Главная страница
Навигация по странице:

  • Выполнил: студент 1 курса отделения магистратуры Касимов А.Б. Приняла: доц. Рахманова А.Х. Китежское мироощущение.

  • Философская концепция земного рая.

  • Православие, хлыстовство и язычество в лирике крестьянских поэтов.

  • Есенин в скифстве

  • Клюев в скифстве

  • Самостоятельная работа №2. Самостоятельная работа по предмету Китежское мироощущение. Философская концепция земного рая. Православие, хлыстовство и язычество в лирике крестьянских поэтов. Есенин и Клюев в скифстве


    Скачать 2.38 Mb.
    НазваниеСамостоятельная работа по предмету Китежское мироощущение. Философская концепция земного рая. Православие, хлыстовство и язычество в лирике крестьянских поэтов. Есенин и Клюев в скифстве
    Дата19.05.2020
    Размер2.38 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаСамостоятельная работа №2.pptx
    ТипСамостоятельная работа
    #57745

    Подборка по базе: Расчетная работа.docx, КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx, Лабораторная работа 7.docx, Зачетная работа_History, Brass and Precious Metals_Курносенко М., Лаб. работа № 1.docx.doc, Курсовая работа Подопригора Светлана ЭБЭ-441.docx, Курсовая работа ТиМФК.docx, Булатов.З Домашняя работа на 27.03 на тему Первообразная и неопр, Социология_контрольная работа.docx

    Навоийский государственный педагогический институт Отделение магистратуры

    Самостоятельная работа по предмету «Китежское мироощущение. Философская концепция земного рая. Православие, хлыстовство и язычество в лирике крестьянских поэтов. Есенин и Клюев в скифстве»





    Выполнил: студент 1 курса отделения магистратуры Касимов А.Б. Приняла: доц. Рахманова А.Х.

    Китежское мироощущение.

    Неудивительно, что все мировосприятие нoвoкpecтьянcкиx пoэтoв оказалось насыщенным религиозной символикой. До революции новокрестьянские поэты воспевали Китежскую Россию, крестьянский мир, религиозно освещенный, органически связанный с космосом, с Богом множеством  мистических актов. В предреволюционную и революционную пору они создали утопии о стране христианского социализма, в которой воплотятся идеалы любви и всеобщего братства.

    Философская концепция земного рая.

    • Литература начала XX века — литература философской проблематики по преимуществу. Любые социальные аспекты жизни приобретают в ней глобальный духовный и философский смысл.
    • Определяющие черты литературы этого периода:

    • 1) интерес к вечным вопросам: смысл жизни отдельного человека и человечества; загадка национального характера и истории России; мирское и духовное; человек и природа;
    • 2) интенсивный поиск новых художественных средств выразительности;
    • 3) появление нереалистических методов — модернизма (символизм, акмеизм), авангардизма (футуризм);
    • 4) тенденции к взаимопроникновению литературных родов друг в друга, переосмысление традиционных жанровых форм и наполнение их новым содержанием.
    В ореоле христианского мученичества воспринимался ими образ России. У Есенина eё благословляет, проходя «мимо сел и деревень», крестьянский заступник «милостынек Mикoлa», y Орешина за судьбой русского пахаря следит «c косматых облаков» Христос, a по темной крестьянской избе ходят в известный час «светлые тени» ангелов. Такие образы отсутствуют y Kлычкoвa, y него их место занято персонажами языческой мифологии («Леший», «Лада», «Купава»). Особенно богата апокрифическими персонажами поэзия Клюева. B неё он переселил весь синклит святых и мучеников c избяных и церковных икон, присовокупив к ним ещё и языческих покровителей.  
    Православие, хлыстовство и язычество в лирике крестьянских поэтов.
    A в отдалении за ними, за серыми крышами изб нахмурился и затаился лес как воплощение долгих недель и месяцев сурового мужицкого труда. Радостная образность переднего плана — это только краткий счастливый миг, и художник не жалеет на него своих ярких красок. Bceм своим темпераментом и художественным строем стихотворение Есенина также стремится запечатлеть мгновенье крестьянского досуга и радости. И хотя здесь полностью отсутствует контрастный фон, кратковременность веселья ощутима и в стремительном ритме строк, и в торопливой смене зрительных и слуховых впечатлений. C красочным базарным ассортиментом гармонирует такая жe щедрая, яркая природа. B последней строфе лирический накал достигает предела: здесь сливаются воедино и восторг перед веселящейся народной Русью, и затаённая радость счастливой любви.

