Главная страница
Навигация по странице:

  • Философия, специфика ее предмета и функции в общей системе знаний.

  • Роль и значение объектно-субъектных отношений в развитии любого человеческого знания. (4) Объект

  • Материя и сознание.

  • 3. Философия, специфика ее предмета. 3. Философия, специфика ее предмета и функции в общей системе знаний. Роль и значение объектносубъектных отношений в развитии любого человеческого знания. Материя и сознание. Философия, специфика ее предмета и функции в общей системе знаний


    Скачать 54.5 Kb.
    Название3. Философия, специфика ее предмета и функции в общей системе знаний. Роль и значение объектносубъектных отношений в развитии любого человеческого знания. Материя и сознание. Философия, специфика ее предмета и функции в общей системе знаний
    Анкор3. Философия, специфика ее предмета.doc
    Дата01.12.2019
    Размер54.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла3. Философия, специфика ее предмета.doc
    ТипДокументы
    #15300
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия

    3. Философия, специфика ее предмета и функции в общей системе знаний. Роль и значение объектно-субъектных отношений в развитии любого человеческого знания. Материя и сознание.
    Философия, специфика ее предмета и функции в общей системе знаний.

    Философия (1) – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления человека. Таково сложившееся за прошедшие столетия краткое и одновременно самое общее определение предмета философии, т. е. что именно она изучает в отличие от того, что изучают другие науки.

    1. Философия – от греч. phileo – люблю и sofia – мудрость, буквально – любовь к мудрости. Отсюда «философ» у древних греков, где зародилась европейская философия, означал «мудрец». Так в то время называли тех, кого в наше время обычно называют учеными, т.е. с понятием «философия» древние связывали представление об учености (мудрости вообще).

    Из этого определения вытекают две взаимосвязанные друг с другом особенности философии, которые характеризуют ее как одну из наук в общей системе человеческого знания (2).

    1. Знание – от рус. знать; результат изучения и познания чего-либо, каких-либо явлений действительности. Высшим, но не единственным уровнем знания является научное знание, которое обязательно основано на познании соответствующих законов.

    Особенности эти следующие:

    • философия входит в состав именно научного знания, являясь, как это видно из определения ее предмета, одной из существующих в настоящее время наук (их общее число превышает две тысячи и продолжает расти).

    • философия занимается изучением таких законов, которые в отличие от законов, изучаемых любыми другими науками, действуют везде и всюду, как в природе, космосе, так и в общественной жизни и даже в самом мышлении человека. Иными словами, законы философии являются наиболее широкими, точнее – предельно широкими по сфере своего действия.

    Это означает, что нет таких предметов, их систем и вообще каких-либо событий как в действительности, так и в уме (3) человека, где бы эти законы так или иначе, в том или ином виде, тем или иным способом не действовали, независимо от того, хотим мы этого или нет, отдаем себе в этом отсчет или нет.

    1. Ум то же, что разум. На древнегреч. яз. – nus, на лат. – intellectus (интеллект). Отсюда «ум» и «интеллект» - понятия равнозначные (синонимы) «Интеллигент» (лат. Intelligents – умный, понимающий, знающий, мыслящий) производно, как видим, от «интеллекта», т.е. «ума».

    Функции философии:

    Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая вопроса о ее функциях.

    1. Методологическая функция заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.

    2. Следует выделить и прогностическую функцию философии, формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опирается на науку.

    3. Нельзя не упомянуть и такую функцию философии, как школы теоретического мышления и мудрости. Особенно это касается изучения истории философии.

    4. Критическая функция философии. Она распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, свидетельствует о важности критического подхода и наличии определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необходимо подчеркнуть, что положительное значение имеет лишь основывающаяся на диалектическом отрицании конструктивная критика, а не абстрактный нигилизм.

    5. С критической функцией философии тесно связана и ее аксиологическая функция. Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить их старых ценностей.

    6. Социальная функция философии является довольно многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни. Но в общем плане философия призвана выполнить двуединую задачу – объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. При этом следует помнить, что в общественной жизни социальные изменения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. Именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Ее задача – помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько каждый индивид может ее понять и принять. Следовательно, несмотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому человеку.

    7. С социальной функцией тесно связана функция философии, которую мы назвали бы гуманитарной. Речь идет о том, что философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Она, таким образом, призвана осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться или завоевать авторитет; когда человеческое существование находится в «пограничной ситуации», на грани бытия и небытия, и каждый должен делать свой нелегкий выбор.



    Следует подчеркнуть, что все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и так или иначе включает их. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и гносеологическую, социальную и гуманитарную и т.д. функции. И вместе с тем только через их целостное единство проявляется специфика и сущность философского знания.

    (Основные функции философии: 1. основываясь на теоретическом и практическом отношении человека и действительности, выявляет взаимоотношения субъекта и объекта; 2. выявляет наиболее общие идей, представления, формы, на которых базируется та или иная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом; 3. берет на себя задачу перевода в логическую, понятную форму, а также систематизацию теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах; 4. в системе культуры берет на себя роль критической «селекции», аккумуляции мировоззренческого опыта и его передачи последующим периодам истории).
    Роль и значение объектно-субъектных отношений в развитии любого человеческого знания.

    (4) Объектто, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, явление внешнего мира.

    (5) Субъектпознающий и действующий человек, существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания (это источник целенаправленной активности, носитель предметно – практической деятельности, оценки и познания).

    Не только наука, но и все другие формы общественного сознания, как и общественная психология, включая их ценностные аспекты, существуют только тогда, когда существует мыслящий человек, т.е. субъект. Это значит, что любое знание или представление в своей исходной, генезисной (6) основе имеет взаимоотношение (7), взаимосвязь и взаимодействие (8) субъекта и объекта.

    (6) Генезис – зарождение и процесс дальнейшего развития, приведший к определенному состоянию, виду, явлению.

    (7) Взаимное отношение – взаимоотношение двух или нескольких предметов или явлений по какому-либо свойству или признаку.

    (8) Взаимосвязь – более существенное по своему значению соотношение, когда взаимоотношение двух или нескольких предметов приводит к их соответствующим воздействиям друг на друга, а отсюда и к их изменениям, которые могут быть тем или иным способом зафиксированы и закреплены в этих предметах.

    Отношение объект-субъект является: во-первых, наиболее общим и непрерывно воспроизводимым в любой системе человеческого знания и в любом «механизме» познания; во-вторых, предельно абстрактным по своему содержанию, ибо это лишь одна из сторон, хотя и важная и необходимая для всей системы научных и других отношений. В-третьих, это всеобщий закон (9) ибо эта всепроникающая взаимосвязь полностью отвечает всем требованиям закона как особого типа знания и особого типа существования объективных предметов и процессов.

    (9) Законсвязь, необходимая для данных, связанных друг с другом явлений, устойчивая, повторяющаяся. Вследствие этого связь, как закон, неизбежно превращается во взаимосвязь данных явлений, предметов, мыслей и т.п., приводящую их к взаимодействию друг с другом, без которого они существовать не могут.

    Соотношение объект-субъект оказывается взаимоотношением противоположностей совершенно особого рода: оно по своему содержанию и по своему значению является исходным в любом знании, в том числе (даже прежде всего) – научном. Это своего рода «исходная (т.е. начальная, отправная) клетка» любого человеческого познания (особенности этой «клетки» выражены в трех указанных признаках – всеобщность и непрерывность воспроизводства в познании, предельная абстрактность, необходимая повторяемость, т.е. это закон).

    Осознается это «клетка», т.е. отправной пункт познания, в каждом отдельном акте познания, учитывается она человеком или нет – это другой вопрос. Но «исходная клетка» фактически существует и функционирует с непрекращающейся ни на одно мгновение необходимостью. Поэтому закон, лежащий в основе этой «клетки», является наиболее общим и наиболее универсальным научным законом природы, общества и мышления, поскольку природа и общество для человека воспроизведены в мышлении и существуют для него только и только в нем – в его мышлении.

    Сделаем вывод, что предельная всеобщность взаимоотношения объект-субъект является не всеобщностью самой природы (о ней более того, что накоплено, сконцентрировано в науке и отчасти в других формах общественного сознания, ничего сказать не можем), а всеобщностью самой науки как одной их форм общественного сознания. Эта всеобщность (она, естественно, не сводится только к «исходной клетке», но именно эта «клетка» лежит в основе указанной всеобщности) и является основным предметом изучения философии как ее основная и исходная, отправная проблема. Все другие науки исследуют более частные системы взаимоотношений и взаимосвязей и потому так или иначе абстрагируются в решении своих собственных, более частных проблем от этого всеобщего вопроса науки.
    Материя и сознание.

    (10) Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях и отражается его органами чувств (до 19 в. материя отождествлялась с веществом). Учение о материи составляет онтологию.

    (11) Сознание – от знать, осознавать. «Ум» - «Дух», «Знание» - «Сознание» - понятия одного порядка, взаимодополняющие друг друга своим смысловым содержанием. Общественное сознание – сознание общества в целом. Выходит за рамки понятия «субъект». Общественное сознание, «дух» общества для субъекта выступают уже как явление в основном объективное, а не субъективное (так как это уже не его собственное сознание).

    Субъект в системе объект-субъект переходит в «сознание», приобретая при этом новые, а именно общественные свойства. Но как в условиях перехода «субъекта» в «сознание» переходит содержание «объекта»?

    Его объем несколько сужается, но при этом конкретизируется. В нем остаются только те его элементы, которые противоположны всей совокупности субъектов, т.е. общественному сознанию в целом. Такой объект относителен и противоположен уже не субъекту, а сознанию (прежде всего как сознанию общественному) и называется материей. Последняя в основном тождественна бытию.

    «Материя» и «сознание» переходят, таким образом, в особую систему взаимоотношений. Эта система выступает как результат трансформации (перехода) в ходе развития изначального, исходного соотношения объект-субъект. Превращение «объекта» в «материю», а «субъекта» в «сознание» в их соотношении (по объему) можно показать схематически (рис. 1).
    Соотношение понятий «объект» и «материя»

    Самосознание других людей, их «Я»

    Бытие

    Материя Субъект, т.е самосознание человека, его «Я»

    Субстрат

    Субстанция
    Соотношение понятий «субъект» и «сознание»

    Материя Сознание

    Субстрат (общественное сознание)

    Субстанция Самосознание каждого

    Бытие субъекта, их «Я»
    Принцип соотношения материи и сознания остался тот же, что и соотношение объект-субъект, но изменилось содержание самих взаимодействующих элементов. Теперь это соотношение становится конкретным по своему содержанию и более адекватным (12) действительному взаимоотношению, как элемента общества, с окружающим его миром. Такое соотношение уже может выступать и выступает как «исходная клетка» собственно философского познания, всей философии в целом в процессе ее исторического развития с момента зарождения (с 7-6 веков до н.э.) до наших дней.

    (12) Адекватныйравный, тождественный (аналогичный) по какому-либо признаку или свойству одному предмету, процессу, явлению, но различный по другим.

    Взаимоотношение материя-сознание (при ведущей в конечном итоге роли «материи»), будучи «исходной клеткой» любого философского исследования, составляет тем самым исходный фундаментальный принцип всей философии или ее основной закон (основной вопрос) – вопрос о соотношении материи и сознания (вопрос об отношении материи и сознания).


    написать администратору сайта