Главная страница
Навигация по странице:

  • Составитель

  • 1. Содержание государственной итоговой аттестации 1.1. Требования к профессиональной подготовленности юриста

  • 1.2 Квалификационная характеристика выпускника.

  • 1.3 Содержание междисциплинарного экзамена по специализации

  • Требования к выпускной квалификационной работе юриста.

  • Специализация «гражданско-правовая».

  • Специализация «уголовно-правовая».

  • Специализация «государственно-правовая».

  • 2. Программа комплексного государственного экзамена 2.1. Концепция подготовки к комплексному квалификационному экзамену

  • 2.2. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ Показатели, критерии и шкала оценивания

  • Оценка Критерий Индикатор (показатель)

  • ГИА_Юриспруденци. Осударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования восточная экономикоюридическая гуманитарная академия


    Скачать 0.51 Mb.
    НазваниеОсударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования восточная экономикоюридическая гуманитарная академия
    АнкорГИА_Юриспруденци.doc
    Дата21.05.2017
    Размер0.51 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГИА_Юриспруденци.doc
    ТипПрограмма
    #2793
    страница2 из 7

    Подборка по базе: Федеральное государственное автономное образовательное учреждени, Министерство общего и профессионального образования Российской Ф
    1   2   3   4   5   6   7
    ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030501.65 «Юриспруденция»



    Специальность: 030501.65 Юриспруденция

    Специализации: государственно-правовая, уголовно-правовая, гражданско-правовая

    Квалификация: Юрист

    Составитель: канд. юрид. наук, доцент Босова Е.Н.

    Уфа

    2015

    Введение
    В соответствии с законами Российской Федерации «Об образовании» (1995 г.), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.) и Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по всем направлениям и специальностям заключительным и обязательным этапом подготовки студентов является итоговая государственная аттестация, которая проводится в соответствии с Письмом Минобразования РФ «О методических рекомендациях по определению структуры и содержания государственных аттестационных испытаний». К итоговой аттестации допускаются студенты, завершившие полный курс теоретического обучения и успешно выполнившие все требования учебного плана и программ.

    Выпускники, прошедшие обучение по программе подготовки юриста (специалиста юриспруденции) проходит следующие виды итоговых аттестационных испытаний:

        • государственный экзамен по теории государства и права;

        • государственный междисциплинарный экзамен по специализации (направлению специализации);

        • защита выпускной квалификационной работы специалиста юриспруденции (защита дипломной работы).

    Государственный междисциплинарный экзамен должен способствовать реальной оценке уровня подготовки специалиста по циклу дисциплин, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности «Юриспруденция».

    Выпускная квалификационная работа является средством итогового контроля знаний, умений и навыков студентов, уровня их профессиональной квалификации в области юриспруденции в соответствии со специализациями.

    Выпускная квалификационная работа юриста представляет собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области юриспруденции, в которой выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи.

    Выпускная квалификационная работа юриста показывает уровень освоения выпускником методов научного анализа сложных социальных явлений, умение делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в изучаемой области.

    Выпускная квалификационная работа юриста должна:

    - носить творческий характер с использованием актуальных статистических данных и действующих нормативных правовых актов

    - отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов,

    - отражать умения студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать с нормативно-правовыми актами,

    - правильно оформлена (четкая структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок, списка литературы и нормативно-правовых актов, аккуратность исполнения).

    Студентам, аттестованным государственной аттестационной комиссией (ГАК), оформляется диплом о высшем профессиональном образовании государственного образца по специальности «Юриспруденция» с присвоением квалификации «юрист».

    В данных методических указаниях основное внимание уделено особенностям и ключевым вопросам при подготовке выпускников высшей квалификации в области юриспруденции.
    1. Содержание государственной итоговой аттестации
    1.1. Требования к профессиональной подготовленности юриста

    Юрист должен уметь решать зада­чи, соответствующие его квалификации и квалификационным тре­бованиям:

    - сбор нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сфе­рах профессиональной деятельности;

    - анализ юридических норм и правовых отношений, являю­щихся объектами профессиональной деятельности;

    - анализ судебной и административной практики;

    - обоснование и принятие в пределах должностных обязан­ностей решений, а также совершение действий, связанных с ре­ализацией правовых норм;

    - составление соответствующих юридических документов;

    - обеспечение реализации актов применения права;

    • обеспечение законности и правопорядка, осуществление правовой пропаганды и правового воспитания в сфере професси­ональной деятельности.

    1.2 Квалификационная характеристика выпускника.

    Юрист в рамках специальности 030501.65 получает фундаментальную и специальную подготовку в области юриспруденции.

    Деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества.

    Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

    - со­бытия и действия, имеющие юридическое значение;

    - правовые отноше­ния, возникающие в сфере функционирования государственных инсти­тутов;

    - правовые отношения между государственными органами, физическими и юридическими лицами.

    Юрист должен уметь:

    • толковать и применять законы и другие нормативные пра­вовые акты;

    • обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;

    • юридически правильно квалифицировать факты и обстоя­тельства;

    • разрабатывать документы правового характера, осущест­влять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифи­цированные юридические заключения и консультации;

    • принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

    • вскрывать и устанавливать факты правонарушений, опреде­лять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

    • систематически повышать свою профессиональную квалифи­кацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

    Юрист должен:

    • обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологи­ческой культурой, глубоким уважением к закону и бережным от­ношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принци­пиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;

    • понимать сущность и социальную значимость своей про­фессии, четко представлять сущность, характер и взаимодейс­твие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реали­зации права в профессиональной деятельности.

    1.3 Содержание междисциплинарного экзамена по специализации

    На государственном междисциплинарном квалификационном экзамене проверяются остаточные знания по специальным дисциплинам Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования

    по «гражданско-правовой» специализации:

    1. Гражданское право

    2. Гражданский процесс

    3. Российское предпринимательское право

    4. Коммерческое право

    5. Арбитражный процесс


    по «государственно-правовой» специализации:

    1. Конституционное (государственное) право России

    2. Конституционное право зарубежных стран

    3. Административное право

    4. Муниципальное право России


    по «уголовно-правовой» специализации:

    1. Уголовное право

    2. Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)


    1.4. Требования к профессиональной подготовке специалистов. Характеристика специализаций
    На выпускном квалификационном экзамене проверяются знания студента по теоретическим проблемам юридической науки и практики, методологическим основам права, также выпускник должен уметь решать ситуационные задачи по конкретной отрасли права по специализации.

    При защите ВКР выпускник должен уметь показать состояние действующего законодательства в изучаемой сфере правоотношений, проанализировать судебную практику, оценить состояние изученности темы дипломной работы, знать основных учёных-юристов в данной области, раскрыть проблемные аспекты правового регулирования и правоприменения, сформулировать предложения, направленные на совершенствование законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, сделать самостоятельные выводы по проведённому исследованию.

    Требования к выпускной квалификационной работе юриста.
    Выпускная квалификационная работа юриста представляет собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области юриспруденции, в которой выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи.

    Выпускная квалификационная работа юриста показывает уровень освоения выпускником методов научного анализа сложных социальных явлений, умение делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в изучаемой области.

    Выпускная квалификационная работа юриста должна:

    - носить творческий характер с использованием актуальных статистических данных и действующих нормативных правовых актов

    - отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов,

    - отражать умения студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать с нормативно-правовыми актами

    - правильно оформлена (четкая структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок, списка литературы и нормативно-правовых актов, аккуратность исполнения).

    Выпускная квалификационная работа юриста оформляется в виде текста с приложением графиков, таблиц, чертежей, карт, схем и других материалов, иллюстрирующих содержание работы.

    Оптимальный объем выпускной квалификационной работы - 2-2,5 п.л. (50-60 страниц машинописного текста).

    Специализация «гражданско-правовая».

    Позволяет выпускникам работать в юридических службах предприятий, правовых учреждениях, организациях любой формы собственности, нотариальных и адвокатских структурах, административных органах.

    Специализация «уголовно-правовая».

    Приоритетная для юристов, намеревающихся трудится в органах дознания, предварительного следствия, в прокуратуре судебных органах, в адвокатских структурах.

    Специализация «государственно-правовая».

    Даёт будущему юристу знания и навыки в области конституционного законодательства, локального нормотворчества, организации деятельности органов местного самоуправления. Выпускник способен трудиться в системе представительной и исполнительной власти федерального, регионального и муниципального уровней.

    2. Программа комплексного государственного экзамена
    2.1. Концепция подготовки к комплексному квалификационному экзамену
    Комплексный квалификационный экзамен позволяет выявить уровень теоретических знаний, полученных студентом в период обучения в институте.

    В ходе прохождения государственной аттестации выпускник должен продемонстрировать:

    – знание теории государства и права и основных дисциплин, определяющих избранную им специализацию;

    – видение взаимосвязи дисциплин специализации с иными изученными юридическими дисциплинами;

    – умение юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

    – умение толковать и применять законы и другие нормативно-пра-вовые акты.

    Итоговый экзамен представляет собой своеобразную проверку на обладание гражданской зрелостью, твердости моральных убеждений, нетерпимости к любому нарушению закона.

    Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности представляет собой конечную форму изучения комплекса юридических дисциплин, оценку результатов междисциплинарной подготовки выпускника. Целью подобного экзамена является проверка целостности системы полученных выпускником знаний по дисциплинам специализации.

    Экзамен проводится по билетам. Ответы на вопросы экзаменационного билета студент должен излагать в логической последовательности, продемонстрировать знание теории, действующего законодательства, юридической практики. При этом студенту необходимо высказать свою точку зрения по излагаемым вопросам.

    Подготовка к государственному экзамену имеет свои особенности, которые студенту необходимо знать и учитывать. Речь идет о том, как готовиться к экзамену, что и как запоминать при подготовке к нему, каким источникам отдать предпочтение, как использовать учебные программы и т.п. Предлагаем некоторые советы.

    1. Прежде всего необходимо запоминать определение каждого понятия. Выпускник должен свободно владеть юридической терминологией.

    2. Необходимо разумно сочетать запоминание и понимание, простое воспроизведение учебной информации и работу мысли. Психологи для улучшения запоминания предлагают определенные способы. Например, использование ассоциаций – связей, образующихся при определенных условиях между двумя или более понятиями. Чем больше количество фактов, с которыми ассоциируется данное понятие, тем более прочно оно закрепляется в памяти. Другим способом, улучшающим процесс запоминания, является воспроизведение вслух или в виде конспекта, схем, таблиц и т.п. полученной информации. «Штурмовой метод» (один учебник за один день) не способствует выработке прочных знаний и поэтому не оправдывает себя.

    3. При подготовке к экзамену следует особое внимание уделить «живым» лекциям. Перед государственными экзаменами для студентов проводятся обзорные лекции по дисциплинам специализации. Обзорные лекции позволяют отразить самую «свежую» политическую и правовую информацию, более детально и оперативно ответить на интересующие аудиторию вопросы.

    4. Идеальных учебников нет. Для написания и опубликования любой учебной литературы нужно время, вследствие чего учебный материал быстро устаревает. Учебники пишутся представителями различных научных направлений и школ, поэтому рекомендуется использовать два и более учебных пособия, юридические словари и справочники. При выборе учебников предпочтение следует отдавать тем изданиям, которые рекомендованы Министерством образования РФ для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» (см. раздел «Рекомендуемые источники и литература»).

    5. При подготовке к экзамену наряду с «живыми» лекциями, учебной и справочной литературой, материалами периодической печати рекомендуется максимально использовать и программы курсов основных дисциплин специализации.

    6. Готовясь к государственному экзамену по специализации, следует обратить особое внимание на Конституцию РФ, законодательство РФ, международно-правовые акты и другие нормативно-правовые акты, список которых приведен в данной программе. Знание содержания рекомендуемого законодательства поможет и при подготовке ответа на экзаменационный вопрос, и при решении задачи.

    7. Студентам-выпускникам при подготовке к государственному экзамену полезно знать критерии, которыми обычно руководствуются члены ГАК при оценке ответа на экзамене:

    1) правильность, четкость, полнота и лаконичность ответов на вопросы;

    2) новизна учебной информации;

    3) степень использования и понимания научных и нормативных источников;

    4) умение связать теорию с практикой, привести примеры и дать им грамотный правовой комментарий;

    5) культура речи.

    Таким образом, оценивается не только содержание ответа, но и форма его изложения.

    8. В своем ответе студент должен ссылаться на действующее законодательство, пользуясь такими словесными конструкциями, как: «Согласно Конституции РФ…» или «В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве РФ» 2002 г. с последующими изменениями и дополнениями…» и т.п.
    2.2. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

    Показатели, критерии и шкала оценивания

    Для оценивания результатов применяется четырехбалльная шкала оценивания (оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно»).

    При формировании оценки обучающегося используются следующие показатели и критерии оценивания:

    - для государственного итогового экзамена:

    Оценка

    Критерий

    Индикатор (показатель)

    «отлично»

    усвоение программы в полном объеме

    задание выполнено без замечаний, обучающийся владеет программным материалом, самостоятельно обобщает, логично и последовательно излагает его, подтверждая теоретические положения данными практики, не испытывает затруднений при выполнении практических заданий и ответе на вопросы»

    «хорошо»

    твердое владение материалом в рамках программы

    задание выполнено без существенных замечаний, обучающийся владеет теоретическим материалом в рамках программы, логично и последовательно излагает его, не допускает существенных неточностей, владеет навыками выполнения практических заданий

    «удовлетворительно»

    владение только основным материалом программы

    задание в основном выполнено, обучающийся владеет только частью теоретического программного материала, нарушает последовательность его изложения, допускает неточности, упускает отдельные существенные детали, испытывает затруднения при выполнении практических заданий


    «неудовлетворительно»

    невладение значительной (и значимой) частью материала программы

    задание не выполнено, обучающийся не владеет значительной частью теоретического программного материала, допускает принципиальные ошибки при его изложении, с большими затруднениями выполняет практические задания

    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта