Главная страница

новая программа воспитания. Программа воспитания и социализации студентов гапоу со екатеринбургский техникум отраслевых технологий и сервиса


Скачать 195.5 Kb.
НазваниеПрограмма воспитания и социализации студентов гапоу со екатеринбургский техникум отраслевых технологий и сервиса
Дата16.10.2020
Размер195.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлановая программа воспитания.doc
ТипПрограмма
#58029

Подборка по базе: Формирование профессиональных компетенций студентов.docx, Программа обучения студентов (Syllabus) по дисциплине Основы пра, методичка по цитологии 2019 для студентов.pdf, рабочая программа по пм выполнение технологических процессов при, федеральная целевая программа на 2016-2020 годы.doc, ГАОУ СПО Десмургия - Методические рекомендации для студентов по

ГАПОУ СО «Екатеринбургский техникум отраслевых технологий и сервиса»

УТВЕРЖДАЮ

Директор________

Н.А. Горбунова

«____»_______2020

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

И СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ГАПОУ СО «ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СЕРВИСА»

Екатеринбург, 2020

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ТЕХНИКУМЕ
Процесс воспитания в техникуме основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и студентов:

- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и студента, соблюдения конфиденциальности информации о студенте и семье, приоритета безопасности студента при нахождении в профессиональной образовательной организации;

- ориентир на создание в техникуме психологически комфортной среды для каждого студента и педагога, без которой невозможно конструктивное взаимодействие студентов и педагогов;

- реализация процесса воспитания главным образом через создание в техникуме коллектива, который объединил бы студентов и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

- организация основных совместных дел студентов и педагогов как предмета совместной заботы;

- системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его эффективности.

Основными традициями воспитания в техникуме являются следующие:

- стержнем годового цикла воспитательной работы являются ключевые обще техникумовские дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;

- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и студентов является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;

- в проведении обще техникумовских дел отсутствует соревновательность между учебными группами, поощряется конструктивное межгрупповое и межвозрастное взаимодействие студентов, а также их социальная активность;

- педагоги техникума ориентированы на формирование коллективов в рамках учебных групп, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;

- ключевой фигурой воспитания в техникуме является классный руководитель, реализующий по отношению к студентам защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный идеал личности,воспитанной в новой российской общеобразовательной организации, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в техникуме – личностное развитие каждого студента, проявляющееся:

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений в социальном и профессиональном аспекте (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности студента единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности студента и усилий самого студента по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.

Целевые приоритеты программы:

Создание благоприятных условий для приобретения студентами профессионального и социального опыта.

Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению студентов во взрослую профессиональную жизнь Это:

- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;

- трудовой опыт: опыт участия в общих трудовых мероприятиях, опыт учебной и производственной практик; опыт участия в профессиональных конкурсах и олимпиадах различного уровня;

- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;

- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в техникуме, дома, на улице, на производстве;

- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;

- опыт творческого самовыражения;

- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;

- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;

- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.

Профессиональная и ответственная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит студенту получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.

Достижению поставленной цели воспитания студентов будет способствовать решение следующих основных задач:

  1. реализовывать воспитательные возможности обще техникумовских ключевых дел;

  2. реализовывать потенциал классного руководства в воспитании студентов, поддерживать активное участие учебных групп в жизни техникума;

  3. использовать в воспитании студентов возможности учебного занятия, поддерживать использование на занятиях интерактивных и практико-ориентированных форм обучения;

  4. инициировать и поддерживать студенческое самоуправление – как на уровне техникума так и на уровне учебной группы;

  5. организовывать для студентов экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;

  6. организовывать профориентационную работу со студентами в части воспитания интереса к выбранной профессии (специальности) и формирования стремления успешно овладеть выбранной профессией (специальностью);

  7. организовать работу с семьями студентов, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития студентов.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в техникуме интересную и событийно насыщенную жизнь студентов и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения обучающихся.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы техникума. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Адаптация и социализация студентов нового набора»

Задачами данного направления работы являются:

- создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе;

- оказание помощи первокурсникам в период «вхождения» в новый коллектив в рамках профессиональной образовательной организации;

- организация (с первых дней обучения) профилактической работы со студентами из числа детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;

- создание благоприятного морально-психологического климата для студентов с ОВЗ

Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы :

  • Проведение праздника «День знаний»

  • Анкетирование обучающихся нового набора

  • Проведение индивидуальных бесед по проблемам адаптации для вновь поступивших

  • Игра «Самый умный первокурсник»

  • Проведение классных часов по итогам семестров

  • Проведение Дня первокурсника

  • Проведение индивидуальных бесед с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию

  • Выбор актива групп

  • Проведение урока-игры «Давайте знакомиться»

  • Контроль посещаемости и успеваемости

  • Проведение Дней именинника в группах

  • Организация расселения детей-сирот в общежитии

  • Организация выплаты материальной помощи детям-сиротам

  • Контроль за посещаемостью и успеваемостью детей-сирот

  • Оформление документов на выплату социальной стипендии

  • Выявление студентов из числа детей, попавших в трудную жизненную ситуацию (анализ анкет, индивидуальные беседы)

  • Беседа по профилактике правонарушений

  • Индивидуальные беседы с детьми из группы риска, их родителями и опекунами

  • Ведение листов учета индивидуальной работы со студентами группы риска

  • Привлечение детей из группы риска к общим внеурочным мероприятиям

  • Организация работы волонтерского актива в помощь студентам-инвалидам

  • Привлечение студентов с ОВЗ к мероприятиям, проводимым в техникуме

  • Организация площадки и участие в конкурсе «Абилимпикс» по компетенции «Документационное обеспечение управления»

  • Классный час об инклюзивном образовании

  • Участие в волонтерских сборах

Модуль 3.2. «Гражданско-патриотическое воспитание»

Задачами данного направления работы являются:

  • формирование российской идентичности

  • развитие правовой и политической культуры

  • противостояние экстремизму, ксенофобии, дискриминации личности и другим негативным социальным явлениям

Для решения поставленных задач в техникуме реализуются следующие формы организации воспитательной работы:

  • Подготовка и проведение поздравлений педагогов к Дню учителя

  • Организация благотворительного обслуживания социально не защищенного населения

  • Организация поздравлений и обслуживание к Дню матери России

  • Единый классный час к Дню народного единства

  • Посещение музея Шурави

  • Классные часы по теме направления работы

  • Участие в Молодежном приемы Главы Кировского района

  • Организация поздравлений и обслуживания Ветеранов ВОВ

  • Единый классный час, посвященный Дню России

  • Участие в акции «Георгиевская лента»

  • Участие в месячнике «Ветеран в твоем дворе»

  • Проведение праздника Масленицы

  • Фестиваль «Россия молодая»

  • Проведение праздника 8 Марта

  • Проведение праздника к Дню победы

  • Единый классный час, посвященный Дню Конституции РФ

  • День Героев Отечества

  • День родного языка

  • Поздравление ветеранов к Дню пожилого человека

  • Посещение музея истории Екатеринбурга

  • Участие в конкурсе гражданско-патриотической песни «Катюша»

  • Участие в районной игре «Зарница»

  • Инструктажи о правилах поведения на транспорте

  • Инструктажи о пожарной безопасности

  • Классный час по ознакомлению студентов с локальными актами техникума

  • Проведение Советов профилактики

  • Беседа по профилактике правонарушений с привлечением сотрудников ТКДН и МВД

  • Инструктаж по правилам дорожного движения

  • Уроки права

  • Экспресс-анкетирование студентов «Что ты знаешь о своих правах и обязанностях»

  • Правовой лекторий о правах и обязанностях несовершеннолетних

  • Беседа «Правила поведения на транспорте и на дорогах»

  • Беседа «Профилактика и действия человека в экстремальной ситуации»

  • Беседа «Будь бдителен, как вести себя в ЧС»

  • Беседа «Уровни террористической опасности»

  • Тренинг действий студентов по срочной эвакуации

  • Мероприятия и встречи по профилактике экстремизма и терроризма

  • Игра «Безопасный интернет»

  • Единый всероссийский урок по безопасности в сети «Интернет»

Для решения задачи противодействия экстремизму и терроризму в техникуме реализуется подпрограмма раннего выявления и профилактики экстремизма в студенческой среде

Цель подпрограммы: ведение систематической работы по раннему выявлению и профилактике экстремизма в подростковой среде, так как именно подростки в силу целого ряда различных факторов являются одними из наиболее уязвимых в плане подверженности негативному влиянию различных экстремистских проявлений.

Направления работы:

  1. Выявление проблемных студентов и работа с ними.

  2. Профилактическая работа.


1-ое направление. Выявление проблемных студентов и работа с ними.

Одним из важных условий проявления подросткового экстремизма является участие подростка в неформальном молодежном объединении радикальной направленности.

Существует определенная группа подростков и молодежи, которая не скрывает своей принадлежности к определенному неформальному молодежному объединению. Это обнаруживается по высказываниям, манере поведения, внешнему виду, содержанию страниц в социальных сетях.

Данное направление должно реализоваться через мониторинговое обследование студентов техникума (наблюдение за поведением, изучение страниц в социальных сетях, анкетирование, индивидуальные беседы, психологическое тестирование и т.п.).

2-ое направление. Профилактическая работа со студентами, родителями, педагогическим коллективом.

Работа с несовершеннолетними. Проведение мероприятий профилактической направленности:

- тематические классные часы;

- тренинги;

- Дни Правовых знаний;

- патриотические общетехникуморвские мероприятия;

- беседы («Преступление против личности, общества и государства»,

«Экстремизм – угроза человеку и государству»);

- круглые столы («Истоки молодежного экстремизма», «Опасность

экстремизма»);

- организация спортивных праздников;

- привлечение студентов к участию в конкурсном и олимпиадном движении;

- привлечение студентов к благотворительной деятельности.

Информационно-просветительская работа с родителями:

- индивидуальные беседы с родителями;

- советы профилактики.

Информационно-просветительская работа с педагогическим составом:

- повышение квалификации педагогов по вопросам предупреждения экстремизма в подростковой среде;

- проведение тематических педсоветов и рабочих совещаний.


План реализации



Мероприятие

Сроки

Ответственный

1

Мониторинговое обследование по выявлению несовершеннолетних, относящихся к неформальным молодёжным объединениям

Ежемесячно

классные руководители

социальный педагог

2

Проведение анкетирования среди несовершеннолетних с целью выявления членов неформальных молодежных группировок в ГОУ


е6жегодно с сентябре м январе месяце

классные руководители

социальный педагог

3

Организация индивидуальной и групповой работы с учащимися группы риска, направленной на  выявление членов неформальных молодежных группировок и профилактику участия в НМО


постоянно

классные руководители

социальный педагог

4

Проведение классных часов о влиянии на развитие личности подростков неформальных молодежных объединений в группах 1 курса

ежегодно, октябрь

Классные руководители

5

Проведение педсовета по ознакомлению педагогического коллектива с новыми неформальными объединениями, распространенными в молодежной среде

ежегодно, январь

социальный педагог

6

Проведение Совета профилактики с индивидуальными беседами с родителями

ежемесячно

Заместитель директора по УПР, зам. директора по СПР, социальный педагог, педагог-организатор, зав. филиалом в г. Арамиль

7

Проведение классных часов по тематике опасности экстремизма, национализма и терроризма

раз в семестр

Классные руководители

8

Организация просмотра учебных фильмов об опасности экстремизма, национализма и терроризма

по тем. Плану на уроках ОБЖ

преподаватель ОБЖ

9

Организация волонтерского движения

постоянно

зам. директора по СПР, социальный педагог, педагог-организатор

10

Организация спортивных праздников и мероприятий

по плану работы ОУ

преподаватель физкультуры

11

Организация участия студентов в конкурсах и олимпиадах

по графику Организаторов

зам. директора по СПР

12

Проведение мероприятий патриотической направленности

по плану работы ОУ

зам. директора по СПР, социальный педагог, педагог-организатор

Модуль 3.3. «Духовно-нравственное развитие»

Задача данного направления работы: формирование духовно-нравственной культуры студентов.

В целях решения поставленной задачи в техникуме реализуются следующие формы работы:

  • Классные часы по тематике направления работы

  • Посещение театров, выставок, организация экскурсий

  • Участие в волонтерских акциях Кировского района и города Екатеринбурга

  • День поэзии

  • Участие в месячнике пожилого человека

  • Участие в акции «Десять тысяч добрых дел в один день»

  • Ярмарка национальных блюд ко Дню народного единства

  • Фестиваль национальных культур

  • Участие в акции «Читающая молодежь»

  • День любителей книги

  • День любителей чтения (соревнования по скорочтению)


Модуль 3.4. Трудовое и профессиональное воспитание

Задача: формирование профессиональных знаний и умений, воспитание преданности профессии, воспитание культуры труда

Формы реализации данного направления работы:

  • Классный час «Учись учиться»

  • Проведение профессиональных праздников «День красоты», «День секретаря»

  • Экскурсия на предприятия города и области

  • Организация контроля посещаемости и успеваемости обучающихся

  • Организация участия в конкурсах профессионального мастерства

  • Проведение бесед с родителями по посещаемости и успеваемости обучающихся

  • Организация дежурства в группах

  • Уборка территории техникума

  • Индивидуальное собеседование с обучающимися по итогам контроля успеваемости и посещаемости

  • Организация участия в олимпиадах по общеобразовательным дисциплинам

  • Организация проектно-исследовательской деятельности студентов

  • Участие в научно-практической конференции студентов

  • Классные часы о профессиях и специальностях

  • Организация и проведение Дней открытых дверей

  • Привлечение студентов к профориентационной работе в школах

  • Посещение профессиональных форумов и выставок

  • Организация творческих конкурсов «Моя профессия – мой выбор»

  • Организация празднования Дня секретаря

  • Организация встреч с мастерами своего дела, в том числе с выпускниками техникума


Модуль 3.5. «Физическое воспитание»

Задачи данного направления:

- формирование физической культуры

- сохранение и совершенствование физического здоровья студентов

- пропаганда здорового образа жизни

- профилактика различных зависимостей

Формы реализации данного направления воспитательной работы в техникуме:

  • Проведение Дня здоровья

  • Организация и проведение экспресс тестирования на ВИЧ

  • Участие в профилактических акциях Администрации города Екатеринбурга и Кировского района

  • Организация участия обучающихся в Кроссе Нации

  • Конкурс творческих работ к Всемирному дню трезвости

  • Классные часы по теме направления работы

  • Организация и проведение психолого-педагогического тестирования на употребление наркотиков

  • Организация участия в лыжном кроссе «Лыжня России»

  • Организация профилактических бесед с привлечение специалистов: медицинских работников, работников правоохранительных органов

  • Оформление наглядной агитации по профилактике зависимостей

  • Беседы о вреде курения, наркомании, алкоголя и игровой зависимости

  • Участие в проекте Администрации города «Здоровый студент»



3.6. Модуль «Классное руководство»

Осуществляя работу с учебной группой, педагог организует работу с коллективом группы; индивидуальную работу со студентами вверенной ему группы; работу с другими преподавателями и мастерами производственного обучения; работу с родителями студентов или их законными представителями

Работа с коллективом группы:

  • инициирование и поддержка участия студентов в обще техникумовских ключевых делах, оказание необходимой помощи в их подготовке, проведении и анализе;

  • организация интересных и полезных для личностного развития студента, совместных дел со студентами вверенной ему группы (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них студентов с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения со студентами группы, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.

  • проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и обучающихся, основанных на принципах уважительного отношения к личности, поддержки активной позиции каждого студента в беседе, предоставления студентам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.

  • сплочение коллектива группы через различные формы организации внеучебной деятельности.

Индивидуальная работа с обучающимися:

  • изучение особенностей личностного развития студентов через наблюдение за поведением обучающихся в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях.

  • поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем.

  • коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими студентами группы; через включение в проводимые мероприятия; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в группе.



3.7. Модуль «Учебное занятие»

Реализация и педагогами техникума воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

  • установление доверительных отношений между педагогом и его студентами, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их познавательной деятельности;

  • побуждение студентов соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  • привлечение внимания студентов к ценностному аспекту изучаемых на дисциплин и профессиональных модулей;

  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию студентам примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;

  • применение на занятии интерактивных и практико-ориентированных технологий организации работы студентов;

  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности студентов в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов.


3.8. Модуль «Самоуправление»

Поддержка студенческого самоуправления помогает педагогам воспитывать в обучающихся инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а студентам предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации.

Студенческое самоуправление в техникуме осуществляется следующим образом :

На уровне техникума:

  • через деятельность выборного Студенческого совета, создаваемого для учета мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;

  • через деятельность Стипендиальной комиссии, решающей вопросы, связанные с оказанием материальной поддержки студентам, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

  • через деятельность творческих групп, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;

  • через деятельность волонтерского отряда техникума, осуществляющего организацию и проведение добровольческих акций.

На уровне учебных групп:

  • через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы группы;

На индивидуальном уровне:

  • через вовлечение студентов в планирование, организацию, проведение и анализ общих дел.


Модуль 3.9. Организация работы со студентами, имеющими девиантное поведение

Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи.

Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия “отклоняющееся поведение”, его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. И. С.Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.

Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) может проявляться у детей в разные возрастные периоды, но наиболее часто, оно имеет место в подростковом возрасте (11 – 16 лет). Этот период знаменуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной активности подростка. Мощные сдвиги, происходящие во всех областях жизнедеятельности подростка, делают этот возраст «переходным» от детства к взрослости. Подростковый возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования, это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становление «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем - это возраст потерь детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта. Все это дает благоприятную почву для развития девиаций различного характера.

Проявляются девиации в следующих формах:

- повышенная агрессивность и конфликтность;

- неустойчивость эмоциональной сферы;

- проблемы межличностных отношений (как со взрослыми, так и со сверстниками);

- неумение определить свою социальную позицию;

- нарушение развития познавательной деятельности;

- неадекватная самооценка;

- стремление к противоправным действиям;

- акцентуирование основных черт характера;

- негативизм, обидчивость, неуверенность, тревожность.

Девиантное поведение подразделяется на две категории:

- Поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).

- Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы.

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:

- социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;

- глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, педагогов, одноклассников;

- отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;

- отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;

- безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.

Задачи данного направления:

- Оказать своевременную психолого – педагогическую поддержку подростку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.

- Способствовать формированию у подростков “здоровых” моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала;

- Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников техникума);

- Привлечь в воспитательный процесс представителей различных общественных организаций;

- Противостоять вовлечению подростков в преступную деятельность.

- Привлечь студентов к укреплению правопорядка в техникуме, вовлечь их в кружки, общетехникумовские мероприятия;

- Повышать самосознание студентов через разнообразные формы работы;

-Своевременно  обеспечивать социальную защиту прав несовершеннолетних.

Ожидаемые результаты

  1. Выявление основных причин появления студентов «группы риска».

  2. Восстановление законных юридических, экономических, интеллектуальных и социальных прав ребёнка.

  3. Сформированные личностная и социальная компетентности подростков,  коррекция их негативных поведенческих проявлений через развитие у них позитивной, адекватной «Я – концепции», чувства самоуважения.

  4. Развитые способности критически мыслить, умения ставить социально-значимые цели и принимать ответственные решения.

  5. Обучение умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, избегать конфликтов.

  6. Сформированные умения неагрессивными способами реагировать на критику, самозащиту, сопротивления со стороны других людей, умение  противостоять вредным привычкам, решать проблемы социально позитивными средствами.

  7. Развитие творческих способностей и талантов детей, раскрытие их самобытности.

Основные направления работы

Диагностическое:

  1. Изучение индивидуально – типологических особенностей студентов;

  2. Изучение особенностей межличностных отношений студентов;

  3. Изучение микроклимата семей студентов, взаимоотношений с родителями.

Консультативное:

  1. Консультирование студентов по обозначенным проблемам;

  2. Консультирование родителей по проблемам воспитания;

  3. Консультирование педагогов по проблемам воспитания подростков.

Просветительское:

  1. Индивидуальные, групповые тематические беседы со студентами;

  2. «Круглые» столы по проблемным ситуациям со студентами;

  3. Тематические педагогические советы

Совместная работа со смежными службами:

- Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- отделение МВД;

- службы опеки и попечительства.

Модуль 3.10 Работа с одаренными студентами

Задачи данного направления работы:

1. Создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и профессионального роста одарённых студентов.

2. Внедрять образовательные технологии, отвечающие запросам одаренных студентов.

3. Обеспечивать участие одарённых и способных студентов в региональных, российских, международных конференциях, профессиональных конкурсах, выставках, олимпиадах.

4. Создавать обогащенную образовательную среду, благоприятную для развития одаренности.

5. Расширить пространство повышения квалификации педагогов техникума, как условие методического поиска и творчества в работе с одаренными студентами.

Развитие студенческой одаренности является одним из основных направлений образовательной и воспитательной деятельности техникума .

Данное направление охватывает главные аспекты воспитания и профессионального образования одаренных студентов в условиях профессионального образовательного учреждения, намечает перспективы, определяет приоритеты развития работы с одаренными студентами, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.

Работа с одаренными студентами направлена на совершенствование образовательного процесса, который создает и воспроизводит условия для развития одаренных студентов. И теперь от вопросов «Чему учить?» и «Как учить?» педагоги техникума перешли к поиску ответа на вопрос: «Какие условия необходимо создать для учения одаренного студента?». Одним из условий является реализация индивидуальности личности каждого обучающегося.

Недостатком традиционной системы профессионального обучения является стандартизация обучения в техникуме со стороны протекания во времени. Единое для всех время на овладение программой, единая для всех длительность занятия , единые темы теоретических и практических занятий, слабая ориентированность профессиональной организации на развитие индивидуальности студента, слабый учет и развитие его разнообразных способностей и интересов влечет за собой ряд отрицательных явлений: слабая учебная и профессиональная мотивация студентов. В связи с этим необходимы:

-переход системы педагогического содействия развития одаренности из режима управления в режим самоуправления;

- расширение единого образовательного пространства техникума для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии развития одаренных студентов;

- развитие способностей одаренных студентов к включению в любую интеллектуальную практическую и творческую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.

Формы обучения одаренных студентов:

- Углубленное изучение дисциплин, междисциплинарных курсов и отдельных тем, которые выбраны самими студентами, в рамках времени, отведенного на выполнение самостоятельных работ.

- Насыщенность учебного материала заданиями творческого и прикладного характера.

- Организация деятельности предметных и творческих кружков.

- Организация и подготовка студентов к участию в профессиональных конкурсах и олимпиадах, олимпиадах по общеобразовательным дисциплинам различного уровня.

- Поощрение студентов, принимающих активное участие во внеаудиторной деятельности.

- Организация проектной деятельности студентов и ежегодное проведение студенческой научно-практической конференции.

- Организация дополнительного образования студентов на базе многофункционального центра прикладных квалификаций.

3.11. Модуль «Профориентация»

Задача деятельности педагогов и студентов техникума – ознакомить школьников с профессиями и специальностями, по которым ведется подготовка в техникуме и мотивация их к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Эта работа осуществляется через :

  • проведение по заявкам школ классных профориентационных часов, уроков дисциплины «Основы выбора профессии», направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;

  • проведение по заявкам школ уроков технологии, на которых студенты техникума под руководством педагогов проводят мастер-классы и профессиональные пробы;

  • организация (совместно с проектом «Профи-Дебют: масштаб город») экскурсий на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;

  • участие в профориентационных выставках, ярмарках профессий;

  • организация профориентационных выставок во время проведения различных профессиональных конкурсов и олимпиад;

  • участие в круглых столах с представителями школ города по вопросам профориентации в рамках проекта «Профи-Дебют: масштаб город»;

  • организация и проведение Дней открытых дверей.


3.12. Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями студентов осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и образовательного учреждения в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями студентов осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

На групповом уровне:

  • родительские дни, во время которых родители могут посещать

учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в техникуме;

  • общие родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения

наиболее острых проблем организации профессионального образования и воспитания студентов;

  • родительские собрания в учебных группах;

  • организация педагогического просвещения родителей через сайт

техникума;

На индивидуальном уровне:

  • работа педагогов техникума по запросу родителей для решения

острых конфликтных ситуаций;

  • участие родителей в днях профилактики, собираемых в случае

возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного студента;

  • индивидуальная работа классных руководителей с родителями c

целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Анализ организуемой в техникуме воспитательной работы осуществляется по выбранным направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания и последующего их решения.

Основными принципами, на основе которых осуществляется анализ воспитательной работы, являются:

- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентированный на изучение не количественных его показателей, а качественных: таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между студентами и педагогами;

- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентированный на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной со студентами деятельности;

- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития студентов, ориентированный на понимание того, что личностное развитие студентов – это результат как социального воспитания (в котором техникум участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития обучающихся.

Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса могут быть следующие :

1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития студентов.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития студентов каждой учебной группы.

Осуществляется анализ классными руководителями.

Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития студентов является педагогическое наблюдение.

Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития студентов удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.

2. Общее состояние организуемой в техникуме совместной деятельности студентов и педагогов.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является удовлетворенность педагогов и студентов организуемой в техникуме совместной деятельностью.

Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на педагогическом совете.

Способами получения информации о состоянии организуемой в техникуме совместной деятельности студентов и педагогов могут быть беседы со студентами, педагогами, лидерами студенческого самоуправления, при необходимости – их анкетирование.

Внимание при этом сосредотачивается на следующих вопросах: является ли организуемая совместная деятельность студентов и педагогов интересной, событийно насыщенной, личностно развивающей и социально ориентированной.

3. Качество воспитательной деятельности педагогов.

Критериями, на основе которых осуществляется данный анализ, являются: умение педагогов конкретизировать общую цель воспитания в соответствии со спецификой своей профессиональной деятельности и особенностями своих воспитанников; соответствие используемых педагогами форм работы с обучающимися собственным целям воспитания и особенностям своих воспитанников; актуальность и разнообразие содержания их совместной с обучающимися деятельности, его четкая ориентация на конкретные результаты воспитания.

Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе.

Способами получения информации о воспитательной деятельности педагогов могут быть наблюдение, беседы с педагогами, посещение (с согласия педагогов) их занятий.

Внимание заместителя директора сосредотачивается на следующих вопросах: испытывают ли педагоги затруднения в определении цели своей воспитательной деятельности; испытывают ли они проблемы с реализацией воспитательного потенциала их совместной со студентами деятельности; стремятся ли они к формированию вокруг себя привлекательных для студентов общностей; доброжелателен ли стиль их общения со студентами; складываются ли у них доверительные отношения со студентами; являются ли они для своих воспитанников значимыми взрослыми?

4. Управление воспитательным процессом.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является грамотность реализации административной командой своих основных управленческих функций в сфере воспитания: планирования, организации и мотивации воспитательной деятельности педагогов.

Осуществляется анализ директором образовательной организации.

Способами получения информации об управлении воспитательным процессом могут быть беседы и (при необходимости) анкетирование педагогов для получения обратной связи о работе административной команды.

Внимание директора сосредотачивается на следующих вопросах: имеют ли педагоги чёткое представление о своих должностных обязанностях, правах и сфере своей ответственности, а также о содержании осуществляемой в техникуме воспитательной работы; создаются ли администрацией техникума условия для профессионального роста педагогов в сфере воспитания; поддерживаются ли в педагогическом коллективе доброжелательные взаимоотношения; существует ли в техникуме система стимулов и поощрений для педагогов за хорошую воспитательную работу.

Итогом анализа организуемой воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.



написать администратору сайта