуссий и вопросы для контроля знаний, необходимые для освоения дисциплины на практических занятиях по отдельным темам.

    Задачи, задания и вопросы для дискуссий по ряду тем могут быть также использованы в учебном процессе при преподавании такой дисциплины, как «Основы хозяйственного и трудового права».

    © Ярославский государственный университет, 2019

    © Сочнева О.И., Исаева Е.А., Казанков С.П., Язева Е.Е., Ивашковская А.В., 2019

    Цели и задачи изучения основ права

    Изучение основ права обеспечивает приобретение практических и теоретических знаний и умений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, содействует формированию правового мышления и навыков применения положений действующего законодательства в личной и профессиональной сферах деятельности.

    Кроме того, овладение основами права является важной составной частью подготовки студентов, выступает одной из предпосылок изучения других общественных дисциплин и общественной жизнедеятельности.

    Изучение основ права предполагает овладение общетеоретическими знаниями в сфере государства и права, формирование представлений о системе российского законодательства, о базовых положениях основных отраслей российского права.

    Задачи курса состоят в выработке умения понимать законы и другие нормативные правовые акты; обеспечивать соблюдение законодательства; принимать решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с правовыми предписаниями; защищать свои права и интересы законными способами; анализировать законодательство и практику его применения; ориентироваться в специальной литературе. Слушатель курса должен владеть основными правовыми понятиями, понимать сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний.
    Методические рекомендации по изучению курса

    Учебный процесс по дисциплине «Правоведение» включает в себя лекционные и практические занятия, а также самостоятельную работу студентов.

    Лекционные занятия используются для изучения теоретических основ курса, для общего ознакомления студентов с российской правовой системой.

    В свою очередь практические занятия способствуют закреплению теоретических знаний, развитию самостоятельного мышления и выработке практических навыков: умений делать выводы, правильно применять правовые нормы в конкретных жизненных ситуациях, а также навыков публичных выступлений. В связи с этим на практических занятиях особое внимание уделяется работе с конкретными нормативно-правовыми документами.

    Основной формой практических занятий является решение задач. Каждая задача представляет собой смоделированную практическую ситуацию. При решении задач рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:

    1. Изучить теоретические вопросы по соответствующей теме, пользуясь при этом учебными материалами (текстами лекций, учебниками), а также рекомендованные нормативные правовые акты и приложения.

    2. Уяснить фабулу задачи и поставленные в ней вопросы, определить, какие обстоятельства являются теоретически значимыми для принятия решения.

    3. Определить, нормы каких нормативных правовых актов подлежат применению в данном случае.

    4. Сформулировать мнение по поставленным вопросам, привести аргументацию на основе норм действующего законодательства.

    Наряду с решением задач, практические занятия по дисциплине могут проводиться также в форме выполнения иных заданий, а также организации дискуссий по проблемным вопросам.

    Содержание
    Тема № 1. Право: понятие, система, источники. Правоотношение.

    Понятие права. Место права в системе социальных норм. Соотношение норм права и норм морали. Понятие и виды функций права. Принципы права. Понятие и основные свойства системы права. Норма права: понятие, виды. Структура норм права. Отрасли, подотрасли, институты права. Система права и система законодательства. Понятие и виды источников права. Нормативный правовой акт: понятие, виды. Понятие и виды законов. Понятие и виды подзаконных нормативных правовых актов. Принципы построения системы нормативных правовых актов.

    Правоотношение: понятие, признаки, виды. Предпосылки возникновения правоотношения: правосубъектность, норма права, юридический факт. Юридический факт: понятие, виды, система юридических фактов. Субъекты и объекты правоотношений. Субъективные права и юридические обязанности.
    Тема № 2. Правонарушение и юридическая ответственность: понятие, виды, соотношение.

    Правомерное поведение и правонарушение. Признаки и виды правонарушений. Преступления и проступки. Состав правонарушения: элементы, значение. Юридическая ответственность: признаки, виды. Общие правила привлечения к юридической ответственности.
    Тема № 3. Основы конституционного права и защиты прав и интересов граждан.

    Место конституционного права в системе отраслей российского права. Конституция РФ – основной закон государства. Структура Конституции РФ. Основы конституционного строя РФ. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти РФ. Местное самоуправление. Гражданство. Система конституционных прав, свобод и обязанностей. Ограничения прав и свобод личности: цели, основания, пределы. Правовой механизм охраны конституционного строя и безопасности государства.

    Общая характеристика судебной системы: конституционные суды, арбитражные суды, суды общей юрисдикции, мировые судьи. Основные черты гражданского и уголовного процесса. Обжалование судебных решений (приговоров).

    Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ): компетенция, порядок подачи жалобы, юридическая сила принятых решений.
    Тема № 4. Основы административного и уголовного права.

    Административное право как отрасль права (общая характеристика). Источники административного права. Право граждан на обращение и механизм его реализации. Административные правонарушения и административная ответственность.

    Уголовное право как отрасль права (общая характеристика). Структура Уголовного кодекса. Понятие и категории преступлений. Состав преступления. Стадии совершения преступления. Соучастие в преступлении. Понятие и формы уголовной ответственности. Задачи и виды уголовного наказания. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Необходимая оборона. Крайняя необходимость.
    Тема № 5. Основы трудового права.

    Трудовое право как отрасль права (общая характеристика). Источники трудового права. Трудовой договор. Порядок заключения и расторжения трудового договора. Рабочее время. Время отдыха. Оплата труда. Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение.
    Тема № 6. Основы гражданского права.

    Гражданское право как отрасль права (общая характеристика). Источники гражданского права. Физические лица. Юридические лица. Объекты гражданских прав. Сделки: понятие, виды, недействительные сделки. Право собственности. Обязательства в гражданском праве. Наследственное право.
    Тема № 7. Основы семейного права.

    Семейное право как отрасль права (общая характеристика). Брак: порядок и условия заключения, расторжение брака. Отношения собственности супругов. Правоотношения родителей и детей. Система попечения над детьми, оставшимися без родительской заботы (общая характеристика). Алиментные правоотношения.
    Тема № 8 Правовой статус обучающегося.

    Общая характеристика образовательного законодательства. Виды и уровни образования. Субъекты образовательных правоотношений. Правовой статус обучающегося (права и обязанности). Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений (общие вопросы).

    1. Право: понятие, система, принципы, источники. Правоотношение.
    1. Понятие и место права в системе социальных норм.

    2. Соотношение норм права и норм морали.

    3. Принципы права.

    4. Понятие и виды источников права, принципы построения системы нормативных правовых актов.

    5. Система права и система законодательства.

    6. Общая характеристика основных отраслей права.

    7. Правоотношение: понятие, содержание, виды.
    Данная тема относится к общей теории права, которая обобщает научные данные других юридических наук (отраслевых, межотраслевых и т.д.) и вырабатывает наиболее общие юридические понятия и конструкции, на основе которых остальные юридические науки разрабатывают свой собственный категориальный аппарат.
    В связи в этим изучение таких вопросов, как понятие, система и принципы права, виды источников права, система законодательства, понятие и структура правового отношения, виды правовых отношений предшествуют изучению тем, посвящённых отдельным отраслям российского права, формирует базовый понятийный аппарат, необходимый для изучения в последующем отдельных отраслей.
    При изучении общетеоретических тем для лучшего усвоения важнейших юридических терминов рекомендуется пересказывать материал (лекционный либо имеющийся в учебной литературе), использовать как предложенные схемы и таблицы (см. приложения № 1, 2), так и самостоятельно составленные.
    Нормативные источники:



    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1996 г.).

    2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с послед. изм.) – УК РФ.

    3. Гражданский Кодекс РФ (часть 1) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с послед. изм.) – ГК РФ.

    4. Гражданский Кодекс РФ (часть 2) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (с послед. изм.). 5. Кодекс об административных правонарушениях РФ 30.12.2001 № 195-ФЗ (с послед. изм.) – КоАП РФ.

    6. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (с послед. изм.) – ТК РФ.

    Задания и задачи:

    1. Определите принцип права (отрасли, института), изъятие из которого составляют перечисленные случаи:

    А) «депутатский иммунитет»;

    Б) полномочия антимонопольного органа на принудительную ликвидацию юридического лица;

    В) запрет отправлять беременных женщин в служебные командировки;

    Г) запрет для предпринимателя отказываться от заключения договора с гражданином-потребителем.

    Чем, на Ваш взгляд, объясняется наличие в действующем законодательстве таких изъятий из принципов?
    2. Назовите, какие из перечисленных правовых актов НЕ являются нормативными:

    1) Правила внутреннего трудового распорядка ООО «Ромашка»;

    2) Решение суда о взыскании с гражданина Васильева долга по договор займа;

    3) Гражданский кодекс РФ;

    4) Постановление мэра г. Ярославля;

    5) Приказ ректора ЯрГУ об отчислении студента Клюквина.

    3. Из ниже приведенных нормативных правовых актов выберите те, которые являются подзаконными, расположите их в порядке убывания юридической силы:

    1) Конституция РФ;

    2) Решение муниципалитета г. Ярославля;

    3) Указ Президента РФ;

    4) Семейный кодекс РФ;

    5) Постановление Губернатора Ярославской области.
    4. Оцените правильность суждений, приведенных ниже:

    А) конституционное право регулирует отношения, связанные с государственной властью и конституционным статусом российских граждан;

    Б) административное право регулирует имущественные и личные неимущественные правоотношения отношения в сфере гражданского оборота (совершения сделок, заключение договоров, наследования имущества, защита прав авторов и изобретателей и т.п.);

    В) гражданское право регулирует отношения между работником и работодателем, основанные на трудовом договоре;

    Г) право социального обеспечения регулирует отношения, складывающиеся в связи с организацией и деятельностью исполнительной власти;

    Д) уголовное право регулирует отношения, связанные с расследованием преступлений и рассмотрением головных дел в суде.
    5. Определите, нормами каких отраслей права регулируются ниже перечисленные отношения. Назовите вид отношений, регулируемых соответствующей отраслью. Поясните свой ответ:

    А) Депутат Государственной Думы РФ Правдолюбов был вызван к следователю для дачи свидетельских показаний по уголовному делу, возбужденному в отношении его 17-летнего сына.

    Б) Гражданин Морковкин пришел в одно из кафе г. Ярославля. Повесив свою одежду на вешалку, расположенную около столика, он заказал пиццу и пошел мыть руки. Вернувшись, он не обнаружил на вешалке своего пальто.

    В) Староверов и Авангардова в 2013 году обвенчались в церкви. Через год у них родилась дочь, которую по обоюдному согласию они зарегистрировали на фамилию Староверова. Желая упорядочить свои имущественные отношения, они письменно заключили договор, согласно которому в случае развода дочь остается с Авангардовой, и супруге с ребенком передается 65% общего имущества.

    Г) Пенсионерка Добрякова, по завершении дачного сезона, не в силах расстаться со своим любимым поросенком Пушком, решила поселить своего четвероногого друга в своей двухкомнатной квартире. Через некоторое время соседи с нижнего этажа пожаловались, что ее поросенок мешает им своим топотом и громким визгом и потребовали, чтобы Добрякова убрала поросенка. Добрякова отказалась, сославшись на то, что квартира является ее собственностью, и она вправе там делать все, что хочет.

    Д) Рублев в подъезде своего дома нашел бумажник с крупной суммой денег и документами, не оставляющими сомнений в том, что бумажник принадлежит Копейкину
    6. Определите отраслевую принадлежность перечисленных правоотношений:

    1) Кириллова обратилась в суд с иском о восстановлении на работе;

    2) Миронова удочерила 3-летнюю Настю;

    3) 12-летний Павлик Морозов обратился в орган опеки и попечительства с просьбой лишить его родителей родительских прав;

    4) 60-летний Горячев обратился в местное отделение Пенсионного фонда РФ за назначением пенсии по возрасту;

    5) Смирнова обратилась к нотариусу с заявлением о вступлении в наследство;

    6) Инспектор ГИБДД остановил автомобиль Гаврилова в связи с превышением допустимой скорости движения транспортных средств.


    2. Правонарушение и юридическая ответственность
    1. Правомерное поведение и правонарушение.

    2. Признаки и виды правонарушений. Преступления и проступки.

    3. Состав правонарушения: элементы, значение.

    4. Юридическая ответственность: признаки, виды.

    5. Общие правила привлечения к юридической ответственности.
    Данная тема относится к числу общетеоретических. Ее изучение направлено на формирование базовых представлений о понятии и видах правонарушений и юридической ответственности, о неразрывной взаимосвязи данных правовых явлений. Факт правонарушения порождает определённую юридическую связь между лицом, его совершившим, и государством в лице компетентных органов по применению к правонарушителю мер государственного принуждения. При этом реализация юридической ответственности осуществляется в рамках закона, на основе конкретных санкций правовых норм, предусматривающих ответственность за соответствующее правонарушение.

    Правильное усвоение данных правовых категорий создает основу для изучения особенностей квалификации правонарушений и механизма применения мер юридической ответственности в соответствии с нормами отдельных отраслей права.

    В рамках изучения данной темы на основе анализа конкретных практических ситуаций вырабатываются навыки определения отраслевой принадлежности правонарушений, в том числе разграничения схожих, на первый взгляд, по объективной стороне отдельных преступлений и административных проступков, представления о порядке и условиях привлечения к юридической ответственности в различных отраслях российского права.
    Нормативные источники:

    1. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с послед. изм.).

    2. Гражданский Кодекс РФ (часть 1) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с послед. изм.).

    3. Гражданский Кодекс РФ (часть 2) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (с послед. изм.). 4. Кодекс об административных правонарушениях РФ 30.12.2001 № 195-ФЗ (с послед. изм.).

    5. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (с послед. изм.).
    Задания и задачи:
    1. Буров, управляя автомобилем, превысил скорость на 50 км/ч, в результате чего совершил ДТП и причинил ущерб автомобилю Азова на 15000 рублей, а самому Азову легкий вред здоровью.

    Какое правонарушение было совершено? Какому виду или видам ответственности подлежит Буров?

    Раскройте все элементы состава правонарушения.
    2. Суслов, работая водителем на предприятии, во время очередного рейса превысил скорость на 30 км/ч, в результате перевозимый груз оказался частично поврежден. Ущерб предприятию составил 15000 рублей.

    Какое правонарушение было совершено? Какому виду или видам ответственности подлежит Суслов?

    Раскройте все элементы состава правонарушения.
      1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта