Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Содержание городского хозяйства и место отрасли в народном хозяйстве

  • 2. Структура и особенности городского хозяйства

  • Особенностями

  • 3. Экономические границы функционирования отрасли и факторы, их определяющие

  • 90-х

  • 1.4. Ресурсы развития городского хозяйства Экономическое содержание и состав ресурсов

  • Доходы Расходы 1. Налоги

  • Качественные характеристики: достоверность, существенность

  • Кадровое обеспечение систем городского хозяйства

  • (муниципальной) программы переподготовки

  • Чекалин город х. 1. экономические основы функционирования городского хозяйства


    Скачать 1.2 Mb.
    Название1. экономические основы функционирования городского хозяйства
    АнкорЧекалин город х.doc
    Дата13.01.2020
    Размер1.2 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЧекалин город х.doc
    ТипДокументы
    #17226
    страница1 из 12

    Подборка по базе: Программа обучения студентов (Syllabus) по дисциплине Основы пра, лекция № 4 Основы общей генетики.doc, ОБЩИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ.docx, ОБЩИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ.docx, Презентация Основы туризма.pptx
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА


    1. Содержание городского хозяйства и место отрасли в народном хозяйстве.

    2. Структура и особенности городского хозяйства.

    3. Экономические границы отрасли и факторы, их определяющие.

    4. Ресурсы развития городского хозяйства.


    1. Содержание городского хозяйства и место отрасли в народном хозяйстве

    Устойчивое функционирование городов и городских поселений предусматривает наличие двух крупных сфер деятельности: градообразующей, ориентированной на развитие данной территории, и градообслуживающей, нацеленной на обеспечение жизненно важных потребностей этой территории в ресурсах, товарах и услугах.

    К первой группе относятся базовые отрасли и виды деятельности производственного, интеллектуального и сервисного характера. Это промышленность, включая агропромышленное производство, строительство, грузовые перевозки, крупные научные, культурные, образовательные и медицинские центры, туристический бизнес и ряд других. Все они ориентированы преимущественно на внешний рынок, обеспечивают привлечение ресурсов и новые рабочие места, создают благоприятные возможности для повышения городских доходов, уровня жизни населения. Но их возможности во многом базируются на устойчивом функционировании обеспечивающих отраслей.

    Ко второй группе относятся многочисленные отрасли, выполняющие обеспечивающие функции для развития данной территории и проживающего там населения. В их число входит комплекс отраслей производственной и социальной инфраструктуры, имеющих местное значение, т. е. предназначенных для решения территориальных задач и обеспечивающих нормальную жизнедеятельность города: местный грузовой и пассажирский транспорт, инженерно-транспортные объекты, торгово-складское хозяйство, местные информационные системы, муниципальное строительство и ремонтно-строительное производство, торговля и общественное питание, градостроительное регулирование и землепользование, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание, социально-культурная сфера и ряд других. Отрасли сферы обеспечения вносят значительный вклад в устойчивое функционирование территории и являются необходимым условием и важным фактором для ее развития.

    Между градообразующими и градообслуживающими сферами городов и территорий нет жесткой преграды. Они тесно взаимосвязаны между собой и в ряде случаев могут даже переходить одна в другую. Граница между ними весьма подвижна. Так, образовательно-культурный комплекс может выполнять местные функции, т. е. обеспечивать потребности местного населения в образовательных и культурных услугах, а может быть ориентирован и на другие регионы и страны по подготовке и переподготовке специалистов, предоставлению возможностей постижения культурного наследия (музеи, культурно-исторические памятники, театры и т. п.).

    Основная задача управления состоит в обеспечении пропорциональности обеих сфер городской жизни путем создания благоприятных условий для их функционирования и развития. Для успешного решения этих задач возникает настоятельная необходимость создания эффективной системы управления, основанной на новом механизме территориального хозяйствования. Такой механизм должен быть ориентирован на повышение качества жизни населения, на укрепление экономической самостоятельности и значимости городов, на повышение эффективности и комплексности развития данной территории, на создание благоприятных условий для конкурентного функционирования рыночных структур и привлечения инвестиционных ресурсов.

    Система городского управления включает ряд целевых, функциональных и обеспечивающих подсистем, ориентированных на достижение актуальных целей и решение поставленных задач. Особое место среди них занимает городское хозяйство. Следует отметить, что состав данной сферы четко не определен, хотя термин «городское хозяйство» существует достаточно давно, еще с дореволюционных времен.

    Имеются различные точки зрения на содержание данного термина, которые отличаются широтой охвата включаемых отраслей и видов деятельности, а также принципами формирования этих понятий. Можно выделить три подхода к формированию и принципам образования данной сферы: расширительный, ограничительный и рациональный.

    Согласно первому из нихв состав городского хозяйства включается практически все, что находится на данной территории. Причем в этой трактовке различают две разновидности. Согласно первой из них городское хозяйство включает все имеющиеся виды деятельности на данной территории, независимо от ее характера, муниципальной направленности, форм собственности и т. п. Естественно, что такой «реализм без берегов» размывает границы данного термина, делает его аморфным и практически ненужным для использования, так как он полностью совпадает с понятием «социально-экономическая сфера города». Поэтому данная трактовка рассматриваемого термина не заслуживает серьезного рассмотрения.

    В соответствии со второй разновидностью расширительного подхода в состав городского хозяйства включаются все отрасли и виды деятельности, ориентированные на местный рынок и на местного потребителя в лице городских органов власти, населения и организаций, имеющих местный характер, независимо от форм собственности. В этом случае городское хозяйство полностью совпадает с понятием «градообслуживающая (или территориально обслуживающая) сфера». Такое толкование данного понятия получило в настоящее время широкое распространение и заслуживает внимания.

    В соответствии с ограничительной точкой зрения под городским хозяйством понимают только те отрасли, виды деятельности и объекты, которые находятся в муниципальной (городской) собственности. Теоретически такая позиция может иметь место, но практически это означает заметное сужение границ городского хозяйства в связи с наличием процесса приватизации городских объектов и недоучетом различных предприятий и организаций данной сферы, имеющих альтернативные формы собственности: ремонтно-строительные, жилищно-коммунальные, транспортные и т. д.

    В соответствии с рациональной позицией, которая принята в настоящем учебном пособии, термин «городское хозяйство» должен содержать особую качественную определенность и не совпадать с другими понятиями и категориями. Характерными признаками городского хозяйства служат его местный характер, выполнение обеспечивающих функций, экономическая основа функционирования и социальная направленность. Это означает, что городское хозяйство объединяет такие отрасли и виды деятельности, которые ориентируются на местный рынок, выполняют обеспечивающие функции, относятся к группе хозяйствующих субъектов и нацелены на удовлетворение потребностей жителей данного города.

    Исходя из этого критериального подхода, в состав городского хозяйства будем включать только те отрасли и виды деятельности, которые отвечают приведенным выше принципам, т. е. относятся к градообслуживающей сфере, являются составной частью хозяйственно-экономической деятельности на данной территории, имеют социально-ориентированный характер и находятся в области прямого регулирования городских органов власти. Исходя из вышеизложенного сформулируем понятие термина «городское хозяйство».

    Городское хозяйство представляет собой территориально-отраслевой комплекс, обеспечивающий потребности населения и территории в услугах, работах и продукции, имеющих общественную значимость, а также создающий необходимые условия для развития города.

    Таким образом, ряд отраслей и объектов обеспечивающей сферы непосредственно входит в состав городского хозяйства, а по отношению к другим создаются необходимые условия для их функционирования.
    2. Структура и особенности городского хозяйства

    В соответствии с содержанием термина «городское хозяйство» в его состав входят общественно-значимые виды хозяйственной жизни города.

    Основу городского хозяйства составляет жилищно-коммунальный комплекс, включающий жилищное хозяйство и отрасли коммунального обслуживания потребителей. Данный комплекс имеет высокий удельный вес муниципальной (государственной) собственности и выполняет жизненно-важные функции для жизнедеятельности города: содержание и ремонт жилых и общественных зданий, техническое и санитарное содержание городской территории, обеспечение населения и организаций водой, газом, электроэнергией, теплом и т. п. В то же время другие отрасли сферы услуг, например, торговля и общественное питание, практически полностью приватизированные и предоставляющие индивидуальные услуги потребителям на рыночной основе, в состав городского хозяйства не входят. По отношению к ним создаются необходимые условия для развития и осуществляются функции контроля.

    Итак, в состав городского хозяйства относятся следующие отрасли и комплексы:

    • жилищное хозяйство, включая систему технического и санитарного содержания жилищного фонда, текущего и капитального ремонта жилых зданий;

    • водоснабжение и канализация жилого и нежилого фонда города;

    • коммунальная энергетика, включая тепло-, газо-, электроснабжение городов и населенных пунктов;

    • благоустройство городской территории, включая дорожное хозяйство, санитарную очистку, уборку и утилизацию бытовых отходов и мусора, садово-парковое хозяйство, содержание малых архитектурных форм, водоемов, пляжей и других городских объектов;

    • городской пассажирский транспорт и организация транспортных потоков;

    • городское (муниципальное) строительство и реконструкция жилых и нежилых объектов на основе городского заказа, а также регулирование частного сектора в строительстве и ремонтно-строительном производстве;

    • градостроительное регулирование и землеустройство; управление городским имуществом; городские информационные системы и пр.

    Кроме этих базовых видов деятельности в состав городского хозяйства входят и внешние функции по содержанию и коммунальному обеспечению ряда городских объектов, не входящих в состав городского хозяйства:

    • техническое содержание и коммунальное обеспечение объектов социально-культурной сферы города: школ, поликлиник, больниц, библиотек, спортивных объектов и т. п.;

    • коммунальное обеспечение энергией, водой и отведением канализационных стоков, услугами по благоустройству городской территории предприятий торговли и общественного питания, правоохранительных и военных организаций, промышленных предприятий, коммерческих организаций различного профиля и прочих объектов, находящихся на территории города и пр.

    Как следует из этой группировки, к городскому хозяйству относятся объекты и виды деятельности двух типов: непосредственно обеспечивающие жизненно-важные функции города, а также предоставляющие услуги предприятиям и организациям различного профиля, находящимся на территории города.

    Особенностями городского хозяйства являются:

    • высокая социальная значимость, так как практически все виды деятельности в составе городского хозяйства направлены на обеспечение потребностей горожан;

    • высокий удельный вес городской (муниципальной или государственной) собственности при наличии других форм собственности в городском хозяйстве;

    • тесная взаимосвязь и взаимозависимость многих отраслей городского хозяйства между собой и с другими сферами деятельности на данной территории; к примеру, водоснабжение и канализация, пассажирский транспорт и дороги, коммунальная энергетика и жилищное хозяйство и т. п.;

    • взаимосвязь производства и потребления услуг в составе отраслей городского хозяйства: водоснабжение и канализация, пассажирский транспорт и дорожное хозяйство, электроэнергетика и теплоснабжение и т. п.;

    • особый характер деятельности предприятий городского хозяйства: однородность продукции, трудность образования запасов, отсутствие или ограниченность незавершенной продукции, высокая доля вспомогательных материалов и энергии в составе издержек производства продукции и др.;

    • наличие естественных локальных монополий при обеспечении функционирования жизненно-важных инженерно-энергетических систем города: водоснабжение и канализация, коммунальная энергетика.


    3. Экономические границы функционирования отрасли и факторы, их определяющие

    В настоящее время экономика страны находится в процессе становления и развития рыночных механизмов во многих отраслях и сферах деятельности. При этом постоянно происходит изменение структуры рынков посредством интеграции или дезинтеграции, наблюдаются конгломератные слияния и поглощения. Возрастает конкурентная борьба на внутренних и особенно на внешних рынках. Отдельные российские фирмы, прежде всего в сырьевой сфере, занимают собственную нишу в мировой экономике. Продолжается реформирование институциональных отношений, включая налоговую реформу и банковский сектор, бюджетные преобразования и пенсионные системы. Все эти процессы отражаются на хозяйственной деятельности предприятий и организаций в конкретных отраслях и сферах экономики страны.

    В конце XX в. в развитых индустриальных странах ускорилось формирование нового, постиндустриального информационного общества, существенно меняющего условия хозяйствования фирм. Прежде всего следует отметить интернационализацию производства, создание мирового рынка товаров и услуг, информации и технологий, капиталов, рабочей силы. Обычной средних размеров фирме ныне приходится учитывать не только микроэкономические, но и макроэкономические условия своей деятельности, причем не в национальном, а мировом масштабе. Изменилась структура отраслевых рынков. Сокращается доля промышленного и сельскохозяйственного сырья, металлов, которые еще несколько десятилетий назад преобладали в мировой торговле. Сейчас существенно повышается доля предоставляемых услуг финансовых, консультационных, информационных, а также хозяйственно-бытовых, включая жилищно-ипммуннльные и прочие услуги городского хозяйства.

    Повышение насыщенности рынков обусловливает переход от ценовой к неценовой конкуренции, в которой побеждают фирмы, предлагающие уникальные товары, защищенные патентами, имею-щие известную торговую марку и наилучшее соотношение «цена

    качество». При этом ассортимент продукции растет гораздо быстрее, чем число фирм. Быстрое обновление ассортимента заставляет фирмы специализироваться не на отдельных операциях или технологических этапах, а на законченных изделиях и услугах. Существенно изменяется распределение фирм по отраслям промышленности. Растет число фирм и их доля в общей стоимости активов в отраслях высоких технологий (авиакосмическая, компьютерная, станкостроительная и т. д.). Сокращаются число и активы фирм в низкотехнологичных отраслях (кирпичная, стекольная, табачная, лесная и т. д.), стабилизируются в средней группе (автомобильная, химическая и нефтехимическая промышленность, цветная металлургия и т. д.). Основанием для этой классификации служит относительный, в расчете на объем реализации, объем затрат на исследования и разработки.

    Весьма характерна интеграция в промышленных фирмах производства товаров и услуг. В современных условиях фирмы получают высокий доход и от финансовых услуг (лизинг, техническое обслуживание и т. д.). Уже в конце XX в. услуги составляли более 40% объема экспорта развитых стран (включая передачу технологий промышленными фирмами, продажу лицензий, обучение кадров и т. д.).

    Таким образом, в результате всех этих изменений выросла доля трансакционных издержек, которые не связаны непосредственно с производством, но составляют большую долю в цене товара.

    В советской экономике в качестве единого предприятия выступало все народное хозяйство. Единство собственности давало экономию на трансакционных издержках (не нужен маркетинг, реклама, детальная проработка и юридическое сопровождение контрактов), но она перекрывалась ростом административных расходов и крайне низкой эффективностью принимаемых управленческих решений в едином центре управления.

    Либерализация экономики теоретически должна приводить к сокращению трансакционных издержек в силу самой природы рыночного механизма, способствующего наиболее эффективному рас-пределению прав собственности. Однако в современной российской экономике снятие ограничений на свободу рыночных трансакций нередко приводит к существенному их росту. Поэтому необходим постоянный поиск рациональных форм организации с целью минимизации производственных и трансакционных издержек.

    Любая хозяйственная отрасль и сфера деятельности занимают на рынке промежуточное положение как между микроэкономикой и макроэкономикой, так и между отдельной фирмой и народным хо-

    зяйством в целом. Это обусловливает особенности ее функционирования и среды обитания на рынке.

    Всякая хозяйственная система, в том числе и система совокупности взаимосвязанных субъектов хозяйствования, называемая отраслью, находится в окружении взаимодействующих с ней субъектов хозяйствования и органов управления, которые являются по отношению к ней внешней средой. Основными факторами внешней среды служат: экономические, социальные, экологические, правовые, технологические и политические. Наибольшее влияние на функционирование отрасли в условиях рыночных отношений оказывают экономические факторы, выражающиеся через такие показатели, как уровень инфляции и доходов потребителей, ставка банковского процента, обменный курс валюты, уровень безработицы и ряд других. Существенное влияние оказывают и прочие факторы, особенно при изменении их динамики.

    Для сферы городского хозяйства характерным является существенная зависимость также от социальных и политических факторов. Так, проводимая в 90-х гг. прошлого века политика бездумного предоставления льгот, необеспеченных ресурсами, для значительной части населения и бюджетных организаций, а также заниженных тарифов на жилищно-коммунальные услуги привела к недофинансированию отрасли и к необходимости выполнения ею несвойственных функций по социальной защите потребителей. Это и явилось одной из существенных причин деградации сферы городского хозяйства во многих регионах России.

    1.4. Ресурсы развития городского хозяйства

    Экономическое содержание и состав ресурсов городского хозяйства

    Ресурсы источники функционирования и развития.

    Виды ресурсов: основные фонды (средства), оборотные средства, финансы, инвестиции, кадры, информация.

    Ресурсы города и городского хозяйства:

    природно-климатические (климат, природные условия);

    территориальные;

    основные фонды здания, сооружения, инженерные сети и оборудование,

    финансовые ресурсы;





    инвестиционные ресурсы;

    трудовые ресурсы;

    информационные ресурсы.

    Основные фонды городского хозяйства (средства): городские объекты жилые и нежилые здания, инженерно-транспортные сооружения, сети и оборудование.

    Характеристика основных фондов (ОФ) городского хозяйства (ГХ): оценка и структура ОФ, износ и амортизация, ремонт, воспроизводство ОФ.

    Оборотные средства: сущность, состав, нормирование, оборачиваемость в городском хозяйстве особо важны энергия, материалы.

    Финансовые ресурсы: состав, потребность, источники, финансовые потоки и механизм привлечения ресурсов, эффективное использование ресурсов.

    Инвестиционные ресурсы: виды и механизмы привлечения.

    Информационные ресурсы: потребность, полнота и качество, мониторинг, финансовые затраты.

    Трудовые ресурсы потребность, подготовка, переподготовка, повышение квалификации.

    Все виды ресурсов необходимы для обеспечения функционирования систем городского хозяйства, но для целей развития в первую очередь необходимы инвестиции в реальный сектор обеспечивающей сферы города.

    Финансирование систем городского хозяйства

    Основу финансовой системы города составляют бюджет (табл. 1.1)

    и финансовая база города (табл. 1.2).

    Таблица 1.1 Бюджет города


    Доходы

    Расходы

    1. Налоги

    2. Доходы от использования городского
    имущества

    3. Трансферты

    4. Займы

    5. Доходы от использования госпредприятий

    6. Прочие

    1. Содержание социальной сферы

    2. Содержание ЖКХ (дотации)

    3. Муниципальные заказы

    4. Инвестиции

    5. Обслуживание долга

    6. Прочие

    Таблица 1.2 Финансовая база города

    Информационное обеспечение и мониторинг городского хозяйства

    Эффективность принимаемых управленческих решений обеспечивается содержанием информационных материалов, надлежащим составом и качеством информационных данных. Поэтому задача формирования адекватной системы информационного обеспечения является приоритетным направлением повышения эффективности управления городского хозяйства.

    Проблема состоит в том, чтобы получить требуемую информа-цию и рационально ее использовать в процессе принятия и анализа управленческих решений. Для ее решения необходимо определить

    потребность в информации и рассмотреть возможности ее удовлетворения.

    Различаются количественные и качественные требования к информационным материалам.

    К количественной стороне относят требования полноты информации и частоты (периодичности) ее получения.

    Качественные характеристики: достоверность, существенность, содержательность, доступность восприятия, актуальность, своевременность.

    Актуальность данных характеризует их соответствие временным требованиям подготовки оперативных и аналитических сведений, а своевременность поступление в требуемый момент принятия управленческого решения.

    Под достоверностью понимается степень соответствия между действительными параметрами измеряемых процессов или событий и их отражением в показателях.

    Основными условиями достоверности являются правильность и точность показателей. Точность характеризуется размером отклонений оценок показателей от их истинного значения.

    Таким образом, для целей управления городским хозяйством требуется полная, качественная и существенная информация.

    Основными источниками информационных материалов служат: статистические данные, материалы технической инвентаризации и текущего учета, справочная литература и нормативные материалы, отчетные сведения муниципальных организаций, материалы специальных обследований, аудиторских проверок, социологических опросов и др.

    Необходимым условием организации эффективного управления городским хозяйством является организация мониторинга.

    Под мониторингом следует понимать систему наблюдения, оценки и прогноза протекающих процессов реформирования и развития городского хозяйства. Направления мониторинга в городском хозяйстве:

    сбор информации о техническом состоянии объектов;

    анализ деятельности предприятий;

    оценка ресурсов;

    экологический мониторинг;

    социальный мониторинг;

    оценка системы управления и др.

    Кадровое обеспечение систем городского хозяйства

    Возможность развития городского хозяйства во многом определяется кадровой политикой и обеспеченностью кадрами.

    Вместе с тем, практика свидетельствует об имеющихся проблемах кадрового обеспечения в городском хозяйстве.

    В новых условиях хозяйствования кадровое обеспечение управленческой и хозяйственной деятельности является важнейшим звеном в решении проблем городского хозяйства. В основе современной кадровой политики должен лежать принцип профессионализма.

    С термином «профессионализм» тесно связано понятие компетентности. Данный принцип в течение длительного периода был практически не востребован, а при подборе сотрудников основное внимание обращалось не на знания теории и практики управления и хозяйствования, а на другие аспекты: идеологическую выдержанность, преданность политической системе и непосредственному начальнику, умение выполнять приказы и даже безынициативность. естественно, что при таких установках управленческая система строилась по бюрократическим канонам и не была способна проводить активную политику развития городского хозяйства.

    При формировании политики подготовки и повышения квалификации работников городского хозяйства необходимо опираться на следующие принципы: профессионализм, целенаправленность, непрерывность профессионального образования.

    Процесс разработки программы переподготовки и повышения квалификации кадров состоит из следующих этапов.

    1. Формирование перечня проблем развития городского хозяй-ства, решение которых требует повышения квалификации и переподготовки кадров.

    2. Разработка основных направлений переподготовки и повышении квалификации работников ГХ.

    3. Постановка целей переподготовки и повышения квалификации кадров.

    4 Разработка и обеспечение механизма реализации региональной (муниципальной) программы профессионального образования кадров

    5. Формирование региональной (муниципальной) программы переподготовки и повышения квалификации кадров ГХ.

    Действенным инструментом обеспечения принципа профессионализма персонала, занятого в управлении IX. является заказ на переподготовку и повышение квалификации служащих, специалистов и рабочих, который утверждается после принятия местного бюджета на соответствующий год.

    Контрольные вопросы

    1. Город и городское хозяйство: содержание и характер взаимосвязей.

    2. Градообразующая и градообслуживающая сферы города.

    3. Расширительная и суженная трактовки термина «городское хозяйство».

    4. Содержание и состав городского хозяйства.

    5. Особенности городского хозяйства.

    1. Основные тенденции развития мировой экономики и их влияние на функционирование отрасли.

    1. Причины возрастания трансакционных издержек в отрасли.

    1. Внешние факторы, определяющие границы функционирования городского хозяйства.

    1. Состав основных фондов городского хозяйства.




    1. Основные источники доходов бюджета города.

    2. Состав качественных требований к информации в системе управления ГХ.

    3. Учет погрешностей данных в составе качественных характеристик информационных материалов.

    4. Содержание анализа информационных материалов в ГХ.

    5. Основной принцип в основе современной кадровой политики.

    6. Заказ на повышение квалификации персонала предприятий ГХ.

    7. Программа профессиональной подготовки и повышения квалификации работников ГХ.

    8. Экономическое содержание и состав ресурсов ГХ.

    9. Система финансирования ГХ.

    10. Информационное обеспечение и мониторинг ГХ.

    11. Кадровое обеспечение ГХ.


    2. ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И РЫНОК

    Вопросы к теме

    1. Источники и причины рыночной власти.

    2. Организационные формы рыночной власти в отрасли.

    3. Ценовые формы рыночной власти и неценовая конкуренция.

    4. Ведомственный монополизм и необходимость формирования конкурентного сектора в городском хозяйстве.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта