Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2.Модель речевой коммуникации 7

  • Метод дискриминантного анализа впервые был применен в сфере банковской деятельности, а именно - в кредитном анализе. Здесь наибо. Коммуникативные качества речи. Понятие речи, ее виды и функции


    Скачать 36.32 Kb.
    НазваниеПонятие речи, ее виды и функции
    АнкорМетод дискриминантного анализа впервые был применен в сфере банковской деятельности, а именно - в кредитном анализе. Здесь наибо
    Дата13.10.2020
    Размер36.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКоммуникативные качества речи.docx
    ТипДокументы
    #58021

    Подборка по базе: Вопрос 13 Часть 1 Понятие о биологической смерти,достоверные при, Понятие и виды договора купли-продажи измненный (1).docx, Экстремальные виды спорта..docx, 1 ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА.docx, 1 ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА.docx

    Оглавление





    Введение 2

    1.Понятие речи, ее виды и функции 3

    2.Коммуникативные качества речи 6

    2.1.Речевая коммуникация 6

    2.2.Модель речевой коммуникации 7

    2.3.Структурные качества речи 8

    2.4.Функциональные качества речи 10

    3.Что может осложнить речевую коммуникацию 15

    Заключение 17

    Список использованных источников 18



    Введение



    Актуальность данной работы обусловлена тем, что в общей семиотической системе, обеспечивающей успешность межличностного общения, устная речь занимает особое место благодаря своим природным особенностям (скорость процесса возвратно-поступательного движения и рециркуляции, органическая связь со звуковой субстанцией окружающего мира и др.), полифункциональному характеру, связанному с актуализацией в речи различных функциональных единиц (например, системы общения речи). коммуникативная, эмотивная и т. д.), А форинформация соотносится со всеми знаниями говорящего, его собеседника, ситуации общения и т. д.

    Слово - это то, без чего не может обойтись ни один день для социально адаптированного человека. Он помогает кратко выразить определенную мысль, донести ее до собеседника или аудитории.

    Общение с людьми - важный процесс в жизни. Общение доставляет нам удовольствие, помогает находить информацию, решать внутренние проблемы, дает правильные контакты в бизнесе и помогает строить отношения. Без общения мы чувствуем себя ненужными, иногда одинокими, становимся замкнутыми, и это часто вызывает депрессию.

    Для того чтобы ваше общение было максимально продуктивным вам необходимо знать о коммуникативных свойствах речи.
    В данной работе мы рассмотрим коммуникативные качества речи.

    1.Понятие речи, ее виды и функции



    Речь-это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и значение, что и соответствующая система письменных знаков. Язык одинаков для всех, кто им пользуется, и речь индивидуальна.

    Существует несколько взаимосвязанных типов речи: различают внешнюю речь и внутреннюю речь. Внутренняя речь-это языковая конструкция мысли без высказывания, устная или письменная. Здесь языковые значения используются вне самого процесса коммуникации. Уже из самого названия ясно, что этот процесс скрыт от непосредственного наблюдения и потому далек от изучения. Считается, что процесс внутренней речи протекает с высокой скоростью, а сама внутренняя речь отличается степенью языкового оформления в зависимости от условий.

    Существует три основных типа внутренней речи:

    - внутреннее проговаривание, т. е. «речь про себя», которая сохраняет структуру внешней речи, но лишена ее звукового или графического оформления. Такая речь типична при решении мыслительных задач в затрудненных условиях;

    - собственно внутренняя речь, выступающая как средство мышления. При этом человек пользуется специфическими единицами (предметными кодами, кодами образов и т. п.). Такая речь имеет специфическую структуру, отличающуюся от структуры внешней речи;

    - внутреннее программирование, т. е. формирование и закрепление в специфических единицах программы речевого высказывания, целого текста или его частей.

    Внутренняя речь-это речь о себе, мы не используем ее для обращения к другим людям. Внутренняя речь очень важна в жизни человека, которая связана с его мышлением. Эта речь характеризуется отсутствием полной звуковой экспрессии, которая заменяется рудиментарными речевыми движениями. Внутренняя речь возможна только как преобразование внешней речи. Без предварительного полного выражения мысли во внешней речи она не может быть сокращена во внутренней речи.

    Внешняя речь-это процесс речевой деятельности, включающий в себя различные механизмы кодирования и декодирования информации. Внешняя речь-это то, что мы говорим, слышим, пишем и читаем. Она может быть устной или письменной.

    Устная речь отличается не только тем, что она выражается звуками, но главным образом тем, что она служит цели непосредственного общения с другими людьми. Это всегда речь, обращенная к собеседнику.

    Устная речь имеет следующие две основные формы:

    Монологическая речь-развернутая речь человека, обращенная к другим людям; устное повествование или развернутое высказывание на определенную тему. Это речь оратора, лектора, оратора или любого другого лица, взявшего на себя задачу рассказать о факте, событии или происшествии. Человек, который произносит монолог, несет ответственность за то, чтобы аудитория его поняла. Для этого он должен учитывать все реакции, возникающие на его монолог, рефлексировать, то есть осознавать, как его речь воспринимается теми, на кого она направлена. Монологическая речь требует специальных навыков и культуры речи не только от человека, который ее строит, но и от аудитории. Монологическая речь происходит от диалогической речи. Диалог - это изначальная, универсальная составляющая речевого общения.

    Диалогическая или разговорная речь - это альтернативный обмен комментариями или продолжительная дискуссия между двумя или более людьми.

    Замечание - это ответ, возражение или замечание одного человека другому. Замечание может быть выражено в виде восклицательного знака, возражения, комментария к содержанию речи говорящего, а также действия, жеста или даже молчания речи, обращенной к слушателю.

    Ученые выделяют три основные функции речи: коммуникативную, регулятивную и программирующую.

    Коммуникативная функция - это осуществление общения между людьми с помощью языков. В коммуникативной функции различают функцию общения и функцию призыва к действию. Отправляя сообщение, человек указывает на объект или выражает свое мнение по проблеме. Мотивационная сила речи обусловлена ее эмоциональной выразительностью. Через слово человек получает знания о предметах и явлениях окружающего мира без непосредственного контакта с ними. Система вербальных символов расширяет возможности адаптации человека к окружающей среде, возможности его ориентации в природном и социальном мире. Через знания, накопленные человечеством и зафиксированные в устной и письменной речи, человек связан с прошлым и будущим.

    Регулятивная функция речи реализуется в высших психических функциях-сознательных формах психической деятельности. Это сознательная форма мыслительной деятельности в форме внутренней речи.

    Программирующая функция речи выражается в построении смысловых схем произношения речи, грамматических структур предложений, в переходе от идеи к внешнему развернутому произношению. Программирующая функция речи проявляется в переводе внутренней речи в развернутую, правильную устную речь.

    Таким образом, речь выполняет важнейшие функции, имеющие огромное значение, как в жизни общества, так и в формировании личности каждого человека.

    Коммуникацию следует понимать как взаимодействие двух или более людей. Этот процесс основан на передаче и утверждении определенных видов информации для продолжения контакта.

    Коммуникативные качества - это совокупность качеств, способствующих более эффективному взаимодействию.

    Коммуникативные свойства-это свойства, которые присутствуют как в формальной, так и в материальной частях словоформы. К ним относятся: правильность выражения, точность, чистота, последовательность, богатство, выразительность и уместность.

    Эти характеристики следует различать на основе речевых отношений, а также речевых структур предложений, которые могут включать мышление, язык и действительность.

    2.Коммуникативные качества речи




    2.1.Речевая коммуникация



    Рассмотрим выражение "речевая коммуникация". Почему в этом выражении используется слово "речь", ведь до сих пор мы говорили, что язык является наиболее важным средством общения? Ответ на этот вопрос будет найден путем выяснения различий между понятиями "язык"и "речь".

    Проще говоря, язык-это система знаков, единицы и отношения между которыми образуют иерархически упорядоченную структуру. В этом смысле они говорят о системе русского, английского и любого другого языка. Универсальными языковыми единицами (то есть единицами, существующими в любом языке) являются звуки, морфемы (корни, суффиксы и т. д.), слова, словосочетания и предложения. Каждая единица относится к определенному языковому уровню. Эти уровни взаимосвязаны и строго упорядочены: звуковой уровень — морфологический — синтаксический — семантический (или смысловой) уровень. Каждый язык имеет свои правила и нормы для использования определенных устройств.

    Термин "речь" употребляется двояко. Во-первых, речь-это вид коммуникативной деятельности человека: использование языка для общения с другими людьми. В этом смысле речь-это специфическая деятельность, которая выражается либо в звуковой форме, либо в письменной. Во-вторых, речь есть результат деятельности-текст (статья, сообщение и т. д.).

    Так, в слове "язык" преобладает значение "система, структура", а в слове" речь " — "деятельность". Поэтому для определения слова "коммуникация" целесообразно использовать термин "речь". Однако следует отметить, что выражение "языковая коммуникация" также существует и употребляется как синоним. Вообще, следует иметь в виду, что очень часто, даже в научной литературе, слова "язык" и "речь" употребляются как синонимы, то есть попеременно, если на это специально не указано.

    2.2.Модель речевой коммуникации



    В каких бы условиях ни осуществлялось речевое общение, как бы ни передавалась информация, сколько бы людей ни участвовало в общении, основой является единая система или модель. Компонентами этой модели являются:

    1) отправитель информации (или адресант) – говорящее или пишущее лицо;

    2) получатель информации ( или адресат) - лицо, которое читает или слушает;

    3) сообщение (текст в устной или письменной форме) является неотъемлемой частью модели, так как без обмена информацией не существует речевого общения.

    Отдельное речевое действие (фрагмент общения) называется коммуникативным действием (например, в диалоге – копией одного из собеседников).

    Простейшей схемой отдельного коммуникативного действия в процессе речевого общения является следующая:

    В рамках коммуникативного акта отправитель информации (например, говорящий), имеющий мотив высказывания, выстраивает его во внутренней речи, а при переводе во внешнюю речь кодирует в звуке. Приемник, воспринимая поступающий сигнал, декодирует его и распознает смысл высказывания. У него также есть мотив высказывания, происходит обмен репликами, то есть обеспечивается обратная связь. Другими словами, отправитель и получатель меняются местами, но закон коммуникации остается тем же самым.

    Таким образом, речевое общение-это общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как беседа или разговор, но и как любое взаимодействие для обмена информацией (чтение, письмо и т. д.).

    Общение осуществляется в процессе речевой деятельности человека с помощью вербальных (вербальных) и невербальных средств. Вербальная речевая деятельность включает в себя четыре аспекта: говорение, аудирование, чтение и письмо.

    2.3.Структурные качества речи



    Богатство
    Если говорить о культуре слова, то это не только умение правильно использовать все нормы литературного языка, а также строгие правила их следования.

    Но и от умения владеть своим богатством, от знания, как его использовать в процессе общения, выстраивать свою речь в целом.

    Русский язык занимает лидирующие позиции в мире по своему богатству и развитию. Эти понятия состоят из большого количества фразеологических единиц, лексических оборотов, а также в богатстве словаря русского языка в смысле слова.

    Русская фонетика обладает возможностями для общения, создания и словообразования сложных лексических форм, а также бесконечного числа интонаций и других синтаксических конструкций.

    Поэтому богатство позволяет выразить самые тонкие эмоциональные и смысловые нюансы слова, предмета, действия или события.

    Также многочисленность индивида можно определить по тому, насколько хорошо и точно он владеет ясными и резкими высказываниями, которые лаконично и лаконично отражают определенную суть его речи.

    Богатство русского языка считается тем большим для человека, чем чаще и разнообразнее он может выражать различные речевые обороты в своих предложениях, речи и в обыденном языке.
    Правильность
    Правильность речи - это качество, которое проявляется на основе взаимосвязи между речью и языком.

    Она должна соответствовать сложившейся структуре языка и его культуре, а также установленным нормам, к которым относятся: правильное произношение слов, ударение, умение образовывать слова и другие синтаксические, морфологические и стилистические нормы.
    Чистота
    Когда мы говорим о "хорошей" речи, первое, что приходит на ум, - это ее чистота. Это исключение из тех выражений, которые чужды родному языку.

    Диалектизмы негативно влияют на качестве предложений. Если говорить о том, что нужно ли их вообще использовать в своих выражениях, то необходимо вспомнить слова Максима Горького «Пишите, друзья не вятско, не балахонско, пишите по-русски!».

    Диалекты-это фундаментальные факторы, искажающие чистоту нашей речи. Например, язык народа определенного региона может быть подходящим для людей.

    Потому что национальный язык-это выразительная, выразительная речь, свойственная народу, потому что он выражает его дух, а также историческую культуру.

    Люди могут дать ясное, сжатое описание вещей, предметов или событий. К примеру, диалектами слова «неряхи», в Тюменской области являются такие слова как пентюх, потихоня, лемзя и другие.

    2.4.Функциональные качества речи



    Доступность
    Доступность должна быть отнесена к общественным свойствам. Дело в том, что человек может выбрать те слова, аргументы, факты или аргументы, которые имеют отношение к аудитории.

    Уровень доступности человек должен решать самостоятельно. В любом случае и в момент выступления полагайтесь на аудиторию, с которой он работает в данный момент.

    Это делается для того, чтобы сама его речь была максимально доступна и понятна некоторым людям.

    Именно поэтому для оратора так важно учитывать уровень образования слушателей, их возраст, то, какой социальный статус они имеют в обществе, а также их психическое и физическое состояние на данный момент.

    Например, речь не может быть оценена одинаково в школе и в институте, если человек часто использует в своих предложениях сложные лексические формы, а также множество терминов и сравнений.

    Логичность
    Логику следует понимать как качество, которое подразумевает точные и последовательные утверждения, которые должны соответствовать набору правил.

    Как только они будут выполнены, в окончательном варианте предложений будут отсутствовать бессвязные блоки, нелогично построенные предложения или призывы.
    Действенность
    Эффективность можно назвать синонимом слова "выразительность". Эти два понятия настолько связаны и похожи друг на друга, что их можно отнести к единому целому.

    Именно без понятий эффективности и выразительности невозможно построить диалог, равно как и выступление любого оратора, после которого аудитория запоминает его слова.

    Эффективность речи-это большая часть ее коммуникативных навыков. Человек должен обладать им, чтобы достичь желаемого результата. Потому что реакция общественности на него должна быть положительной.

    Кому интересно или даже понятно, какие молитвы священник читает в церкви, когда все его предложения-один, прямой, невыразительный словарный понос?

    Выразительность учителя не будет похожа на выразительность журналиста. Речь адвоката будет отличаться от речи политического деятеля. Не забывайте, что любая выразительная речь способствует повышению уровня образованности человека в обществе. Человеческое поглощение информации.

    Поэтому не ждите, что когда вы говорите невыразительным, тихим, хриплым голосом, что ваши слова каким-то образом вообще смогут повлиять на конкретную аудиторию.

    Поэтому необходимо иметь элементарные речевые приемы для того, кто считает себя или хочет считать себя не серой массой в обществе.

    Сложные техники включают в себя голос, дикцию и дыхание. Любое слово, звук или предлог прежде всего должны быть произнесены четко, громко и ясно. Для этого нужна эффективность речи, дикция сама по себе.

    Изучение и улучшение вашей способности говорить скороговорками поможет вам достичь хорошей дикции. Вам нужно научиться делать это четко, быстро и громко. Эти упражнения-быстрый способ улучшить качество вашей речи.
    Понятность
    Понятность –одна из важных частей коммуникации речи. Она отвечает за то, чтобы ваш диалог с обществом. Аудиторий был весьма понятным, простым для слушателя.

    Поэтому, лучше всего в предложениях подбирать наиболее знакомые синонимы для людей, не столь образованных, или синонимы к профессиональным терминам и т.п.

    В случае, если без них нельзя обойтись, то необходимо прибегнуть к небольшому раскрытию тех или иных слов. Понятия и т.п.

    Однако делать это необходимо не более чем в 1-2 предложениях. В противном случае вы лишь засорите свои предложения, отведете читателя от главной их идеи в другую сторону.

    Точность
    Говоря о точности, то к ней относится коммуникативные качества, которые появляются в соотношении самой речи и ее действительности. В русском языке сейчас имеет два вида такой точности. Это предметная точность и понятийная.

    К предметной точности относятся: адекватное и реальное обозначение тех или иных вещей, предметов, событий или жизненны явлений.

    К понятийной же точности: правильность владения терминологичными высказываниями, как в письме, так и в разговоре конкретного человека.

    К обязательным условиям, которыми должна обладать точность относят:

    Знание речевых предметов.

    Понимание языкового единства, а также его сознания.

    Способность уметь делать соотношение знаний того или иного предмета к понятиям и правилам языковой речи.

    Правильное использование этих моментов в конкретных ситуациях.
    Информативность
    К информативности, прежде всего, относится сжатость и краткость.

    Когда мы говорим о нарушении информативности, то к ним относят многословие (словарный понос), избыточная тавтология в предложениях и плеоназмы.
    Выразительность
    Выразительность это качество русского языка, которое зависит от многих факторов. Представим их вашему вниманию:

    Интонация.

    Богатство речи.

    Акценты.

    Средства художественной выразительности.

    Чтобы ваши предложения были наиболее выразительными, оратор должен соблюдать правила. К основным из них относят:

    Необходимо заинтересовать читателя в теме, про которую вы рассказываете.

    Оратор должен обладать широким словарным запасом.

    Необходимо во время выступления продумать темы сообщения, дать им анализ и оценку личного характера.

    Человек должен знать культурные нормы языка, а также его историю.

    Чем ярче и точнее вы описываете свои предложения, тем больше вероятность того, что аудитория заинтересуется вашей дальнейшей речью.

    Выразительность можно сравнить с информацией, отражающей логику вашего рассказа о тексте по теме, ситуации и т.д., и имеющей свои эмоциональные составляющие, влияющие на чувства вашей аудитории.
    Образность
    Образность включает в себя способность использовать человека для донесения информации до аудитории не только посредством логических и понятных высказываний, но и передачи определенных слов в предметно-чувствительной форме речи.

    Чем чаще образы используются в предложениях, тем ярче и яснее они становятся для окружающих говорящего людей. Это позволяет быстро запомнить его, а также позволяет легко понимать сложные технические и научные термины при необходимости.


    Понятность
    Понятность является качеством, которое ответственно за ограничение употребления слов, которые являются периферийным словарным составом того или иного языка.

    Речь становится непонятной, когда в ее составе начинают присутствовать незнакомые человеку слова, сложные технические и научные термины, понятия и т.п.
    Уместность
    Это то качество, которое отвечает за регуляцию ситуации языкового типа и содержания в ней других коммуникативных качеств.

    Уместность зависит от условий общения в конкретной речевой ситуации, типа общения, которое она ведет, используемых высказываний относительно целей и других коммуникативных особенностей речи.

    Например, человек не может создать "местный колорит", не может передать речевую функцию в той или иной профессии. На этом основании начинает проявляться несоблюдение чистой речи и ее последующее нарушение.

    Уместность - это строгое следование и соблюдение всех нормативных конструкций речи, с тем чтобы избежать неуместной передачи информации конкретному адресату.

    3.Что может осложнить речевую коммуникацию



    Некоторые конструкции речи могут осложнять коммуникацию между людьми. Главными примерами того являются:

    Использование слов, которые неуместны в конкретном месте, области, стране.

    Использование слов-паразитов в предложения (так-то, ну вот и т.п.).

    Употребление жаргонизмов.

    Слова иностранного произношения, имеющие аналоги в родном языке.

    Канцеляризм. Это ведение излишней, «документальной» речи.

    Использование вульгарных выражений (грубые названия предметов, событий, явлений и т.п.).

    Употребление профессионализмов. Тех слов и терминов, которые известны или же понятны только в узких профессиональных кругах.

    Заключение



    Понятие коммуникации связано с обменом информацией, который существует между людьми, занимающимися совместной деятельностью и общением. Коммуникация - это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия путем выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, направленные на восприятие смысла, называются коммуникативными.

    Самым важным средством общения является речь. Без него человек не смог бы получать и передавать информацию, несущую большую смысловую нагрузку или фиксирующую то, что не может быть воспринято с помощью органов чувств (абстрактные понятия, явления, не воспринимаемые непосредственно, законы и правила).

    Под речевой коммуникацией мы будем понимать речемыслительную деятельность, которая осуществляется с целью взаимодействия. Казалось бы, взаимодействие не ограничивается информационной функцией языка, а осуществляется в рамках других функций. Конечно, при использовании функции возбуждения взаимодействие принимает характер воздействия.

    Речь является важным элементом человеческой деятельности, позволяющим человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям и накапливать их для передачи будущим поколениям.

    Список использованных источников



    1. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М., 1990. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 76 с.

    2. В.И. Максимова ; Рец.: И.П. Яковлев, Н.Т. Свидинская: Русский язык и культура речи. - М.: Гардарики, 2005. – 46 с.

    3. Войтик, Н. В.  Речевая коммуникация : учебное пособие для вузов / Н. В. Войтик. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 45 с.

    4. Горянина, В.А. Психология общения [Текст]: учеб. пособие / В.А. Горянина. – 4-е издание, стереотипное. – М.: Академия, 2007. – 16 с.

    5. Гойхман О.Я.: Речевая коммуникация. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 56 с.

    6. Лаундес Л. Как говорить с кем угодно и о чем угодно. – М.: Добрая книга, 2002. – 43 с.

    7. Пивонова Н.Е.: Речевые и письменные коммуникации. - СПб: Знание, 2005. 24 с.

    8. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. – М.: ИКАР, 2002. – 129 с.


    написать администратору сайта