Главная страница
Навигация по странице:

  • Курс философии (краткое изложение). Часть третья. Философия Нового времени и Просвещения. /

  • ОГЛАВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 5 ФРЭНСИС БЭКОН (1561 – 1626) 7 ТОМАС ГОББС (1588-1679) 11

  • ДЖОРДЖ БЕРКЛИ (1685-1753) 43 ДАВИД ЮМ (1711-1776) 46 ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ XVIII В. 51 ВОЛЬТЕР (1695 – 1778) 52

  • КЛОД-АДРИАН ГЕЛЬВЕЦИЙ (1715-1771) 67 ПОЛЬ-АНРИ ГОЛЬБАХ (1723-1789) 73

  • новое время. Курс лекций по философии (краткое изложение) часть II i философия Нового времени и Просвещения


    Скачать 463.5 Kb.
    НазваниеКурс лекций по философии (краткое изложение) часть II i философия Нового времени и Просвещения
    Анкорновое время.doc
    Дата06.12.2019
    Размер463.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлановое время.doc
    ТипКурс лекций
    #15542
    страница1 из 15

    Подборка по базе: Все тесты по философии с ответами[1а].doc, реферат по философии.docx, Детали машин курсач.doc, Ефремова А.С., 10а ЛПФ 1 курс.docx, 15771 Курсовая Формы БУ.docx, Конспект лекций по курсу ЦСИО.docx, 1 Курсовая.docx, Алешин Д. Позитивистская традиция философии науки.pptx, кадры2 - курсач.docx, курсовая по педагогике.docx
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    Федеральное агентство по образованию

    Московская Государственная Академия

    Тонкой Химической Технологии

    имени М.В. Ломоносова

    (МИТХТ)

    Кафедра философии
    курс лекций по философии

    (краткое изложение)
    часть III
    Философия Нового времени и

    Просвещения

    Москва – 2009

    © МИТХТ

    УДК

    1 (075.8)

    ББК 87.3 я 73

    Рецензент: проф. А.А. Деревянченко

    Курс философии (краткое изложение). Часть третья. Философия Нового времени и Просвещения. / Под редакцией проф. д.филос.н. Ивановой А.А. – Учебное пособие. – М: ИПЦ МИТХТ, 2009.

    Составители:

    проф., д.филос.н. Иванова А.А. (С.6-7,16-24,52-53, 68-74)

    проф., д.филос.н. Ледников Е.Е. (С.8-11,74-77)

    доц., к.филос.н. Вольнякова О.А. (С.38-44,56-60,66-67)

    доц., к.филос.н. Логина Н.В. (С.24-29)

    доц., к.филос.н. Солодухин Д.В. (С.44-47)

    доц., к.филос.н. Арапова Э.А. (С.47-52)

    преп., к.филос.н. Арапов О.Г. (С.29-38)

    преп., к.филос.н. Криволапова Ю.К. (С.12-16,64-66)

    преп. Зубец Г.П. (С.53-55,60-64)

    Текст учебного пособия составлен преподавателями кафедры философии МИТХТ им. М.В. Ломоносова. Тексту учебного пособия соответствуют разделы Хрестоматии по философии.


    Утверждено Библиотечно-издательской комиссией МИТХТ
    им. М.В. Ломоносова в качестве учебного пособия

    © МИТХТ им. М.В. Ломоносова
    ОГЛАВЛЕНИЕ


    ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 5

    ФРЭНСИС БЭКОН (1561 – 1626) 7

    ТОМАС ГОББС (1588-1679) 11

    РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650) 16

    БЕНЕДИКТ СПИНОЗА (1632–1677) 24

    ДЖОН ЛОКК (1632 – 1704) 29

    ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ (1646 – 1716) 37

    ДЖОРДЖ БЕРКЛИ (1685-1753) 43

    ДАВИД ЮМ (1711-1776) 46

    ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ XVIII В. 51

    ВОЛЬТЕР (1695 – 1778) 52

    ДЕНИ ДИДРО (1713 – 1784) 55

    ЖАН ЖАК РУССО (1812 – 1878) 59

    МОНТЕСКЬЕ (1689–1775) 63

    ЖЮЛЬЕН ЛАМЕТРИ (1709 – 1751) 65

    КЛОД-АДРИАН ГЕЛЬВЕЦИЙ (1715-1771) 67

    ПОЛЬ-АНРИ ГОЛЬБАХ (1723-1789) 73


    ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ


    Философия Нового времени охватывает период с XVI по XVIIIвв. Это, как известно, время становления западного буржуазного общества, его экономики, политики, культуры и духовных ценностей. После эпохи Возрождения наступило время утверждения новых научных и философских принципов, определения новых общественных идеалов. В философии это нашло отражение в новых подходах к вечным философским проблемам – проблемам истолкования природы, возможностей ее познания, истолкования общества и человека, возможностей изменения общества и способов этого изменения. Как всегда было в философии, философы этого времени стремились понять мир, возможность его познания, в конечном счете, для того, чтобы лучше понять человека и осознать его потенциальные силы, значение его разума и практической общественной жизни для достижения счастья. Предшествовавшие этому периоду философские открытия и выводы, конечно же, в той или иной форме были осмыслены мыслителями Нового времени.

    Естественнонаучные представления этого времени явились предпосылками формирования новой картины мира, природы, новых аспектов в истолковании понятий материи и движения. Историческая ограниченность научных возможностей эпохи в познании природы повлияла, разумеется, на содержание философских выводов о природном мире, на масштабы метафизики и механицизма в первую очередь, которые были присущи философам этого времени.

    Вместе с тем, успехи развития науки вселяли определенный оптимизм во многие философские представления о познании, об истине и возможности ее достижения.

    В философии на первый план выдвинулась проблема метода познания, воплощающая в себе стремление к упорядоченности и систематичности в способах познания. Философы стремились обозначить точки опоры в познании, обеспечивающие его надежность, и главное, возможность достигать истинное знание, без которого невозможно успешное развитие человечества. В этом многие из них видели, в первую очередь, практическую значимость философии в противовес, как они считали, средневековой схоластике. Различные философские ракурсы осмысления проблемы метода познания и соответственно критерия истины нашли свое отражение в различии позиций философского эмпиризма и философского рационализма. Нельзя не учитывать при этом того, что принадлежность к позиции эмпиризма, или сенсуализма, или к позиции рационализма никогда не означала абсолютного противопоставления роли разума и чувств в познании, и в Новое время также философы различались в своих взглядах, главным образом, в поисках последних оснований достоверности и надежности истинного знания. Важно понять и то, какие новые грани в истолковании чувственного и рационального раскрывались философами этого времени.

    Философии этой эпохи присущи поиски разумных оснований индивидуальной и общественной жизни, разработка идей гуманизма и прогресса, проблемы смысла жизни и счастья. Для некоторых философов было характерно стремление конкретно и даже детально создавать картины наиболее счастливой общественной жизни. Образ счастливой жизни был неразрывно связан с идеей социальной справедливости, и потому представления о социальной справедливости нашли свою дальнейшую и во многом глубокую разработку в философских трудах мыслителей эпохи Нового времени.

    Именно в это время формируются актуальные до сих пор учения о государстве, о власти в целом, об историческом прогрессе и способах его осуществления, о человеке как личности. Мыслители Нового времени глубоко осознавали опасность гражданских войн и революций.

    Некоторые из выдающихся философов Нового времени были одновременно выдающимися учеными. Это, в первую очередь, Р.Декарт и Г.Лейбниц.

    Философия этого времени оптимистична во взглядах на познание, развитие науки, на будущее в развитии человека и общества. Внимательное прочтение работ философов Нового времени показывает, что многие их идеи и выводы настолько глубоки, что не утратили своей актуальности в наши дни. Более того, обращение к духовным ценностям эпохи Нового времени, их изучение и осмысление способствует дальнейшему постижению смысла и назначения философии в развитии общества. Оно позволило бы нашим современникам более разумно решать насущные проблемы наших дней.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта