Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 2: Современные программы по музыке: В. Алеева, Ю. Алиева, Е. Критской, Л. Школяр, Б. Юсова и др.

  • Тема 3: Отечественные системы и технологии музыкального воспитания и образования

  • Тема 4. СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕРВОМ КЛАССЕ.

  • Тема 5. СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ВО ВТОРОМ КЛАССЕ.

  • Тема 6. СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ.

  • Тема 7. СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ЧЕТВЕРТОМ КЛАССЕ.

  • Тема 8. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

  • Тема 9. СОДРУЖЕСТВО РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.

  • Методические рекомендации

  • Практические занятия по методике музыки. Тема 1 Развитие творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности


    Скачать 133 Kb.
    НазваниеТема 1 Развитие творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности
    АнкорПрактические занятия по методике музыки.doc
    Дата29.06.2017
    Размер133 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПрактические занятия по методике музыки.doc
    ТипДокументы
    #3294

    Подборка по базе: ЭП - 2020 5 тема.docx, 1 тема лекция НСМ.docx, 11 тема. Интернет технологии_теория.doc, Институциональная экономика реферат 10 тема.docx, Институциональная экономика реферат 10 тема.docx, Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение расск, МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ..doc

    Тема 1 : Развитие творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности

    Цель: закрепить умения развития творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности.

    Задание:

    Составить учебные задания для развития творческих способностей учащихся любого класса (по выбору) в различных видах музыкальной деятельности с указанием конкретного музыкального материала. Составить диагностические задания на выявление уровней развития творческих способностей учащихся любого класса.

    Теоретический материал к выполнению задания

    Проблема  изучения творчества насчитывает более двух тысяч лет. Попытки раскрыть сущность творчества и его закономерности предпринимались многими философами, психологами и педагогами (Б.Л.Тепловым, А.В.Запорожцем, Д.Б.Кабалевским и др.).

    Разработке методологических  принципов исследования педагогики творчества придавалось исключительно важное значение в трудах Л.С. Выготского,   А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Я.А. Пономарева; а также зарубежных ученых – Торренса, Айяна, Глоцер, Джефферсона и др.

    В литературе, посвященной анализу проблем творчества, специалистами в различных областях знания дано большое число определений понятия творчества. Отдельные исследователи из этого факта делают вывод о несовершенстве этихопределений, о неразвитости теории творчества, другие говорят о невозможности дать определение понятия «творчество» ввиду его большой сложности, нечеткости и т. п.

    В работах А. Торренса определены основные характеристики творческого потенциала: оригинальность (редкость, нетривиальность идей), беглость (скорость нахождения решения), гибкость (степень разнообразия ответов), тщательность разработки идей.

    Айян выделяет Я.Д.Р.О.,  составляющее сердцевину духа творчества:

    Я. «Я хочу знать» (любознательность)
    Д. Действенность (энергичность)
    Р. Риск (готовность рисковать)
    О. Открытость новому.

    Творчество есть деятельность, состоящая в производстве существенно нового: новых вещей или новых способов (программ, технологий) деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека в создании новых духовных и материальных ценностей.

    Комский Д.М. дает следующее определение творчества: «Творчеством учащихся называется их деятельность, результат которой обладает признаками полезности и субъективной или объективной новизны». Говоря о творчестве учащихся, мы имеем в виду, прежде всего, субъективную новизну  творческого продукта.

    Б.Л. Яворский в развитии творческих способностей выделяет определённые этапы:

    1. накопление впечатлений;

    2.  спонтанное выражение творческого начала в зрительских, сенсорно – моторных, речевых направлениях;

    3.  импровизации двигательные, речевые, иллюстративность в рисовании (преобладание коллективного творчества с единичными случаями индивидуального творчества);

    4. создание собственных композиций, являющихся отражением художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического;

    5. собственно музыкальное творчество (написание песен, пьес для фортепиано)

    Развитие творческих способностей ребёнка на уроках музыки было и остаётся одной из актуальных задач музыкального воспитания.

    Музыкально – творческими способностями  называют способности, связанные с творческой деятельностью  ребёнка в области музыки. Чтобы творческие проявления детей на занятиях имели целенаправленный, активный и эмоциональный  характер, педагогу необходимо следующее:

      •  отбирать такой музыкальный материал для урока, который может являться основой формирования конкретных творческих навыков и в то же время отвечать дидактическим требованиям;

      • использовать приёмы, методы и формы работы, способствующие созданию на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринуждённости;

      • выбирать приёмы показа образцов творчества в различных видах музыкальной деятельности учащихся, различными способами импровизировать; разрабатывать и ставить наиболее рациональные пути взаимодействия видов деятельности на каждом уроке, исходя из его темы.

    Творчество на уроках музыки тесно связано со всеми видами музыкальной деятельности, в частности с восприятием.

    П.М.Якобсон, исследуя проблему восприятия, выделил три стадии, наиболее характерных для формирования слушательской культуры школьников

    ПЕРВАЯ стадия музыкального восприятия отличается смутностью, нерасчленённостью: слушатель, получает лишь общее представление о музыкальном образе. Не следует забывать, что часто неполноценное восприятие заставляет ребёнка оставаться равнодушным к прослушанной музыке. Образ, возникающий у школьников на первой стадии музыкального восприятия, может быть  неодинаковым по своей глубине. Но, через эмоциональную реакцию, выражаемую в жестах, мимике, моторно-пластических проявлениях, а также в размышлениях по поводу услышанной музыки дети могут достаточно точно выразить характер и настроение прослушанного. Задача учителя на этом этапе восприятия – помочь ребёнку найти своё отношение к музыкальному произведению, понять, какие чувства вызывает у него эта музыка, приветствовать пусть даже несхожие варианты «слышания» новой музыки.

    ВТОРАЯ стадия музыкального восприятия связана с повторными прослушиваниями музыкального сочинения целиком или в отрывках.

    При этом происходит процесс углубления в содержание произведения, своеобразное «рассматривание», «ощупывание» его слухом и мыслью, выделение в нём наиболее ярких особенностей, осознание отдельных средств музыкальной выразительности.

    Целостное восприятие, свойственное первой стадии, уступает место дифференцированному, аналитическому, осмысленному. На второй стадии восприятия учитель музыки предлагает учащимся вести поиск ответа на вопрос, связанный с пониманием того, как, с помощью каких средств выразительности композитор передаёт содержание  произведения.

    ТРЕТЬЯ стадия музыкального восприятия – это повторное обращение к музыкальному сочинению, обогащенное возникшими ранее музыкально-слуховыми представлениями и ассоциациями. На третьей стадии восприятия вступают во взаимодействие целостное эмоциональное впечатление от музыки, полученное при первом прослушивании, и  осмысленное её восприятие, связанное с проведённым анализом средств музыкальной выразительности. Именно на третьей стадии восприятия становится возможным творческое восприятие музыки, которое окрашивается индивидуальным отношением слушателя к произведению, его личностной оценкой.

    Так, именно на третьем этапе восприятия можно активно использовать метод создания «композиций»: первую часть пьесы учащиеся вокализируют; вторую – слушают; третью, репризу, исполняют с помощью музыкальных инструментов или пластического интонирования, а также  привлекать многочисленные связи музыки с другими видами искусства: определить, какое из предложенных учителем  стихотворное произведение или произведение живописи наиболее соответствует музыкальному образу и т.д.

    Творчество в музыкальном исполнительстве – это, прежде всего, импровизации в различных видах музыкально-исполнительской деятельности. Большое внимание развитию навыков импровизации – ритмических, мелодических, инструментальных, пластических – уделяется в современных методиках развития музыкального слуха (П.Вейс, Н.Долматов, И.Микита и др.), а также в методиках обучения игре на фортепиано начинающих (Л.Баренбойм).

    На необходимость включения импровизации в учебно-воспитательный процесс  указывают авторы программ и учебно-методических комплектов по музыке для общеобразовательных учреждений. Так, по мнению Д.Б.Кабалевского, занятия импровизацией на уроках музыки могут решать две взаимосвязанные друг с другом  задачи: первая -  выработка интонационного и ладового слуха, вторая -  развитие творческой фантазии ребёнка.

                Импровизация - это особый вид художественного творчества, при котором произведение создаётся непосредственно в процессе исполнения.

    Существуют следующие виды импровизаций: речевые, пластические, инструментальные, изобразительные и вокальные.

    К речевым импровизациям  относятся:  поиск эмоционально-образных определений характера и настроения музыки и передача их смыслового значения в соответствующем выразительном тоне: радостно, светло, тревожно, сумрачно и т.п., а также интонационно-осмысленное чтение текста песен при их исполнении и разучивании, ритмизованное чтение стихов (в ритме, заложенном в самом тексте), подбор рифм к словам и стихотворным строчкам.

    Пластические импровизации продолжают линию развития  эмоционального отклика детей на музыку. Чаще всего для пластических импровизаций и этюдов учителем музыки подбираются музыкальные сочинения, имеющие программное содержание, или такие, в которых ярко и наглядно раскрывается музыкальный образ. Возможные виды пластических импровизаций: игра на воображаемых инструментах, «пластическое интонирование» (свободные движения рук, корпуса, головы в характере музыки), передача музыкального образа в характерных движениях, инсценирование песни или музыкального произведения и т.д.

    Инструментальные импровизации зависят от того, к какой группе относится инструмент. Ударные инструменты можно использовать при подборе «ритмического остинато» (ритмоформулы, повторяющейся в неизменном виде на протяжении всего произведения), свободного ритмического сопровождения к пьесам, песням, музыкальным сказкам, речевым импровизациям. На инструментах со звуковысотной основой – металлофоны, триолы и др., дети могут подбирать знакомые песни, подголоски к исполняемым мелодиям песен, находить «остинатные» повторяющие звуки основных гармонических функций – тоники, субдоминанты, доминанты для сопровождения некоторых произведений.

    Музыкальные впечатления детей могут подкрепляться детским изобразительным творчеством – изобразительные импровизации: рисованием на сюжеты музыкальных произведений, лепкой из глины, пластилина персонажей музыкальных сказок, пьес, песен, оформлением афиш и программ концертов, созданием эскизов костюмов для действующих лиц опер, балетов.

    Художественная деятельность направлена, прежде всего, на развитие ассоциативного мышления ребёнка, поиск им таких выразительных средств в других видах искусства, которые помогли бы им осознать содержание музыкальных образов. Поэтому в качестве импровизаций можно использовать подбор иллюстраций (литературных, изобразительных) к музыкальным произведениям, графическое и цветовое моделирование музыки (подбор цветовых пятен, раскрывающих разные состояния природы, души человека, её наблюдающего) и пр.

    Давая детям, задание нарисовать картину на тему программного музыкального сочинения, следует обратить их внимание на изображение характерных персонажей, поиск выразительности колорита, линий, штрихов рисунка.

    Вокальные импровизации. В практике вокальной импровизации сложился стереотип, в основе которого выработка у учащихся умения продолжить начатую учителем мелодию и завершить её, как правило, на тонике заданной тональности. «Наряду с этим достаточно широко распространённым  приёмом не следует отказываться и от другого – импровизирования мелодии с выходом за пределы привычных мажорно-минорных ладовых отношений, когда мелодия вовсе не обязательно должна завершаться тоникой, а может уходить во всевозможные «вопросительные», «незавершённые» интонации», - говорил Д.Б.Кабалевский. К вокальным импровизациям относят: пропевание имен (при этом, важно осознание учащимися метро-ритмической организации имени, как полного, так и краткого), музыкальные диалоги (учитывать правило: количество долей в ответе должно соответствовать количеству долей в вопросе), завершение мелодии (также с опорой на ее ритмическую основу), сочинение мелодии с опорой на заданную интонацию (например, терцовая интонация предполагает возможные варианты движения мелодии по терции и с ее заполнением), свободное сочинение мелодии на заданный текст и др.

    К вокальным импровизациям тесно примыкает разыгрывание народных песен. Для  разыгрывания детям предлагаются русские народные песни «На горе-то калина», «Ходила младешенька», «Я с комариком плясала» и др., в которых есть определенный сюжет и развитие. Учащиеся выразительно читают текст песни, определяют характер, настроение действующих лиц. Обсуждается какими интонациями (песенными, танцевальными или маршевыми) можно передать характер песни и каждого действующего лица. Запев каждый герой исполняет на свою мелодию, а припев поет весь класс на разученную мелодию.

    Пение, инструментальное музицирование, музыкально-ритмические движения являются, на наш взгляд, ведущими видами исполнительской деятельности при развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста.

    Я.А. Пономарев выделил четыре основных фазы творчества:

    Первый этап – постановка проблемы, ее осознание; логический анализ.

    Второй этап – нахождение принципа решения проблемы (гипотеза, идея изобретения, замысел художественного произведения); интуитивное решение.

    Третий этап – обоснование и развитие найденного принципа (технологическая разработка его; конкретизация и доказательство гипотезы - научное творчество; развитие и разработка замысла - художественное творчество); вербализация интуитивного решения.

    Четвертый этап – практическая проверка гипотезы (практическая реализация изобретения, объективизация художественного произведения - выполнение картины, скульптуры, сочинение мелодии и т. д.); формализация вербализованного решения.

    Если в начальной школе развитие творческих способностей происходит, прежде всего, в импровизациях, то в более старшем возрасте необходимо переходить к осознанному процессу творчества.

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей //Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1973.

    2. Васильев В.Н. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста. М., 1991.

    3.   Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение. – 1991.

    4. Дмитриева Л.Г. Творческое развитие школьников на уроках музыки //Музыкальное воспитание в школе. – Вып. 15. – М.. 1982.

    5. Зимбардо Ф. Развитие музыкально-творческих способностей у детей. М., 1991.

    6. Комский Д.М. Основы теории творчества. М., 1994.

    7. Мелик – Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности: Серия «Педагогика и психология». – 1981. - № 1.

    8. Морозова С.Н. Основные направления и приемы развития детского творчества в педагогической деятельности Б.Л. Яворского и его учеников //Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия /Сост. О.А. Апраксина. – М., 1990. – С. 113-120.

    9. Румер М.А. О детском музыкальном творчестве: Из истории вопроса //Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия /Сост. О.А. Апраксина. – М., 1990. – С. 109-113.

    10. Рытов Д. Увидеть в ребёнке творца //Искусство в школе – 2000, №4, с.21.

    11. Эдмунд Сайклер Творческое музицирование – основная тенденция музыкального воспитания ХХ века //Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия /Сост. О.А. Апраксина. – М., 1990. – С. 198-200.

    12. Черноиваненко Н.М. Формирование творческих способностей младших школьников в творческой деятельности //Музыкальное воспитание в школе. – Вып. 14. – М., 1979.

    13. Шубинский В.С.  Педагогика творчества учащихся. М., 1988.

    14. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству  //Азбука музыкально-творческого саморазвития. – М., 1997 (Серия «У тебя получится»).

    Тема 2: Современные программы по музыке: В. Алеева, Ю. Алиева, Е. Критской, Л. Школяр, Б. Юсова и др.

    Цель: совершенствовать способности анализировать программы по музыке в сравнении с концепцией Д.Б. Кабалевского.

    Задание:

    Проанализируйте программу по музыке( на выбор). Что в ее содержании Вы хотели бы изменить, усовершенствовать (или уже изменили). Опишите критерии, по которым Вы оцениваете программу по музыке.

    Теоретический материал к выполнению задания

    Существующее в настоящее время обилие программ по музыке можно разделить на несколько групп:

    • программы в рамках концепции Д.Б. Кабалевского (программа Э.Б. Абдуллина);

    • модернизированные программы (Е.Д. Критской с усилением фольклорного и духовного компонентов; Л.В. Школяр с усилением деятельностно-творческого компонентов, В.В. Алеева с углублением связей музыки с жизненными явлениями);

    • альтернативные (Ю.Б. Алиева с усилением деятельностного компонента);

    • интегрированные (полихудожественные): Б.П. Юсова «Живой мир искусства», Н.А. Терентьевой «Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание».

    Программа Э.Б. Абдуллина отличается от программы Д.Б. Кабалевского новым музыкальным материалом, укрупненным тематизмом и распределением содержания музыкального воспитания по полугодиям. Представленные музыкальные произведения заменены в соответствии с характером времени.

    Целью программы Е.Д. Критской является формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Основным видом музыкальной деятельности по-прежнему выступает восприятие музыки и расширение тезауруса интонационно-образного словаря, багажа музыкальных впечатлений. Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года:

    • Музыка вокруг нас;

    • Музыка и ты;

    • Россия – Родина моя;

    • День, полный событий;

    • О России петь, что стремиться в храм;

    • Гори, гори ясно, чтобы не погасло;

    • В музыкальном театре;

    • В концертном зале;

    • Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.    

    Цель программы Л.В. Школяр «Музыкальное искусство»  - воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их духовной культуры, где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений. В качестве основной методической позиции выступает моделирование художественно-творческого процесса, когда школьники ставятся в позицию творца (композитора, поэта, художника), метод «сочинения уже сочиненного». Критерием детского музыкального творчества выделяется предуготовленность к творчеству (внутренняя работа, процесс внутреннего экспериментирования с выразительными средствами, что важней законченного результата).  

    Задачи программы:

    1. раскрытие школьникам природы музыкального искусства как результата деятельности человека – творца;

    2. формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни;

    3. вопитание устойчивого интереса к деятельности музыканта – человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку;

    4. развитие музыкального восприятия как эмоционально-интеллектуального творческого процесса – основа любой формы приобщения к искусству;

    5. овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и понимания взаимосвязей между различными видами искусства.

    Программа В.В. Алеева (1-8 кл) продолжает позитивные традиции в области музыкально-эстетического образования школьников. Ее цель заключается в формировании основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности. Задачи программы:

    1. привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;

    2. научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

    3. способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;

    4. привить основы художественного вкуса;

    5. научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;

    6. обучить основам музыкальной грамоты;

    7. сформировать потребность в общении с музыкой.

    Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней, игра на детских музыкальных инструментах, а также музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование, импровизация и музыкально-драматическая театрализация. Основными методами программы являются: метод междисциплинарных взаимодействий, стилевой подход, творческий метод, системный подход, метод восхождения от частного к общему.

    Цель программы Ю.Б. Алиева – формирование личности учащихся путем передачи им духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве. Задачи занятий музыкой:

    • пробуждение интереса к музыке;

    • овладение знаниями о музыке;

    • развитие музыкального слуха, музыкального мышления, воображения, памяти, творческих способностей;

    • выработка навыков восприятия и исполнения музыки.

    Тематизм программы:

    1 класс – «Музыка рассказывает о жизни»
    2 класс – «Выразительные возможности музыки».
    3 класс – «Музыкальные формы и жанры».
    4 класс – Русская народная музыка и музыкальная жизнь России».

    Программы полихудожественного развития Б.П. Юсова и Н.А. Терентьевой  отличаются установлением связей между различными видами искусства через сопоставление и освоение средств выразительности. Большое место в них занимают творческие задания.

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. - М., 1973.

    2. Кабкова Е.П. Программа музыкального развития (1-10 классы): Интегрированная программа полихудожественного развития на основе взаимодействия искусств. – М., 1991.

    3. Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1-3 классы. - М., 1993.

    4. Программы общеобразовательных учреждений: Музыка: Начальные классы: 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2002.

    5. Программы средней общеобразовательной школы: Музыка 4-7 классы. – М.: Просвещение, 1988.

    6. Программы дополнительного художественного образования детей. – М.: Просвещение, 2007.

    Тема 3: Отечественные системы и технологии музыкального воспитания и образования
    Цель: закрепить знания о существующих технологиях музыкального обучения и совершенствовать умения их применения.

    Задание:
     Составить конспект занятия или фрагмент урока с использованием альтернативных технологий.

    Теоретический материал к выполнению задания

    Активное развитие отечественной методики музыкального воспитания и образования (а именно, ее практическое воплощение в массовой педагогике) началось около двадцати лет назад (с 80-х годов 20 века). Разрабатываемые методики и технологии были направлены на  поиск общих основ в предметах эстетического цикла, различных видах искусства и установление связей правого и левого полушарий головного мозга. Особенно активно  развивались певческие технологии и методики обучения музыкальной грамоте.

    Владимир Викторович Кирюшин – автор методики эмоционально-образного освоения музыкальной грамоты, в основе которой лежит способ переноса абстрактного восприятии материала или термина через мнемоническое сопряжение с родным языком, через найденные эстетические характеристики в конкретном образе. Владимир Викторович выступает против изучения музыкальной грамоты (а именно метро-ритмической и звуковысотной характеристик звука) малыми шагами с одной длительности и одного звука, а выступает за «чтение целыми словами»: ритмическими формулами и сочетаниями звуков в интервалах и аккордах через их эмоционально-образное постижение. Метро-ритм в этом случае воспринимается  и усваивается через слоги: половинная нота – «гу», четвертная – «бом», восьмые – «ди-ли», шестнадцатые – «така-така». Так, усвоение восьмых длительностей предлагается через ритм стихотворения:

    Может часики любые
    Починить нам мастер ДИ-ЛИ.
    Не спеша и осторожно
    Механизм исправит сложный.
    ДИ-ЛИ, ДИ-ЛИ, ДИ-ЛИ, ДИ-ЛИ
    Мы к часовщику ходили.

    Каждый интервал также имеет свою эмоционально-образную характеристику:

    2 – колючие, противные;
    3 – веселенькие, добрые;
    4 – ворчливые, жесткие;
    5 – глупые, растерянные;
    6 – гордые;
    7 – злые, сильные;
    8 – идиотки и т.д.

    Разработанная методика представлена в мифах и сказках, что облегчает их усвоение детьми: «Сказка о двух братьях. Консонанс и Диссонанс», «Сказка про глупую Жирафу Октаву  и другие интервалы», «Сказка о Мишке Форте» и пр.

    Методика комплексного музыкально-певческого воспитания Дмитрия Ерофеевича Огороднова направлена на комплексное развитие всех музыкальных способностей, заложенных в человеке и формирование у учащихся навыков произвольных координированных движений, способности согласованно управлять и голосовым аппаратом, и руками, и всем телом. В основе его взглядов учение И. Павлова, П. Ухтомского, которые установили важное значение мышечной деятельности и для развития эмоций. «Весь мир, который человек носит в себе, он носит в двигательной коре. Существует моторный, двигательный стержень эмоций». Федор Шаляпин говорил: «Жест – это не движение руки, а движение души».

    Методика КМПВ предлагает шесть видов художественных музыкальных движений в коллективной хоровой работе:

    • художественное тактирование, разыгрывание антонимов;

    • ладо-вокальные жесты;

    • работа по алгоритму постановки голоса;

    • мелодекломация, жестикуляция, работа над стихами;

    • вспомогательные движения при вокальной работе над песней;

    • поиски выразительных движений во время слушания музыки.

    Первые три вида движений автор называет дидактическими, поскольку каждый из них строго регламентирован и требует точности выполнения. Следующие три вида носят творческий характер, так как являются импровизационными по форме и произвольными по эмоциональному содержанию.

    1. Художественное тактирование подготавливает голос, слух и двигательный аппарат к исполнению более сложной задачи – музыкальному воспроизведению звуковысотных соотношений. При этом, развитие метро-ритмического чувства происходит естественным путем и помогает формированию самого ладового чувства, поскольку то и другое имеет общую психофизиологическую основу: как неустойчивый звук тяготеет в устойчивый, так слабая доля тяготеет в сильную долю в смежных тактах. Кисть левой руки (у левшей – правой), собранная лопаточкой, представляет собой как бы модель такта. При показе сильной доли ударяем правой рукой ладошкой по ладошке левой руки, при показе слабой доли – «колечком» (из большого и третьего пальцев правой руки) касаемся развернутых пальцев левой руки. После показа одного такта (сильной и слабой долей) рука должна упруго как мячик, отскакивать на некоторое расстояние и затем плавно приходить в верхнее положение (примерно на уровне глаз). Все движения сопровождаются взглядом (следим за правой рукой). Тактирование используется при восприятии музыки - определении размера произведения (двухдольного или трехдольного) и при разыгрывании антонимов в 2-х и 3-х дольных размерах. При этом перед разыгрыванием делается «объявление»: «Будем разыгрывать антонимы …… (н-р: «ночь – день») в двух (трех) дольном размере. Приготовились (при этой команде садимся на стул и складываем правую ногу на левую, а правую руку на левую руку). Начали (начинаем разыгрывать антонимы)». «Объявление» делается с различной образно-эмоциональной окраской: как дикторы программы «Новости», как клоун в цирке, как спортивный комментатор и т.д. При произнесении антонимов гласные звуки слов на сильную и слабую доли глиссандо ведем вниз (1 и 2 такты), а в 3 такте – сильная доля вниз, слабая вверх максимально, в 4 такте – сильная вверх, слабая вниз. Всего произносим 4 такта, каждый из которых имеет свое название и предназначение: 1 такт – экспозиция, 2 такт – разработка, 3 такт – кульминация, 4 такт – финал.

    2. Ладо-вокальные жесты предназначены для развития музыкального слуха, ладового чувства и осознанного интонирования ступеней лада. В отличие от существующих ручных знаков и других жестов, данные жесты также несут эмоционально-образную окраску, так как произносятся с показом жеста на себе, а не отвлеченно от себя. Каждая ступень-жест имеют смысловую аналогию в жизненных жестах: 1 – скрещенные руки на груди («му»), 3  - пальчиками обеих рук трогаем над губой – усики («на»), 5 – пальцами обеих рук прикасаемся ко лбу – мигрень («лё»), 6 – «отлетаем» от лба, пальчики подгибаем («ле»), 4  - трогаем пальцами обеих рук виски («зе»), 2 – внешней стороной ладоней проводим под подбородком от середины в стороны («ве»), 7 – соединенными 1 и 3 пальцами каждой руки от подбородка «оттягиваем» бабочку на резинке («ры»). Данные ладо-вокальные жесты позволяют детям без знания нотной грамоты петь двухголосие – один голос по правой руке, другой – по левой.

    3. Работа по алгоритму постановки голоса. Самый длительный и сложный вид работы. Алгоритм соединяет в себе одновременную работу сразу над несколькими певческими навыками: дыхание, интонация, артикуляция, динамика, метр и т.д. Начинается работа с интонирования одной ступени на гласный звук «У». Постепенно вводятся остальные ступени на другие слоги. Пение по алгоритму сопровождается движениями рук: на сильную долю – ладошка, на слабую – пальчики.

    4. Жестикуляция, мелодекломация. Включают несколько видов работы на развитие интонационной выразительности голоса и осознание звуковысотного движения голоса:

    • произнесение слов-синонимов («хорошо-прекрасно-восхитительно» и «плохо-ужасно-безобразно») с различной интонацией (повествовательной, вопросительной, восклицательной) с одновременной жестикуляцией в трех условных интонационных плоскостях (низкая интонация, средняя, высокая) – повествовательно – руки плавно расходятся от середины в стороны, голос спокойный (средний); вопросительно – руки движутся снизу вверх (голос, также, идет снизу вверх); восклицательная интонация – руки движутся сверху вниз (интонация тоже сверху вниз).

    • чтение стихов с разной интонацией (низкая, средняя, высокая)  с жестикуляцией в трех условных плоскостях. Предлагаемые автором стихи: И. Крылов «Басни», В. Маяковский «Кем быть?», «Что такое хорошо и что такое плохо» и др., А. Пушкин «Зимняя дорога», «Зимнее утро» и пр.

    5. Вспомогательные движения при вокальной работе над песней. Аналогично предыдущему виду работы, только музыкальная интонация в отличие от речевой имеет определенную высоту, поэтому жестами при пении мы показываем высоту звуков. Так как плоскость рабочая ограничена, то соответственно и ограничено количество ступеней, которые мы можем показать руками (в пределах терции: 1 ступень – руки округленные внизу, 2 ступень – руки на уровне груди, 3 ступень – руки округленные над головой). Пример попевки:

    1   -   3       1   -   3      3       2    -  1  
    Дож – дик, дож – дик льёт  с ут – ра
    1  -  3      1  -   3    3   2   -   1  
    Бу – дет  лу – жа  у  дво – ра.
    1     -   3       1    -   3      2   -   1
    Дож – дик,  дож – дик льёт - ся,
    1   -  3   -    1    3  -   2   -   1
    Ру – чей - ком  за – вьёт – ся. 

    6. Поиски вспомогательных движений при восприятии музыки. Этот вид художественных движений аналогичен пластическому интонированию – свободным движениям головы, корпуса, рук при слушании музыки. Главное условие при этом – соответствие движений характеру музыки и содержанию музыкального образа.

    Фонопедический метод развития голоса Виктора Вадимовича Емельянова.

    Термин «фонопедический» подчеркивает оздоровительную и профилактическую функции метода, это подготовительный, вспомогательный, узконаправленный метод приоритетного  решения координационных  и тренировочных задач. Основной тезис В. Емельянова «…единственное, что может делать педагог в вокально-педагогическом взаимодействии – это организовать процессы  самонаблюдения, самоанализа и самоимитации ученика. Самоанализ, самонаблюдение – это смещение внимания с акустических каналов восприятия своего голоса на неакустические: ощущение вибрации, давления и работающих мышц, превращение их в «регулировочный образ» своего голоса – это представление о суммарном восприятии всех сигналов обратной связи, поступающих во время пения по каналам акустическим (прямая, отраженная, внутренняя, костная волны), вибро, баро и проприорецепции и опережающее в сознании певца голосообразующее действие».

    Показатели певческого голосообразования:

        1. Целесообразное  использование режимов работы гортани или регистров.

        2. Голосообразующий (фонационный) выдох, многократно превышающий по длительности и интенсивности речевой и жизнеобеспечивающий.

        3.  Певческое вибрато и произвольное управление его параметрами: частотой и амплитудой.

        4.  Специфическая певческая акустика ротоглоточных полостей, специфическая артикуляция, существенно отличающаяся от речевой.

    Метод В.В. Емельянова предлагает 6 циклов упражнений:

    1. Артикуляционная гимнастика.

    2. Интонационно-фонетические упражнения.

    3. Голосовые сигналы доречевой коммуникации.

    4. Фонопедические программы в нефальцетном режиме.

    5. Фонопедические программы на переходе из нефальцетного в фальцетный режим.

    6. Фонопедические программы в фальцетном режиме.

    Дыхательная гимнастика Александры Николаевны Стрельниковой.

    Гимнастика разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой; в настоящее время используется в профессиональной подготовке певцов и актеров (с детьми можно заниматься ею с 3-4 лет), а также в лечебных целях. «Думая только о вдохе и позволяя выдоху уходить самопроизвольно, мы создали гимнастику, сохраняющую естественную динамику дыхания и тренирующую вдох, самый удобный для задержания. Он (вдох) тренируется в движениях, подсказанных инстинктом самосохранения» - пишет А.Н. Стрельникова. Эта гимнастика не только восстанавливает певцам дыхание и голос, но и благотворно влияет на весь организм в целом:

      • восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

      • улучшает дренажную функцию бронхов;

      • устраняет некоторые морфологические изменения в бронхолегочной системе;

      • способствует рассасыванию воспалительных образований, расплавлению сморщенных участков легочной ткани, восстановлению нормального крово- и лимфоснабжения, устранению местных застойных явлений;

      • положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе  легочной ткани;

      • налаживает нарушенные функции сердечно-сосудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;

      • исправляет развившиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;

      • способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны ЦНС;

      • повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно-психическое состояние.

    Стрельниковская гимнастика способствует также выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, усилению рефлекторных связей, положительно влияет на функцию нервнорегуляторных механизмов, управляющих дыханием.

    В гимнастике динамические дыхательные упражнения сопровождаются движениями рук, туловища, ног. Эти движения всегда соответствуют определенным фазам дыхания (вдохи часто делаются при движениях, сжимающих грудную клетку), и вскоре они сами становятся тем условным раздражителем, который и вызывает соответствующие изменения в характере дыхания.

    Возраст занимающихся гимнастикой не ограничен. Ее можно выполнять стоя, сидя, лежа. В среднем нужен месяц ежедневных занятий по 2 раза в день, чтобы почувствовать лечебный эффект или для профилактики.

    Рекомендации по выполнению упражнений

    1. Думайте: «Гарью пахнет! Тревога!» и резко, до грубости, шумно на всю комнату нюхайте воздух. Вдох, как укол, короткий. Шмыгайте носом, чем естественней, тем лучше. Эмоция тревоги организует вдох лучше. Выдох должен уходить после каждого вдоха, но без вашей помощи.

    2. Строго следите за одновременностью вдохов и движений, и не мешайте выдохам уходить после каждого вдоха ртом.

    Повторяйте вдохи так, как будто накачиваете шину. Вдохи делать сериями по 8, 16, 32, отдых между дозами 3-5 сек (можно петь «Чижик» - 8 дв., «Подмосковные вечера» без припева - 32 дв.). Начинать с 4 вдохов без остановки и всего сделать их 24 (24х4=96, так называемая «сотня»). Впоследствии увеличивать число вдохов (8х12, 16х6, 32х3). В один комплекс занятий должно войти 3 «сотни» (3 упражнения по «сотне»).

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. Емельянов В.В. Развитие голоса (координация и тренинг). – С-Пб., 2007.

    2. Емельянов В.В. Методика координационно-тренировочного этапа вокальной подготовки: Автореферат диссертации (к.п.н.). – Екатеринбург, 2005.

    3. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. - Киев, 1989.

    4. Лучшие методики дыхания по Стрельниковой, Бутейко, Цигун /Сост. Н.Н. Иванова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

    5. Савостьянов А.И. 132 упражнения для учителя по развитию голоса и дыхания. Учебно- практическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002. 

    Тема 4. СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕРВОМ КЛАССЕ.

    Моделирование уроков музыки первого класса «Как можно услышать музыку».

    1. Продумайте и выполните задания (послушайте тишину; как звучит тишина; запишите тишину; передайте голосом звуки природы; пропойте короткие, длинные звуки; пропойте двустишие; исполните колыбельную песню; разыграйте песню-игру; инсценируйте стихотворение; передайте с помощью музыкальных инструментов различные человеческие состояния и т.д.). На основе проигранных заданий составьте тематические музыкальные занятия с детьми.

    2. Проигрывание тематической модели для составления музыкальных занятий, как образца для своей интерпретации, индивидуальной обработки, собственных сочинений.

    3. Из списка программных произведений для младших школьников выберите произведение с эмоциями печали и грусти. По вашему выбору разучите его или организуйте слушание музыки с сокурсниками.

    Тема 5. СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ВО ВТОРОМ КЛАССЕ.

      1. Выполните движения соответствующие звучавшей музыке. Проанализируйте их.

      2. Разучите с сокурсниками песню «Азбука» муз. А. Островского, слова З. Петровой, продумайте танцевальные движения и разучите танец.

      3. Объясните младшим школьникам суть понятия «мелодия». Проанализируйте мелодию р.н.п. «Во поле береза стояла».

      4. Составьте конспект фрагмента урока, выбрав одно из программных произведений для слушания. Продумайте вопросы и задания детям.

      5. Приведите примеры музыкальных произведений, на примере которых могут быть раскрыты понятия «опера», «балет», «симфония».

    Тема 6. СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ.

    1. Прослушайте предложенные музыкальные произведения для третьего класса.

    2. Приведите примеры музыкальных произведений, на примере которых могут быть раскрыты понятия «песенность», «танцевальность», «маршевость» - и их отличия от понятий «песня», «танец», «марш».

    3. Приведите фрагменты музыкальных произведений на основе которых можно проследить связь речевой и музыкальной интонаций.

    4. Разучите с сокурсниками песню Л. Книппера «Почему медведь зимою спит». Продумайте аранжировку песни и инсценируйте ее.

    5. Охарактеризуйте различные категории знаний о музыке в содержании музыкального образования третьего класса.

    Тема 7. СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ЧЕТВЕРТОМ КЛАССЕ.

      1. Проанализируйте музыкальный материал в рамках темы «Музыка моего народа». Продемонстрируйте с сокурсниками хороводы, песни, игры.

      2. Продумайте знакомство младших школьников с песней Грига «Заход солнца». Составьте рассказ-беседу о композиторе, об особенностях и характере произведения, проведите показ песни на занятиях со своими сокурсниками, инициируя свою работу с детьми.

      3. Проанализируйте фрагменты открытых уроков, в которых продемонстрированы содержание и организация различных видов музыкальной деятельности младших школьников (видеоматериалы).

      4. Составьте конспект урока музыки, включив различные виды музыкальной деятельности школьников.

    Тема 8. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

      1. Используйте шумовые и звуковысотные инструменты для озвучивания сказок, стихов.

      2. Создайте ритмические композиции, используя тексты и шумовые инструменты.

      3. Подберите для импровизации детей несложные стихотворные тексты с выразительным образно-эмоциональным содержанием. Можно обратиться к стихотворениям, предлагаемым учебной программой по чтению.

      4. Разучите несложный танец с детьми по заданной модели-образцу.

      5. Проведите с сокурсниками ролевую игру, инициируя общение учителя с первоклассниками. Учитель рассказывает детям русскую народную сказку «Рукавичка» и по ходу задает музыкальные вопросы, предлагая детям придумать музыкальные ответы, соответствующие музыкальные интонации для выразительного воспроизведения образов персонажей.

      6. Продумайте аранжировку р. н. п. «Камаринская». Можете использовать треугольник, барабаны, тарелки, бубны, коробочку, клавесы, рубель, трещетку.

    Тема 9. СОДРУЖЕСТВО РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.

    1. Проанализируйте взаимосвязь искусств на примере тематической разработки «Краски и звуки осени» (2 класс, первая четверть), по программе И.В. Кошминой (Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. М.: Академия, 2001. с. 180).

    2. Составьте план-конспект комплексного занятия с детьми во внеурочное время по темам: «Мы слушаем осень»; «Мы идем в концертный зал»; « С днем рождения».

    3. На основе сказки Гофмана «Щелкунчик», музыки к балету П.И. Чайковского, эскиза художника В.И. Дорера, к постановке балета «Щелкунчик», составьте фрагмент конспекта комплексного занятия. При подготовке ознакомьтесь с методикой Е.И. Юдиной.

    Задания для выполнения

    1. Написать высказывания о музыке, пословицы и поговорки о музыке и музыкантах.

    2. Описать средства музыкальной выразительности в музыкальном произведении.

    3. Подобрать музыкальные произведения в определенном жанре и форме.

    Методические рекомендации:

    Напишите список из 5 музыкальных произведений в одном жанре, указав их точное название и авторов. Послушайте их. Определите общие черты

    5. Составить беседу о музыкальном произведении, композиторе, исполнителе, инструменте, подготовить к ней презентацию.

    Методические рекомендации:

    Найдите материал в литературе, Интернете. Составьте беседу, включающую следующие сведения: история создания инструмента, устройство, выдающиеся исполнители, композиторы, которые сочиняли музыку для этого инструмента, биографические сведения о композиторе, его выдающиеся произведения, история создания отдельных произведений. Беседа предназначена для детей младшего школьного возраста, ее объем 1-2 страницы. Текст должен быть составлен очень понятно, доступно, логично, последовательно. См. изложение материала в «Энциклопедическом словаре юного музыканта».

    К этой беседе подберите 8-10 слайдов и составьте из них презентацию. Презентация предназначена для детей начальной школы и не должна быть перенасыщена текстом. Включите в нее портреты композиторов, исполнителей, иллюстрации, текст, музыку, видеофрагменты.

    4. Составить композицию движений под музыку.

    Методические рекомендации:

    Найдите в методических пособиях или Интернете описание композиций движений под музыку. Подберите любой из танцев для детей. Послушайте музыкальное сопровождение. Составьте описание композиции движений под эту музыку.

    5. Выучить упражнение для развития голоса и слуха.

    Методические рекомендации:

    Разберите нотный текст упражнения. Разучите его на музыкальном инструменте и голосом. Повторите многократно. Попробуйте исполнить без сопровождения на инструменте. Если не получилось, повторите еще раз с музыкальным инструментом.


    написать администратору сайта