Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Начальные классы
Биология
Информатика
Ветеринария
Сельское хозяйство
Медицина
Дошкольное образование
Воспитательная работа
Философия
Религия
Этика
Логика
Вычислительная техника
Право
Юриспруденция
Физика
История
Русский язык и литература
Другое
Классному руководителю
Социология
Политология
Языки
Технология
Языкознание
образование
Доп
Физкультура
Химия
Строительство
Электротехника
Автоматика
Связь
Иностранные языки
Промышленность
Энергетика
Искусство
Культура
Геология
Экология
Логопедия
ИЗО, МХК
Школьному психологу
География
Социальному педагогу
Директору, завучу
Музыка
Обществознание
Казахский язык и лит
ОБЖ
Языки народов РФ
Украинский язык

инновации. В современном мире научнотехнический прогресс


Скачать 18,37 Kb.
НазваниеВ современном мире научнотехнический прогресс
Дата28.06.2019
Размер18,37 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаинновации.docx.docx
ТипДокументы
#56921

В современном мире научно-технический прогресс  – это основной фактор экономического роста. Любая страна заинтересована в своем росте и развитии, а значит, особое внимание, должно уделяться инновационной деятельности. Данная сфера не может развиваться без эффективного государственного регулирования, так как процесс внедрения инноваций отличается  длительностью, неоднозначностью и неопределенностью результата, высокими издержками.

Государственное регулирование – это комплекс мер, направленных на создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности на определенном этапе экономического развития страны.

Государственное регулирование может осуществляться с помощью прямых и косвенных методов. К прямым методам относится непосредственно финансирование НИОКР и инновационной деятельности, к косвенным – методы налогового регулирования, которые включают налоговые льготы, отсрочку налогообложения.

Налоговое регулирование является одним из основных методов государственного регулирования инновационной деятельности. Одни из его элементов является предоставление налоговых льгот. Налоговые льготы решают несколько задач экономики, в том числе способствуют привлечению частного капитала в сферу инновационного развития и обеспечивают конкурентоспособность национальной экономики.

Налоговые льготы, предусмотренные российским законодательством условно можно разделить на 3 группы:

  1. Налоговые льготы для всех налогоплательщиков, занимающихся инновационной деятельностью;

  2. Налоговые льготы для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории особой экономической зоны;

  3. Налоговые льготы для организаций-участников проекта ИЦ «Сколково».

Основными налогами, в рамках которых и внедрены такие стимулирующие механизмы как налоговые льготы, являются налоги, которые несут наибольшую налоговую нагрузку, то есть НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций. Исходя из этого, первую группу налоговых льгот можно представить в виде таблицы.[4с. 153]

Таблица 1. Налоговые льготы для всех налогоплательщиков

Льготы по НДС

Льготы по налогу на прибыль

Льготы по налогу на имущество

  1. Освобождение от уплаты НДС при выполнении организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (пп.16п.3ст.149 НК РФ)

  2. Освобождается от уплаты НДС реализация исключительных прав на изобретение; использование результатов интеллектуальной деятельности; секретов производства (пп.26 п.2 ст. 149 НК РФ)

  3. Освобождается от НДС при ввозе на территорию РФ технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации (п.7ст.150 НК РФ)

  1. Льготы в области амортизации основных средств, используемых в научно-технической деятельности. При амортизации данных основных средств налогоплательщик имеет право применять к основной форме амортизации повышающий  коэффициент, но не выше 3. (пп.2 п. 2 ст.259.3 НК РФ)

  2. Доходы, полученные в виде имущества в рамках целевого финансирования, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (пп.14 п.1 ст.251 НК РФ)

  3. Пониженный тариф страховых взносов для организаций, ведущих деятельность в области информационных технологий; организаций, деятельность которых заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности (пп.1 п.1 ст. 427 НК РФ)

  4. Признание расходов на научные исследования и опытно-конструкторские работы для целей налогообложения независимо от результата. (п.4 ст.262 НК РФ)

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов и не могут превышать 2,2%. (п.1 ст.380 НК РФ)

 

Не менее важны налоговые льготы второй группы, то есть относящиеся к налогоплательщикам, осуществляющим деятельность на территории особой экономической зоны. Аналогично их можно разделить на 3 подгруппы.

Таблица 2. Налоговые льготы для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории особой экономической зоны

Льготы по налогу на прибыль

Земельный налог

Налог на имущество

  1. Пониженная ставка по налогу на прибыль для резидентов особой экономической зоны. Размер налоговой ставки не может превышать 13,5 процента. ( п. 1 ст. 284)

  2. Льготы в области амортизации основных средств. При амортизации данных основных средств налогоплательщик имеет право применять к основной форме амортизации повышающий  коэффициент, но не выше 2. (пп.1 п. 1 ст.259.3 НК РФ)

  1. Освобождаются от налогообложения организации – резиденты особой экономической  зоны- в отношении земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ, сроком на пять лет.

  1. Освобождаются от уплаты налога на имущество организации – в отношении имущества, учитываемого на балансе организации – участника особой экономической зоны.(п.23 ст. 381 НК РФ)

Для организаций-участников проекта ИЦ «Сколково» можно выделить следующие группы налоговых льгот:

  1. Освобождение от уплаты НДС.

  2. Освобождение от уплаты налога на прибыль.

  3. Пониженный тариф страховых взносов.

В последние годы государство активно использует систему налоговых льгот, отметилась тенденция к их увеличению. Эффективное использование налоговых льгот действительно влияет на регулирование экономики, содействует перераспределению налогового бремени. Однако в настоящее время налоговое регулирование инновационной деятельности с помощью налоговых льгот затруднено. Это связано, прежде всего, с сырьевой специализацией экономики, отсутствием стабильного финансирования инновационных процессов и как следствие значительным технологическим отставанием России от мирового уровня.

Следует отметить, что изменение только нормативно-правовой базы не приведет к значительным улучшениям в экономике. Необходимо стимулирование повышенного интереса со стороны частного бизнеса, которое может быть достигнуто введением действительно эффективных налоговых льгот и общим реформированием научно-технической сферы.

В настоящее время систему налоговых льгот нельзя назвать совершенной. Изменения в налоговом кодексе часто непонятны налогоплательщикам, что не приводит к их правильному использованию. Кроме этого, отсутствие эффективного мониторинга использования налоговых льгот, в особенности по региональным и местным налогам, не отражает реальные изменения, происходящие в экономике.

С целью выявления значимых и эффективных налоговых льгот, а так же полноты и правильности их использования следует ввести ряд требований:

  1. Устанавливать максимально длительный срок действия льгот (так как процесс внедрения инновация отличается не только высокими издержками, но и длительностью);

  2. Обеспечить контроль над целевым использованием сэкономленных финансовых ресурсов (средства должны использоваться для инновационной деятельности, льготы по которой были получены);

  3. Выработать единые объективные критерии оценки эффективности налоговых льгот.[1]

Для реализации действенной политики налогового регулирования не менее важным аспектом является и изучение опыта зарубежных стран. Многие страны отличаются своими, индивидуальными способами стимулирования и регулирования инновационной деятельности.

В США особое внимание уделяется амортизации, которая непосредственно связана с налогом на прибыль организаций. Так, для оборудования, используемого в НИОКР, устанавливается пятилетний срок амортизации. Результатом ускоренной амортизации становится успешное стимулирование обновления производственных фондов.[2 с.3] В международной практике можно встретить положения, разрешающие в отдельных странах полное списание стоимости оборудования в первый год. Аналогом данной льготы в России является амортизационная премия, которая предусматривает размер максимального списания в первый год в размере 30% от стоимости оборудования.

Во Франции, например, применяются амортизационные каникулы, то есть отсрочка амортизации, которой пользуется предприятие, попавшее в трудное положение. Оно может вычесть из облагаемого дохода суммы амортизации с обязательством включить их в последующем в амортизацию, а до этого использовать эти средства на цели текущего финансирования для выхода из кризисной ситуации.

Таким образом, инновационная деятельность, которая является важнейшим составляющим успешного развития государства, не может быть реализована без государственного регулирования. Налоговое регулирование является одним из способов государственного регулирования. Непосредственно воздействуют на сферу внедрения инноваций такие инструменты как налоговые льготы. В настоящее время налоговое законодательство претерпевает ряд изменений, в том числе в сфере НИОКР. Положительным результатом является действие амортизационной премии, признание расходов на НИОКР независимо от их результата. Намечается тенденция к росту налоговых льгот. Однако не все они являются эффективными. Необходимо разработать ряд принципом, требований для выявления действенных налоговых льгот; разработать контроль над правильностью использования финансовых ресурсов предприятиями, применяющими данные налоговые льготы; изучить наиболее успешные методы налогового регулирования инновационной сферы зарубежных стран. Осуществление данных задач может стать предпосылкой к созданию эффективного механизма развития инноваций в России.
написать администратору сайта