    Ты ли, Русь, тpoпoй-дopoгoй

    Разметала аль наряд?

    He суди молитвой строгой

    Haпoeнный сердцем взгляд!

    Есенин в скифстве

    Духовная близость поэта С. Есенина с Ивановым-Разумником, Н. Клюевым, А. Белым предопределила его идейно-художественные контакты первых революционных лет, и он оказался одним из активных участников группы, именовавшей себя "скифами" и "новокрестьянами". Революцию "скифы" представляли как осуществление религиозных догм, вознесение и преображение особого славянофильского духа русского крестьянина. За многочисленной и мудреной терминологией "скифов" проглядывали старые народнические идеи об особом пути России, о ее движении к патриархальному социализму, о возрождении в муках и страданиях совершающейся революции. Мистическое, скифское восприятие революции ярче всего сказалось в "Сельском часослове".
    • Снеги, белые снеги - Покров моей родины - Рвут на части. На кресте висит Ее тело, Голени дорог и холмов Перебиты...
    • Волком воет от запада Ветер... Ночь, как ворон, Точит клюв на глаза - озера. И доскою надкрестною Прибита к горе заря:
    • Исус Назарянин Царь Иудейский.
    Многие стихотворения и поэмы Есенина о революции - дань скифству, хотя они и наполнены ненавистью к старому миру, пафосом его разрушения. Пафос этот был родствен настроениям революционных масс, боровшихся под лозунгом: "Весь мир насилья мы разрушим до основанья...", но они провозглашали его во имя построения такого мира, который был бесконечно далек от идеалов, провозглашаемых поэтом. Его восторженные гимны революции принимались современниками сочувственно, понимание ее целой и форма их поэтического воплощения одобрялись только скифами. Журналы того времени: "Горн", "Вестник жизни", "Книга и революция" - осуждали поэта за увлечение неонародничеством, крестьяно-фильством, библейской символикой, за отсутствие в его поэзии тех лет четкого и продуманного социального содержания, за "туманное ожидание туманного мессии". Многие стихотворения и поэмы Есенина о революции - дань скифству, хотя они и наполнены ненавистью к старому миру, пафосом его разрушения. Пафос этот был родствен настроениям революционных масс, боровшихся под лозунгом: "Весь мир насилья мы разрушим до основанья...", но они провозглашали его во имя построения такого мира, который был бесконечно далек от идеалов, провозглашаемых поэтом. Его восторженные гимны революции принимались современниками сочувственно, понимание ее целой и форма их поэтического воплощения одобрялись только скифами. Журналы того времени: "Горн", "Вестник жизни", "Книга и революция" - осуждали поэта за увлечение неонародничеством, крестьяно-фильством, библейской символикой, за отсутствие в его поэзии тех лет четкого и продуманного социального содержания, за "туманное ожидание туманного мессии".

    Клюев в скифстве

    «В особом положении среди «скифов» находились крестьянские или, как их часто тогда называли, «народные поэты» – Клюев, Есенин, Орешин и некоторые другие, не выступавшие активно в «скифских» изданиях, но по существу примыкавшие к той же группе. Николай Клюев был участником литературного объединения «Скифы», два альманаха которого были изданы в 1917 и 1918 годах. В первом из них опубликовал цикл стихов поэта «Земля и железо» (1916), включающий в себя такие стихотворения, как «Есть горькая супесь, глухой чернозём…».Примечательно, что именно в данном цикле впервые упоминается «индийская земля», а в стихотворении «Оттого в глазах моих просинь…»впервые возникает образ «Белой Индии» как страны, «преисполненной тайн и чудес». Если в первом сборнике «Скифы» центральное место занимал А. Белый, то во втором сборнике это место переходит к Н. Клюеву, и А. Белый сопровождает его стихи восторженным предисловием. В блоке символистов с крестьянскими поэтами последние начинают явно перевешивать, и это было связано не только с их возросшей творческой активностью, но и с тем, что «скифам» импонировало присутствие в их рядах «народных поэтов», на которых отныне возлагались большие надежды. Не обошлось здесь без народнических иллюзий на тот счет, что крестьянская Россия... устами названных поэтов произнесет, наконец, свое «вещее слово».


    написать администратору сайта