Главная страница
Навигация по странице:

  • Физиология лактации

  • ЕСТЕСТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ. Естественное вскармливание


    Скачать 113.07 Kb.
    НазваниеЕстественное вскармливание
    Дата12.10.2020
    Размер113.07 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЕСТЕСТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ.docx
    ТипДокументы
    #58018
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    ЕСТЕСТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

    Рациональное питание («вскармливание») детей первого года жизни является одним из важнейших условий, обеспечивающих гармоничный рост, адекватное морфологическое и функциональное созревание различных органов и тканей, оптимальные параметры психомоторного и интеллектуального развития, устойчивость младенца к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов.

    Под термином естественное (или грудное) вскармливание в нашей стране понимают вскармливание, при котором кормление осуще­ствляется при непосредственном прикладывании ребенка к груди его биологической матери. Поскольку кожно-тактильные и эмоциональные контакты между матерью и ребенком исключительно важны для нормального физического и психического развития ребенка, любые другие способы подачи ребенку женского молока, в частности, вскар­мливание кормилицей; вскармливание сцеженным материнским мо­локом из чашки, пипетки, зонда, бутылочки; вскармливание терми­чески обработанным материнским или донорским (банкированным) молоком неправомочно относить к грудному вскармливанию, хотя они могут быть в значительной степени к нему приближены.

    Грудное вскармливание оказывает многостороннее влияние на физическое и психическое развитие детей. Среди важнейших биологических эффектов грудного вскармлива­ния можно назвать:

    1. Собственно пищевое обеспечение. При этом особенно важно, что при естественном вскармливании имеют место оптималь­ные количество и качество основных компонентов молока, имеющих значение для полноценного ро­ста и развития. Состав грудного молока динамично приспо­сабливается к изменяющимся в процессе роста потребностям ребенка.

    2. Управление ростом, развитием и тканевой дифференцировкой через широкий комплекс гормонов и других биологически ак­тивных веществ, поступающих с женским молоком.

    3. Обеспечение защиты от неблагоприятных эффектов избыточно­го поступления компонентов молока. Даже при явной избыточности пи­тания, связанной с очень активным сосанием, дети реагируют только повышенным накоплением жировой ткани, но не дистрофичес­кими изменениями, которые могут возникать при избыточном употреблении молочных смесей.

    4. Иммунологическая (специфическая и неспецифическая) защи­та от бактериальных и вирусных инфекций, а также паразитар­ных инвазий.

    5. Ограничение поступления и провоспалительных эффектов не­инфекционных антигенов и аллергенов. Защита от атопических реакций и заболеваний.

    6. Формирование иммунологической толерантности (устойчиво­сти) к антигенам пищевого рациона, используемых матерью продуктов.

    7. Обеспечение адекватного пищевого поведения.

    8. Формирование тесной психоэмоциональной связи ребенка с кормящей матерью в процессе длительного и самого тесного физического и эмоционального контакта в ходе кормления грудью. В последующем происходит постепенная трансфор­мация этого узкоспециального типа связи в постоянную ус­тойчивую и независимую от кормления реакцию на мать как источник и символ защиты ребенка.

    9. Обеспечение правильного анатомического формирования зубо-челюстной системы, мозгового черепа, а также аппарата зву­ковоспроизведения вследствие возникновения в ходе сосания ребенком груди матери усилий и напряжений, наиболее адек­ватно регулирующих эти процессы.

    К положительным эффектам грудного вскарм­ливания можно отнести и более благоприятные показатели физического и нервно-психического развития детей, и сохранение физиологических темпов биологического взросления.

    Следует указать, что вскармливание грудью оказывает несом­ненное положительное влияние и на здоровье матери, обеспечивая предотвращение повторной беременности без применения дополни­тельных средств контрацепции (во всяком случае, в первые месяцы лактации при ее значительной интенсивности), а также снижение риска возникновения злокачественных новообразований молочной железы.

    Физиология лактации

    Лактацией называется процесс выработки молока грудной железой. Переход в первые дни жизни новорожденного с гемотрофного пита­ния, осуществлявшегося внутриутробно через пуповину, на молоч­ное питание представляет собой сложную цепь взаимосвязанных процессов, как со стороны кормящей матери, так и со стороны ребенка. Началом этой цепи является формирование первых капель молока в молочной железе матери и первые попытки сосания груди со стороны ребенка, а завершением — формирование устойчивой и достаточной по объему лактации при хороших показателях разви­тия и здоровья ребенка.

    Следует различать несколько понятий, связанных с лактацией:

    • маммогенез — развитие молочной железы;

    • лактогенез — инициация секреции молока;

    • галактопоэз — поддержание секреции молока;

    • галактокинез — удаление молока из железы.

    Окончательная дифференцировка молочной железы заканчивается за несколько дней до родов. Зрелая молочная железа (рис. 1) состоит из 15—25 сегментов железистой ткани. Каждый сегмент содержит от 10 до 100 собранных в гроздь мельчайших пузырьков — альвеол, заключенных в коллагеновые оболочки. Эти оболочки пронизаны канальцами, впадающими в вы­водной млечный проток. Между оболочками и железистой тканью располагаются миоэпителиальные клетки, сокращение которых как бы выжимает молоко из альвеол в протоки. При подходе к ареоле протоки расширяются, образуя млечные синусы, и затем открывают­ся отверстиями в области соска. Молоко, которое скапливается в млеч­ных синусах, ребенок выдавливает при сосании.

    Размеры и форма соска индивидуальны для каждой женщины и не влияют на функцию молочной железы. Диаметр и пигментация околососкового кружка, или ареолы, также очень вариабельны. Аре­ола содержит гладкую мышцу и волокна соединительной ткани, рас­положенные в кольцевом и радиальном направлениях, а также апокринные железы. Монтгомери. Эти железы выделяют антибактериальную смаз­ку со специфическим запахом (напоминающим запах амниотической жидкости), который является для сосущего ребенка обонятельным ориентиром.

    Комплекс ареола - сосок снабжен большим количеством нервных рецепторов, чувствительность которых нарастает по мере увеличе­ния срока беременности и достигает максимума в первые дни после родов. Раздражение этих рецепторов при сосании вызывает выпрям­ление и вытягивание соска и запускает рефлекторные механизмы, приводящие к выработке гипофизом окситоцина и пролактина — основных гормонов, регулирующих лактацию.

    Функциональная деятельность молочной железы направлена на секрецию молока и его выведение при сосании или самопроизвольно.

    Под секрецией молока понимают внутриклеточный биосинтез и выделение (экструзию) за пределы клетки сформировавшихся ве­ществ, имеющих строго специфическое значение. Секреторный цикл, протекающий в эпителиальной клетке молочной железы, состоит из 5 фаз:

    1. поглощение клеткой из крови и тканевых жидкостей веществ, необходимых для образования молока;

    1. внутриклеточный синтез молекул;

    3. формирование капель или гранул секрета;

    4. передвижение секрета к апикальному концу клетки;

    5. выход (экструзия) секрета из клетки в просвет альвеолы.

    В процессе выведения молока участвуют как мать, так и ребенок. Этот процесс имеет рефлекторную природу и схе­матично может быть представлен двумя последовательными фазами.

    Инициатором первой фазы является раздражение ребенком не­рвных окончаний в области соска и ареолы. Передача импульсов по нервным путям уже через 30-40с приводит к значительному уси­лению кровотока в молочной железе, увеличению объема и выпрям­лению соска, расслаблению его сфинктера и сокращению гладкой мускулатуры протоков. Молоко начинает передвигаться навстречу сосательному усилию и разрежению давления, создаваемому ребен­ком. В этой фазе ребенок легко высасывает молоко, накопившееся в синусах и протоках в промежутках между кормлениями.

    Через 1-4 мин подключается вторая фаза, связанная с гумораль­ной регуляцией молоковыведения. Под действием нервных импуль­сов в задней доле гипофиза усиливается секреция окситоцина. Дос­тигая с током крови молочной железы, он стимулирует внутрикле­точную секрецию молока и сокращает миоэпителиальные клетки, проталкивая «заднее» молоко из альвеол в протоки. Этот процесс может ощущаться матерью как покалывание или даже боль в груди. Таким образом, сосание ребенком груди матери является важнейшим стимулом секреции окситоцина и становления полноценной лакта­ции.

    Принципиальной особенностью рефлекса выведения молока яв­ляется участие в его реализации высших отделов центральной не­рвной системы. Этот рефлекс может быть вызван не только тактиль­ным раздражением рецепторов ареолы и соска, но и визуальными, обонятельными, слуховыми сигналами. Он может быть также услов­ным. Хорошо известна психогенная зависимость молокоотделения. Физическая близость с ребенком, речевое общение с ним, радость от этого общения способствуют выделению молока. От полноты выве­дения молока в значительной мере зависит последующая судьба лак­тации. Опорожнение железы является сильнейшим стимулятором ее функции, а повышение давления в полости железы при застое молока закономерно приводит к уменьшению секреторной активности.

    Поддержание лактации обеспечивается врожденными рефлексами рудного ребенка, которые существуют даже у недоношенных весом 1200 г. У здорового новорожденного сосательные рефлексы хорошо выражены с рождения. Уже в первый час жизни ребенок, выложенный на живот матери, под действием поискового рефлекса активно ползет по направлению к грудной железе, ищет сосок широко откры­тым ртом и присасывается к нему. Сосательный рефлекс включается при раздражении соском неба, в результате чего челюсти ребенка сжимаются, молоко выдавливается из синусов и передвигается по протокам навстречу отрицательному давлению. Перистальтические движения языка младенца перемещают молоко в ротоглотку, где включается глотательный рефлекс. Такой процесс кормления сти­мулирует синтез и секрецию гормонов, ответственных за выработ­ку и изгнание молока.
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта