Главная страница
Навигация по странице:

  • Л. В. Лопатина; кандидат педагогических наук, профессор,зав. кафедрой логопедии МГПУО. Г. Приходько Лебедева И. Н.

  • 2009.

  • От автора

  • Особенности связной речи детей: Изучая, обучаем

  • Игры, упражнения, конспекты занятий по развитию речи

  • Список рекомендуемой литературы

  • СВЯЗНАЯ РЕЧЬ: РЕЧЬ В ОБЩЕНИИ

  • РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

  • СВЯЗНАЯ РЕЧЬ: РЕЧЬ В ОБЩЕНИИ И РЕЧЬ

  • Компонентами творческого рассказа

  • Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение расск. Учебнометодическое пособие Рекомендовано к использованию в образовательных учреждениях Региональным экспертным советом


    Скачать 1.28 Mb.
    НазваниеУчебнометодическое пособие Рекомендовано к использованию в образовательных учреждениях Региональным экспертным советом
    Дата12.03.2019
    Размер1.28 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение расск.doc
    ТипУчебно-методическое пособие
    #56404
    страница1 из 8

    Подборка по базе: УЧЕБ-МЕТОД пособие-ТЕКСТ NEW.docx, УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ.doc, УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ.doc
      1   2   3   4   5   6   7   8

    И. Н. Лебедева

    РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Обучение рассказыванию по картине

    Учебно-методическое пособие

    Рекомендовано к использованию в образовательных учреждениях

    Региональным экспертным советом Комитета по образованию

    Правительства Санкт-Петербурга

    Санкт-Петербург

    ЦДК проф. Л. Б. Бариевой

    2009

    УДК 376 ББК 74.3я73 ЛЗЗ

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Издание выпущено

    при поддержке Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга.

    Печатается по рекомендации кафедры логопедии РГПУ им. А. И. Герцена

    Под редакцией

    доктора педагогических наук, профессора Л. Б, Баряевой

    Рецензенты:

    доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой логопедии РГПУ им. А. И. Герцена

    Л. В. Лопатина;

    кандидат педагогических наук, профессор,

    зав. кафедрой логопедии МГПУ

    О. Г. Приходько

    Лебедева И. Н.

    ЛЗЗ Развитие связной речи дошкольников. Обучение расска­зыванию по картине: Учебно-методическое пособие / Пол ред. проф. Л. Б. Баряевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баря­евой, 2009. — 175 с.

    1SВN 978-5-904123-04-8

    В пособии содержатся практико-ориентированная методика изуче­ния особенностей связной речи детей дошкольного возраста на матери­але картин и методика обучения детей рассказыванию по картине. Обу чающий картинный материал представлен в электронном приложении на СDдиске. Материалы пособия могут быть использованы в работе с детьми с нормальным интеллектуальным и речевым развитием до­школьного возраста, а также с детьми, имеющими нарушения речи или задержку психического развития.

    Пособие адресовано учителям-логопедам и учителям-дефектологам; воспитателям ДОУ, педагогам-психологам, педагогам дополнительного образования, студентам педагогических университетов, институтов и колледжей, а также родителям для развития связной речи детей.

    УДК 376 ББК 74.3я73

    От автора 4

    Связная речь: Речь в общении и речь в деятельности 7

    Рассказывание по картине: Что это такое? 15

    «Чтение картины»: Движение — рисунок — слово 20

    Особенности связной речи детей: Изучая, обучаем 27

    Учимся, играя: Модель обучения дошкольников

    рассказыванию по картине 63

    Игры, упражнения, конспекты занятий по развитию речи
    детей с использованием картин 86

    Закрывая книгу (послесловие) 172

    Список рекомендуемой литературы 173


    ISВN 978-5-904123-04-8

    И. Н. Лебедева, 2009

    Т. Ю. Жирова, дизайн обложки, 2009

    ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009

    ОТ АВТОРА

    ОТ АВТОРА

    Среди множества вопросов о роли связной речи в раз витии ребенка перед взрослыми (педагогами, родителями наиболее часто встают следующие: Как развивать связную речь. Когда это нужно делать? Можно ли выделить день и час в педа- гогическом процессе для занятий «связной речью»? И, конечно главный вопрос: «С какой целью мы развиваем связную речь детей?». Как показывает опыт общения со специалистами, работающими с детьми дошкольного возраста, не всегда даже самый опытный педагог может однозначно ответить на эти вопросы. А причина тому кроется в самой сути феномена связной речи, которую невозможно отделить от ребенка, рассматривая исключительно как явление, требующее педагогического воздействия. Более того, невозможно отделить развитие связной речи от какой-либо деятельности: вообще, и прежде всего коммуникативной.

    Умение донести до окружающих свои мысли, чувства, пережива- ния, используя весь арсенал речевых средств в общении — это и есть владение связной речью, как диалогической, так и монологической

    Из всех перечисленных выше вопросов, самым принципиаль- ным является вопрос о том, как развивать связную речь. Отвечая на него в своей работе с дошкольниками, имеющими разный уро- вень интеллектуального и речевого развития, мы разработали апробировали предлагаемую вниманию читателей методику — модель обучения рассказыванию по картине. При этом мы рассматриваем само «рассказывание» как опыт создания текста.

    Картину как содержательную основу рассказывания мы выб­рали не случайно. Ведь картина, являясь по сути знаково-символической системой, представляет собой средство отражения образов природного, предметного, социального мира, отношений и связей между этими образами, способ опосредованного познания действительности и ориентировки в ней.

    Уважаемые взрослые, предлагая ребенку что-то рассказать по картине, постарайтесь встать на место малыша. И тогда вы навер- няка сможете понять, насколько ему сложно правильно подобрать

    лексику, не ошибиться, называя предметы, осмыслить «картинную» ситуацию, а потом еще и выбрать верные речевые конструкции для ее передачи. Причем затруднения могут возникнуть и у детей с тяжелыми нарушениями речи, и у детей с нормальным речевым развитием. Это определяется сложностью картинного материала, по­скольку протекание и успешность словесного интерпретирования содержания картины зависят от особенностей восприятия и ос­мысления наглядно представленной ситуации. Именно поэтому мы предлагаем ребенку помощь в виде символико-моделирующих ви­дов деятельности. И не нужно опасаться, что такая помощь сде­лает мыслительные процессы ребенка «ленивыми», а речь — за­ученной, «заштампованной». Напротив, это будет способствовать спонтанному усвоению ребенком различных структур языка.

    Игровая, предметно-практическая и другие виды детской дея­тельности сами по себе являются великолепным развивающим средством. Они позволяют строить обучающие занятия на комп­лексной основе, делать их интересными и полезными для позна­вательного и речевого развития ребенка.

    В пособии содержатся данные об особенностях и возможностях развития связной речи дошкольников в процессе обучения их рассказыванию по картине, а также необходимый для понимания сути работы минимум теоретических представлений, который не претендует на полное раскрытие рассматриваемой проблемы.

    Обучающие картины представлены в электронном виде на СD-диске, который является неотъемлемой частью пособия. Исполь­зование компьютерных технологий в педагогическом процессе (в том числе в обучении рассказыванию по картине) помогает суще­ственно разнообразить содержание занятий, уйти от традицион­ных плакатов и указки, повышает интерес детей к занятиям, развивает их представления об окружающем, учитывает запросы и интересы современных дошкольников. Дидактическая целесо­образность подачи наглядного материала на экране монитора или традиционным способом определяется каждым педагогом самосто­ятельно. Все изображения, содержащиеся на диске, могут быть распечатаны и использоваться как репродукции. Возможности компьютера позволяют педагогу (и родителям) «художественно» и эстетично оформлять свои педагогические идеи, подбирать и использовать картинный материал в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка.

    Иллюстративный материал представляет собой картины разных жанров (пейзажи, натюрморт, сюжетные картины), картинки типа

    РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

    «объект в действии» (фрагменты больших многофигурных картин), предметные изображения игрушек, иллюстративные задания. Ил­люстративный материал структурирован в соответствии с занятия­ми и заданиями, описанными в пособии.

    Материалы пособия помогут различным специалистам дошколь­ного воспитания и образования: всем, кто хочет разнообразить содержание и формы своей работы с детьми.

    Мы признательны нашему учителю, научному руководителю исследования, которое легло в основу данного пособия, Людмиле Борисовне Баряевой за неоценимую помощь как в проведении иссле­дования, так и в написании пособия.

    Выражаем благодарность коллегам, сотрудникам кафедры ло­гопедии РГПУ им. А. И. Герцена, руководимой профессором, доктором педагогических наук Л. В. Лопатиной, администра­ции и коллегам ГДОУ № 14 Василеостровского района (заведу­ющая И. С. Семенова), ГДОУ № 9 Василеостровского района (заведующая Л. В. Тихомирова), ГДОУ № 5 г. Ломоносова (заве­дующая Е. А. Кожурова), ГДОУ № 15 Выборгского района (заведу­ющая Т. Г. Оборина), специального (коррекционного) детского дома № 1 Кировского района (директор Е. В. Мусатова) за помощь в нашей научно-практической работе. Мы благодарны детям, при­нимавшим участие в занятиях и проявившим интерес и желание играть и общаться с нами по ситуациям картин. Особую благо­дарность мы хотели бы высказать удивительным, творческим педа­гогам Л. В. Силивановой и Е. В. Загребаевой. Наблюдение за их работой с детьми, в процессе которой активно использовалось по­лифункциональное игровое оборудование (изготовитель ООО «ПКФ "АЛЬМА"», Санкт-Петербург), стало основой для разработки за­нятий по картинам, написанным художником Т. Ю. Жировой. Мы очень признательны петербургскому художнику профессору Вла­димиру Давидовичу Волосову за его великолепные работы и со­гласие на размещение некоторых из них («Деревенский натюр­морт», «В Петергофском парке») на СD-диске.

    СВЯЗНАЯ РЕЧЬ: РЕЧЬ В ОБЩЕНИИ И РЕЧЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Чтобы выяснить, что такое связная речь, обратимся к междисциплинарному словарю «Язык. Речь. Комму­никация»1, который трактует связную речь как термин, употребляемый в трех значениях: 1) деятельность говоряще­го, процесс выражения мысли (процесс связной речи); 2) текст, высказывание, продукт речевой деятельности (анализ связной речи); 3) раздел методики развития речи (методика фор­мирования связной речи). В широком смысле связная речь рассматривается как акт коммуникации. Под связной ре­чью понимают единицу речи, составные языковые компо­ненты которой представляют собой организованное по зако­нам логики и грамматического строя данного языка единое целое. Признается, что связной речью являются отрезки речи, которые не обладают значительной протяженностью и не расчленяются на самостоятельные части, но характе­ризуются «самодостаточностью смысла и коммуникативной автономностью»2. Под отрезками (единицами) связной речи с лингвистической точки зрения понимаются высказывания, словосочетания, предложения, тексты.

    Рассмотрим более подробно понятие «текст» и проблему текстовой компетенции детей дошкольного возраста, так как это важно для понимания подходов к методике ее формиро­вания, представленной в пособии.

    В психолого-педагогической и лингвистической литера­туре нет однозначного определения феномена текста. Текст понимается как осмысленная последовательность любых зна-

    1 Цейтлин С. Н., Погосян В. А., Еливанова М. А, Шапиро Е. И.
    Язык. Речь. Коммуникация: Словарь. — СПб., 2006.

    2 Смолъянинова Е. Н. Связная речь (словосочетание) и граммати­
    ка. — СПб., 2003.

    РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

    ков, любая форма коммуникации (обряд, танец). Он опре-| деляется как субъективное отражение объективного мира. Применительно к различным видам развернутых высказы­ваний связный текст определяют как совокупность темати-| чески объединенных отрезков речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое структурное целое. Существуют два понимания текста: текст как сознательно организованная речь и текст как реальная реализация речевого замысла. Мы предлагаем в процессе обучения детей рассказыванию понимать под текстом весь языковой материал, фактическую реализацию речевого за- мысла. По мнению ряда исследователей, текст является не- посредственно социальным способом формирования внут- ренних механизмов языковой способности человека, что по- зволяет ставить проблему текстообразования в один ряд с проблемой развития речемыслительной деятельности.

    В педагогической работе нужно учитывать, что процесс синтеза текста осуществляется по принципу от общего частному. Это предполагает сформированность у ребенка индивидуальной картины мира, владение информацией тексте в целом еще до начала актуализации текста. Таким образом, текстовая деятельность представляет собой резуль- тат речевой деятельности, для достижения которого язык речь, мыслительные процессы выступают в тесном взаимо- действии и образуют единое целое.

    Для систематической работы по развитию связной речи детей необходимо знать различные свойства текста: наме- ренность, воспринимаемость, грамматическую корректность, эмотивность, доступность, завершенность, отдельность (цель нооформленность) и т. д.. Основными свойствами текста счи- таются связность и цельность.

    Связность понимается как структурная целостность, то внешнее выражение смысловой и коммуникативной целостно- сти текста. В обобщенном виде можно говорить о том, что связность устанавливается на разных уровнях: интонационно-ритмическом, семантическом, формально-грамматическом коммуникативном. Это значит, что связность обеспечивают интонационные, семантические, лексические, грамматические средства, которые образуют органическое единство.

    8

    СВЯЗНАЯ РЕЧЬ: РЕЧЬ В ОБЩЕНИИ И РЕЧЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Для понимания сути связной речи важно учитывать, что для каждого типа коммуникативных ситуаций характерна своя «грамматика текстов»3. В этом смысле тексты образуют иерархию по степени сложности «грамматики». С одной сто­роны, это самые сложные и тонкие грамматики, обслуживаю­щие наиболее сложные сферы интеллектуального общения, поэтому требующие специального длительного обучения для овладения сложной и разветвленной системой правил постро­ения текстов (типа художественных или научных). С другой стороны, это грамматики «текстов-примитивов», отличающи­еся небольшими размерами и предельной простотой правил построения.

    Тексты-примитивы — это текстовые структуры с полным (или почти полным) отсутствием привычных для нормы специ­альных средств связности. Сам феномен текстов-примитивов показывает, что связность не обязательно выражается специаль­ными средствами. Минимальная связность реализуется уже в соположении элементов текста. При увеличении объема текста большое количество элементов увеличивает неопределен­ность связей между ними. Преодолеть эту неопределенность можно за счет специальных средств связности. Это являет­ся коммуникативной причиной появления в языке системы усложняющейся «кверху» иерархии уровней грамматики.

    К первой группе лексико-грамматических средств связ­ности относят общие средства: формы имен существитель­ных; союзы; формы наклонения, вида, времени глагола; порядок расположения компонентов семантических структур; наличие общего члена предложения для ряда предикативных единиц в составе сложного предложения или самостоятель­ных предложений; использование вставных и вводных кон­струкций. Во вторую группу входят собственно текстовые средства связи: именительные, присоединительные и парал­лельные конструкции, вопросительные структуры (единич­ные или повторяющиеся риторические вопросы) и др.

    Одним из основных лексических средств связности тек­ста является семантический повтор: лексический, синтакси­ческий, корневой. Его функция состоит в передаче смысла, в

    3 Сахарный Л. В. Человек и текст: две грамматики текста // Чело­век — Текст — Культура / Под ред. Н. А. Купиной, Т. В. Матвее­вой. — Екатеринбург, 1994. — С. 7—59.

    РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

    В литературе отмечается, что умение строить программу действий находит свое выражение сначала в социальной предметно-практической или игровой деятельности и толь­ко затем в речевой. При этом программирование в речевой деятельности неотделимо от развития всех форм словесного опосредования и словесной саморегуляции. Поэтому ситуа­ция практической или игровой деятельности рассматрива­ется как ведущая при формировании высказываний.

    Учитывая, что высказывание рассматривается как еди­ница развития связной речи, следует помнить, что развивать связную речь ребенка нужно, одновременно развивая процес­сы семантической и формальной организации высказывания, а в качестве основного фактора связной речи выступает «офор­мление смысла (фрагмента общей картины мира)»8. Именно поэтому на занятиях с дошкольниками, прежде чем стремить­ся получить от них определенное высказывание, нужно дать им возможность представить эту ситуацию в предметно-прак­тической или игровой деятельности.

    В данном пособии мы рассматриваем только устную речь, которая осуществляется в диалогической или монологиче­ской формах. В монологе как в самостоятельном разверну­том высказывании обязательно наличие внутреннего замыс­ла, тогда как устная диалогическая речь может и не пред­полагать готового внутреннего мотива, замысла.

    Существенными признаками диалога, определяющими его грамматический строй, являются знание ситуации, общей темы, а также возможное представление об общем содержа­нии беседы, использование невербальных компонентов обще­ния. Для развития связной речи дошкольников важно учи­тывать тот факт, что именно мимика и жест иногда играют роль реплики в диалоге, заменяя словесное выражение.

    Устная монологическая речь (устное повествование, раз­вернутое высказывание) обязательно обладает и мотивом высказывания, и общим замыслом. При этом и мотив, и замысел должны обладать достаточной прочностью и ока­зывать детерминирующее воздействие на протекание всего развернутого монологического высказывания, «состоящего

    СВЯЗНАЯ РЕЧЬ: РЕЧЬ В ОБЩЕНИИ И РЕЧЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    из нескольких смысловых групп, связанных между собой в целостную структуру»9.

    Для монологической речи характерны значительные по объему фрагменты текста, состоящие из структурно и содер­жательно связанных между собой высказываний и рассчи­танные на пассивное и опосредованное восприятие. Ученые, исследующие грамматическую структуру монологической речи, отмечают, что между диалогом и монологом суще­ствует ряд иных форм общения. Так, диалог может стать обменом монологами, то есть приобрести характер «моноло­гического диалога». Специалисту, занимающемуся развити­ем связной речи дошкольников, следует знать, что устная монологическая речь может переходить в скрытую форму диалогической речи, корригироваться извне, приобретать черты «диалогизированного монолога».

    Итак, организуя занятия по развитию связной речи де­тей, педагог должен:

    • понимать термин «связная речь» в широком смысле как
      процесс выражения мысли в акте коммуникации, а потому
      рассматривать развитие связной речи не только как задачу
      речевого воспитания, но и как задачу когнитивного развития;

    • при анализе уровня развития связной речи ребенка оце­
      нивать продукт речевой деятельности (текст, высказывание)
      многоаспектно (прежде всего, с точки зрения цельности и
      связности). К общим критериям оценки связности высказыва­-
      ний относятся: содержательность, последовательность, объем
      высказывания, правильность грамматического оформления;

    • учитывать, что в процессе связной речи определяющее
      влияние на ее результат могут оказывать наличие или от­-
      сутствие стойкого мотива и замысла, а потому в процессе
      обучения необходимо учитывать условия общения, модели­
      ровать коммуникативные ситуации;

    • понимать, что связность текста это следствие формиро-­
      вания содержания, то есть развертывания цельности текста
      в процессе перехода от более простых (нерасчлененных) струк­-
      тур к более сложным. Такое понимание должно стать опре-­
      деляющим моментом в работе педагога.


    8 Смолъянинова Е. Н. Связная речь (словосочетание) и граммати­ка. С. 16.

    12

    9 Ладыженская Т. А. Связная речь // Методика развития речи на Уроках русского языка. — М., 1980. — С. 218.

    13

    РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Под системой обучения связной речи К. Д. Ушинский по­нимал определенную последовательность методических при­емов, обеспечивающих развитие самостоятельности, то есть переход от диалога к монологической речи, при выполне­нии речевых упражнений.

    В основе современной концепции развития связной речи дошкольников лежат следующие положения (по О. С. Уша­ковой):

    • ведущим принципом системы работы по развитию связ­-
      ной речи является взаимосвязь с развитием фонетической,
      лексической, грамматической сторон речи;

    • в словарной работе ведущим является семантический
      компонент, определяющий сознательный выбор слов и сло-­
      восочетаний при построении связного высказывания;

    • процесс создания связного высказывания опирается на
      элементарное осознание речевых умений при построении тек­
      ста, формирование у дошкольников представлений о струк-­
      туре разных типов текстов (описания, повествования, рас­
      суждения), языковых обобщений;

    • основной задачей при совершенствовании грамматическо­-
      го строя речи детей является задача формирования языковых
      обобщений, основанных на самостоятельном образовании но­-
      вых слов, понимании смысловых оттенков слова, использова­-
      нии в связном высказывании разнообразных грамматичес-­
      ких конструкций и способов связи между предложениями.

    О. С. Ушакова отмечает, что только «специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоя- щее из нескольких или многих предложений...»10. В данном случае связность речи рассматривается как умение содер- жательно и логично строить высказывания, а задача взрос лого (воспитателя, учителя-логопеда, родителей и других взрослых, занимающихся с детьми) состоит в методически грамотной организации детского рассказывания.
    РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

    Признавая ведущую роль связной речи в комплекс­ном решении задач речевого развития, педагоги и психологи предлагают использовать рассказывание как сред­ство ее развития. Однако, на наш взгляд, словосочетание рассказывание по картине требует определенного уточне­ния с точки зрения его значения.

    Предлагаемая нами методика обучения рассказыванию по картине основана на понимании того, что «рассказ» как термин не обладает строго определенным значением. В са­мом широком смысле под рассказом понимают «небольшое по объему изображенных явлений, а отсюда и по объему... текста, прозаическое произведение... на основе творческого воображения»11. Рассказом называют специфические формы повествования, отличающиеся сжатостью и простотой, в ко­торых рассказчик самостоятельно выбирает не только со­держание, но и форму изложения (в отличие от переска­за). Сближение в толковании понятия «повествование» и «рассказ» позволяет нам рассматривать их как синонимы, оговорив, что повествование включает в себя также и рас­сказ о событиях, описание, рассуждение и прочее.

    Компонентами творческого рассказа являются содержание (тематическая направленность, логическая последовательность, композиционная целостность), структура (лексико-грамматический и синтаксический аспекты, эмоционально-выразитель­ные средства) и «творческость» (самостоятельность изложе­ния, вариативность, отражение собственного опыта);

    Существует особая связь обучения рассказыванию по кар­тине с организацией восприятия (или рассматривания) кар-


    10Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. — М., 2001. — С.

    11 Большая советская энциклопедия. — М., 1975. —Т 21.— С. 483.

    15

    РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
      1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта