Главная страница
Навигация по странице:

  • Автономное профессиональное образовательное учреждение Удмуртской Республики «Ижевский промышленно – экономический колледж» (АПОУ «ИПЭК»)

  • РЕФЕРАТ Документирование управленческой деятельности. ВЫПОЛНИЛ Студент группы Ю-17-1 Газизуллина А.Р.

  • Ижевск 2019

  • МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Автономное профессиональное образовательное учреждение Удмуртской Республики

  • «Ижевский промышленно – экономический колледж» (АПОУ «ИПЭК») РЕФЕРАТ Классификация управленческой документации. ВЫПОЛНИЛ

  • Студент группы Ю-17-1 Газизуллина А.Р. «___» _________________2019 г. ПРОВЕРИЛ Преподаватель

  • Реферат по делопроизводству. ДОУ Реферат. Удмуртской Республики Ижевский промышленно экономический колледж


    Скачать 66.17 Kb.
    НазваниеУдмуртской Республики Ижевский промышленно экономический колледж
    АнкорРеферат по делопроизводству
    Дата13.12.2019
    Размер66.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДОУ Реферат.docx
    ТипДокументы
    #57333
    страница1 из 3

    Подборка по базе: ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ кАЗАХСТАН.doc
      1   2   3

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

    Автономное профессиональное образовательное учреждение

    Удмуртской Республики

    «Ижевский промышленно – экономический колледж»

    (АПОУ «ИПЭК»)

    РЕФЕРАТ

    Документирование управленческой деятельности.

    ВЫПОЛНИЛ

    Студент группы Ю-17-1

    Газизуллина А.Р.

    «___» _________________2019 г.

    ПРОВЕРИЛ

    Преподаватель

    Сардарова Л.А. _________

    «___» _________________2019 г.

    Ижевск

    2019

    Документирование — это запись информации на различных носителях по установленным правилам.

    Современное документирование включает использование различных способов фиксации и передачи информации. В управленческой практике преобладающим способом документирования на сегодняшний день является их принтерная или машинописная печать.

    Как уже говорилось, древнейшим способом фиксации информации является рукописное письмо. Изобретение пишущей машины привело к возникновению и быстрому распространению машинописного способа создания документов. Механическая пишущая машина постоянно совершенствовалась в течение XX в. за счет появления все более совершенных моделей пишущих и организационных автоматов и создания электронных моделей пишущих машин различного назначения.

    С изобретением телефона и телеграфа в конце XIX в. возник новый способ фиксации и передачи информации. Появились новые виды документов (телеграмма, телефонограмма). В конце XX в. с появлением и распространением факсимильных аппаратов к этим документам добавился факс (факсограмма).

    Начиная с 1980-х годов персональные компьютеры стали основным средством документирования, применяемым повсеместно различными управленческими системами. В настоящее время практически все компьютеры имеют программное обеспечение, позволяющее автоматизировать процессы составления, корректировки, редактирования, оформления, хранения, изготовления и пересылки текстовых документов. Все типы применяемых принтеров (матричные, лазерные, струйные) являются в настоящее время основным способом получения документов на бумажной основе. Естественно, что и в этом случае документы обязательно должны быть оформлены в соответствии с установленными правилами.

    По мере распространения локальных сетей, объединяющих отдельные компьютеры в единую систему обработки информации, все большее распространение получает электронная почта, позволяющая передавать текстовые сообщения, графические, фотографические изображения, звуковые и видеофайлы.

    Однако при всех способах документирования управленческих действий запись информации должна производиться по действующим правилам, которые устанавливают:

    • состав применяемых в управленческой системе документов;

    • компетенцию руководителей разных уровней управления, их право на издание различных видов распорядительных документов;

    • порядок согласования и визирования документов, их подписания, утверждения и заверения печатью;

    • виды применяемых бланков и порядок их использования;

    • порядок работы по составлению документов и требования к их оформлению.

    Правила документирования должны соблюдаться при составлении служебных документов в управленческих аппаратах учреждений, организаций и предприятий. Они определяют требования как к содержанию, т.е. текстам служебных документов, так и к реквизитам — обязательным элементам их оформления.

    В сфере управления действуют документы, входящие в разные системы документации.

    Система документации — это «совокупность документов, взаимосвязанных по признакам происхождения, назначения, вида, сферы деятельности, единых требований к их оформлению»1. Комплекс документов, составляющий систему документации, исторически формируется в соответствии с функциями управления, например: планирование деятельности, организация системы управления, учет и отчетность, кадровое обеспечение и др. Эти функции являются типовыми. В пределах отдельных организаций большую часть документов могут составлять специфичные, которые документируют соответствующую отрасль деятельности. Например, в пенсионных фондах это документы по расчету и начислению пенсий, в вузах, других учебных заведениях — по организации учебного процесса, в учреждениях налоговой службы — налоговая документация и т.д.

    Соотношение управленческих документов, относящихся к различным системам документации, в разных организациях будет неодинаковым, так как оно зависит от направлений деятельности той или иной организации, ее места в системе федерального управления и ряда других причин.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

    Автономное профессиональное образовательное учреждение

    Удмуртской Республики

    «Ижевский промышленно – экономический колледж»

    (АПОУ «ИПЭК»)

    РЕФЕРАТ

    Классификация управленческой документации.

    ВЫПОЛНИЛ

    Студент группы Ю-17-1

    Газизуллина А.Р.

    «___» _________________2019 г.

    ПРОВЕРИЛ

    Преподаватель

    Сардарова Л.А. _________

    «___» _________________2019 г.

    Ижевск

    2019

    Организационно-распорядительные документы применяются во всех учреждениях и организациях и на предприятиях независимо от уровня управления, направления деятельности, формы собственности и организационно-правовой формы. В состав ОРД входят документы, которые фиксируют решения административных и организационных вопросов, а также вопросов управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности. Именно они составляют основную часть документации, с которой работает любой аппарат управления.

    Вся совокупность документов системы ОРД подразделяется в зависимости от их назначения:

    • на организационные документы (положения, инструкции, регламенты и др.);

    • распорядительные документы (постановления, распоряжения, решения, приказы и др.);

    • информационно-справочные документы (письма, докладные и объяснительные записки, акты, телеграммы и др.).

    Система организационно-распорядительной документации является унифицированной системой.

    Унифицированная система документации (УСД) — это «система документации, созданная по единым правилам и требованиям, содержащая информацию, необходимую для управления в определенной сфере деятельности»1. Унифицированные системы документации состоят из совокупности взаимоувязанных форм документов. В Общесоюзный классификатор управленческой документации (ОКУД) включены в настоящее время формы документов, входящие в различные общегосударственные унифицированные системы документации (приложение 1).

    Унификация обязательно приводит к установлению рационального (на какое-то достаточно продолжительное время) единообразия в любой области деятельности, в том числе и в документировании. Если система документации формируется исходя из потребностей документирования той или иной деятельности, то унифицированная система документации является результатом проведения унификации документов этой системы. В состав УСД входят государственный стандарт, унифицированные формы документов, методические указания по их применению.

    Унифицированная форма документов включает совокупность реквизитов, установленных в соответствии с решаемыми в данной

    сфере деятельности задачами и расположенных в определенном порядке на носителе информации[1].

    Использование в практике управления унифицированных форм дает значительный эффект в результате снижения затрат на составление, изготовление, оформление документов, их передачу и обработку. Это позволяет ускорить прохождение документов в организации, оптимизировать документооборот. Совершенствование содержания документов позволяет улучшить их качество, оптимизировать управленческие задачи за счет получения необходимой и достаточной информации.

    При унификации сокращение количества видов и форм документов достигается за счет изъятия из документных цепочек, сложившихся в системе документации, лишних и дублирующих документов. Унификация позволяет улучшить качество документов, так как содержание унифицированной формы включает оптимальное количество сопоставимых показателей, необходимых реквизитов. Такая форма рациональна по расположению реквизитов, предусматривает удобные способы заполнения и составления.

    Стандартизация — деятельность по установлению и применению правил и характеристик в целях их добровольного и многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Стандарт — документ, в котором в целях многократного добровольного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике и т.д., а также к правилам их нанесения2. Одна из целей стандартизации — достижение технической и информационной совместимости, поэтому стандарты в РФ затрагивают не только бумажные документы, но и создание (эксплуатацию) компьютерных систем и технологий.

    В соответствии с действующим законом «О техническом регулировании» стандартизация осуществляется на основе принципа добровольного применения стандартов3. Однако следует отметить, что соблюдение установленных требований позволяет включать документы в единую для страны систему делопроизводства, способствует их оперативной обработке и исполнению, сокращает затраты времени на работу с документами не только делопроизводственного персонала, но и всех специалистов управленческого аппарата от руководителей до рядовых сотрудников. Кроме того, соблюдение установленных правил позволяет создавать документы, бесспорно обладающие юридической силой.

    Государственные стандарты предназначены также для обеспечения качественного внешнего вида документов. Это достигается за счет закрепления места каждого реквизита на поле документа в соответствии с последовательностью их заполнения и чтения. Рациональное размещение реквизитов в документах позволяет максимально увеличить «полезную» площадь, которая отводится для текста — основного реквизита документа. Созданные в соответствии с требованиями стандарта документы выполняют свои основные функции, т.е. фиксируют и сохраняют информацию в юридически значимой форме, служат свидетельством и доказательством определенных фактов и событий. Кроме того, соблюдение установленных правил обеспечивает эргономичность документов: они легко воспринимаются человеком, удобны в применении, хранении, передаче любыми средствами связи.

    На основе законодательных, нормативных актов и нормативно-методических документов каждое учреждение (организация, предприятие, компания) устанавливает свои требования к работе с документами и закрепляет их в уставе (положении), регламентах, правилах, инструкциях. Правила составления и оформления документации, включенные во внутренние нормативные документы, конкретизируют положения стандарта с учетом специфики деятельности организации, технологии документирования, условий работы ее управленческого аппарата. В этом случае требования стандарта приобретают нормативный характер и становятся обязательными для исполнения всеми работниками. Унифицированная система организационно-распорядительной документации включает разные виды документов. В соответствии с терминологическим государственным стандартом термин «вид документа» определяется как «принадлежность письменного документа к системе документации по признакам содержания и целевого назначения»1. Вид документа указывается на каждом управленческом документе (кроме письма). В соответствии с определенным видом (наименованием) складывается его формуляр, правовая значимость, структура текста, порядок введения в действие.

    Названия видов не произвольно формулируются их составителем, а выбираются из числа регламентированных нормативной базой. Так, в ОКУД включено около 5 тыс. унифицированных форм документов, в названиях которых используется 80 наименований видов документа[2]. Следует иметь четкие представления о том, каким видом документа оформляется документирование того или иного вопроса или действия, и осуществлять контроль за правомочным применением названий видов документов в аппарате соответствующей административной структуры. В частности, в управленческой практике можно встретить документы с названием «информация», «предложение» и т.п., что является недопустимым.

    Однако документы одного наименования (вида) могут быть различны по назначению, содержанию, порядку оформления, сфере применения. Характер применения того или иного вида документа и его принадлежность к той или иной системе документации уточняет понятие «разновидность». Например, вид документа «АКТ» имеет множество разновидностей: акт сдачи объекта в эксплуатацию; акт о выделении к уничтожению документов с истекшими сроками хранения; акт ликвидации организации и др.

    Разные виды документов имеют разный набор реквизитов.

    Реквизиты — это обязательные элементы оформления официальных документов2. Они позволяют идентифицировать информацию документа и в ряде случаев определить носитель информации3.

    В состав обязательных элементов входят такие реквизиты, как автор документа, текст, номер и дата, адресат, подпись печать и др. Отсутствие или неправильное оформление в документе одного из этих реквизитов делает его недействительным.

    В зависимости от целей создания и использования документов, их назначения, сферы распространения и даже от способа документирования зависит набор реквизитов конкретного документа. Например, заявление чаще всего пишется от руки, должно быть адресовано должностному лицу, содержать наименование вида документа (слово «заявление»), текст (предмет или причина составления заявления), дату и подпись. Приказ руководителя будет иметь другой формуляр. Он должен быть составлен на бланке организации, содержать указание на вид документа — «приказ», текст, передающий распорядительные действия, визы согласования, регистрационный индекс, дату и подпись. Приказ никогда не готовят в рукописном виде. Он печатается на пишущей машине или готовится на компьютере и распечатывается с принтера. Поэтому формуляр современного приказа включает еще и такой реквизит, как идентификатор электронной копии документов. Для штатного расписания организации необходимы не только перечисленные элементы, но и гриф утверждения руководителем, заверенный печатью.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

    Автономное профессиональное образовательное учреждение

    Удмуртской Республики

    «Ижевский промышленно – экономический колледж»

    (АПОУ «ИПЭК»)

    РЕФЕРАТ

    Классификация управленческой документации.

    ВЫПОЛНИЛ

    Студент группы Ю-17-1

    Газизуллина А.Р.

    «___» _________________2019 г.

    ПРОВЕРИЛ

    Преподаватель

    Сардарова Л.А. _________

    «___» _________________2019 г.

    Ижевск

    2019

    Документы возникли вместе с письменностью вначале как средство закрепления имущественных отношений, а затем стали средством общения, передачи информации.

    В Древнерусском государстве и в период феодальной раздробленности государственных учреждений не существовало. Их функции выполняли отдельные должностные лица или органы, осуществляющие свою деятельность либо вообще без штата чиновников, либо с очень ограниченным штатом. В период правления Владимира Святославовича (978 – 1015 гг.) документируются правовые отношения, создаются жалованные и вкладные грамоты, завещания. С развитием законодательных основ государства наряду с объемными многостраничными правовыми актами создаются документы, фиксирующие конкретные частные правоотношения (грамоты, записи и т. д.).

    В Древнерусском государстве выработалась процедура отмены юридической силы документов (материалы уничтожались в присутствии свидетелей). Особо важные документы уничтожались специально выбранной комиссией, часто публично. Достаточно распространенная практика подделки и подчистки текстов потребовала внесения в судные грамоты указаний об аннулировании подложных документов. Появляются также элементы защиты информации от несанкционированного доступа на стадии хранения и использования.

    Несмотря на постоянное расширение практики документирования управленческих действий, говорить о делопроизводстве в период Древнерусского государства и феодальной раздробленности как о системе определенных норм и правил было преждевременно.

    Система государственного делопроизводства начинает складываться с середины XV века в период формирования русского централизованного государства, когда отдельные части управления, находившиеся в ведении того или иного лица, по приказу князя превратились в постоянные присутственные места – избы или приказы. Во главе отдельного приказа стоял приказной судья, назначаемый из думных чинов, в ведении которого состояли дьяки. В ведении дьяков находились подьячие. В деятельности приказов принципы коллегиального и единоличного управления четко не разграничивались. Распорядительная деятельность всецело принадлежала приказным судьям. Дьяки и подьячие занимались организацией и ведением делопроизводства. На местах в ведении приказов состояли воеводы, управлявшие территориями и выполнявшие предписания центральных властей. Воеводы имели свою «канцелярию» – приказную избу и помощников – «меньших» воевод и дьяков. В приказной избе хранились государственная городская печать, денежные суммы и велось делопроизводство. Приказы и приказные избы представляли собой одновременно и присутствие, и канцелярию, и архив.

    В делопроизводстве приказов использовалась специфическая форма документа – столбец, иначе говоря, свиток из подклеенных друг к другу узких листов бумаги. Столбец являлся фактически не одним документом, а включал всю совокупность документов дела. Текст в столбцах писался только с одной стороны, оборотная сторона использовалась лишь для проставления помет, резолюции, адреса. Наряду со столбцовой формой документа в приказах зародилась и начала применяться тетрадная форма. Тетрадь – это лист бумаги, сложенный вдвое. Тетради собирались вместе, переплетались по мере необходимости и составляли книги. Бумаги, не сформированные в столбцы, тетради или книги, сгруппировывались в связки.

    Все существовавшие в период приказного делопроизводства документы группируются в следующие основные виды: грамоты (царские указы или указные грамоты), приговоры, наказы, доклады, памяти, отписки, челобитные. Приказы представляли царю отписки или доклады; воеводам и другим местным начальникам царь давал наказы; приказы между собой сносились памятями; обращения граждан к центральной власти оформлялись в виде челобитных.

    В документах приказного делопроизводства большинство реквизитов не выделилось из текста, т. е. обращение, адресат, дата документа, обозначение автора и др. и собственно содержание документа составляли один сплошной текст. Как правило, документ начинался с обращения, даты или обозначения автора и адресата документа. В заключительной части указной грамоты обозначалась дата ее составления и место, где она была написана. Челобитная заканчивалась заверительной надписью с указанием имен послухов (свидетелей), места и даты составления челобитной.

    Процедура подготовки документов в приказном делопроизводстве включала следующие этапы :

    • поступление документа на рассмотрение;

    • подготовка дела к «докладу»;

    • рассмотрение и решение дела;

    • оформление документа, содержащего решение.

    Рассмотрение дела в приказе начиналось по инициативе царя или по жалобе, извету, челобитной или отписке. По указу царя либо сразу готовилось решение, либо начиналось исполнение, т. е. рассмотрение вопроса и сбор необходимых материалов. Руководители приказов (судьи) не ставили своих подписей на документах. Это входило в обязанность дьяка, отвечавшего за ведение делопроизводства приказа. Царь и бояре собственноручно подписывались только на договорных грамотах, заключаемых с другими государствами.

    В приказной период создается система делопроизводства, складываются кадры делопроизводственных служащих. Однако в этот период отсутствовал систематический порядок в делопроизводстве.

    В результате петровских реформ в области управления сложилась новая система учреждений (Сенат, Синод, Кабинет и коллегии – в центре, губернатор, воевода, комиссары и другие органы – на местах).

    Всего за 1718 – 1720 гг. вместо упраздненных приказов было создано 12 коллегий: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская, Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Коммерц-коллегия, Юстиц-коллегия, Вотчинная и Главный магистрат. Первоначально каждая коллегия руководствовалась своим регламентом, затем законодательной основой реформы стал «Генеральный регламент», утвержденный Петром I в 1720 г. Генеральный регламент ввел систему делопроизводства, получившую название «коллежской» по названию учреждений нового типа – коллегий. Регламент подробно разрабатывает все вопросы деятельности канцелярии, вопросы регистрации документов и ответственности за принимаемые решения. В Генеральном регламенте подробно проработаны вопросы документирования и движения дел (документооборота). Введены подписи руководителя присутственного места на документе и членов коллегии, принимавших участие в решении вопроса. Генеральный регламент устанавливал процедуру рассмотрения и решения вопроса: вступление дела, подготовку дела к слушанию (рассмотрению и решению), слушание дела и принятие решения, оформление решения и доведение его до исполнителя, контроль над исполнением решения, архивное хранение дел. Разрабатываются «генеральные формуляры»  образцы, по которым следовало составлять документы. В коллежском делопроизводстве становится самостоятельным элементом формуляра дата документа, наименование документа. Кроме реквизитов, выделившихся из текста, появляется ряд реквизитов, отражающих различные стадии процесса документирования или стадии обработки документов: подписи, отметки о согласовании, регистрационные индексы, отметка о контроле, отметка о направлении в дело и др. В целом, делопроизводство коллегий характеризовалось значительным увеличением письменной работы и формальностей.

    Губернская реформа 1775 г. Екатерины II внесла единообразие в устройство губерний, разграничив места на административные, судебные и финансовые. Реформа затронула и центральные учреждения, уничтожив большинство коллегий и оставив всего лишь три (Иностранных дел, Военную и Морскую). Губернские учреждения были подчинены непосредственно Сенату. Сенат и коллегии давали губернатору указы, а он, в свою очередь, представлял верховной власти рапорты и доношения. Присутственным учреждениям губернии (Губернскому правлению, палатам гражданского и уголовного суда, Приказу общественного призрения и др.) губернатор давал предложения, получая от них представления. Между собой присутственные места обменивались сообщениями, Губернское правление получало указы от Сената и раздавало указы подчиненным местам и лицам.

    В XVIII в. развитие делопроизводства характеризовалось усилением законодательной регламентации всех сторон деятельности канцелярии и учреждения в целом, формированием и закреплением общих административных начал деятельности учреждений и, прежде всего, бюрократического начала.

    Начало XIX в. ознаменовалось новой реформой государственного управления и делопроизводства, которая затронула главным образом верхний уровень управления (высшие и центральные учреждения) и вместе с реформами Екатерины II в последней четверти XVIII в. завершила формирование системы центральных и местных учреждений.

    В основу всей организации министерств был положен принцип единоначалия: директора, возглавлявшие департаменты, подчинялись непосредственно министру, начальники отделений – директорам департаментов, столоначальники – начальникам отделений.

    В систему делопроизводства вводилось единообразие от создания документов и до их архивного хранения. Все поступающие в министерство дела делились на три категории: текущие дела (дела, поступавшие на общих основаниях в соответствии с установленным порядком), чрезвычайные дела (для решения которых требовалось принятие новых постановлений или дела по обнаруженным злоупотреблениям) и срочные дела.

    Документы, создававшиеся в процессе «производства дела», можно разделить на две группы :

    1. документы, составлявшие внутреннее делопроизводство учреждения (записки, справки, выписки, журналы заседаний, регистрационные журналы, настольные реестры и др.);

    2. документы, поступавшие в учреждение из других учреждений и отправлявшиеся в другие учреждения, в том числе «исполнительные бумаги».

    От вышестоящих учреждений министерства получали: от императора – указы, повеления; от Государственного совета – высочайше утвержденные мнения; от Сената – сенатские указы; от Комитета министров выписки из журналов заседаний. Министры в вышестоящие инстанции направляли высочайшие доклады (императору), мнения, предложения, представления. С равными учреждениями министерства обменивались посредством отношений, сообщений, официальных писем. Подведомственным местам и лицам направляли предписания министров, от них получали рапорты, донесения, представления.

    Самостоятельную стадию «производства дела» составляла «отправка дел», включавшая регистрацию отправляемых документов в журналах и непосредственно отправку (запечатывание в пакет, надписание адреса и др.). Для регистрации документов, направляемых в вышестоящие учреждения и подчиненным местам и лицам, существовали отдельные журналы. Особенность последних состояла в том, что они предусматривали запись сведений (об исполнении отправленной бумаги), которые обязано было сообщать каждое присутственное место особыми рапортами. Эти сведения использовались для контроля исполнения документов, поскольку дело не считалось завершенным, пока не был получен рапорт об исполнении или о невозможности исполнения решения.

    Ревизия дел (проверка ведения дел) предусматривала проверку порядка хранения документов и дел, правильности составления заголовков дел, сроков рассмотрения дел, причин задержки в рассмотрении дел.

    Последняя стадия «производства дел» – отчеты: отчеты в суммах, отчеты в делах и отчеты в «видах и предположениях». Отчеты в суммах являлись финансовыми отчетами, отчеты в делах – отчетами о деятельности, последние отчеты представляли собой планы работы на следующий год. Отчеты готовились отделениями, каждым по своему направлению, затем обобщались в департаментах. На основе отчетов департаментов директор канцелярии составлял сводные отчеты по министерству.

    В делопроизводстве министерств появляются бланки учреждений с угловым расположением реквизитов. В состав реквизитов бланка включается наименование учреждения, наименования структурных подразделений, отражающие место подразделения (автора) в структуре учреждения (департамент, отделение, стол). Дата документа также включается в состав реквизитов бланка, как и регистрационный индекс документа. Занимает свое обособленное место заголовок к тексту документа, располагаясь непосредственно под реквизитами бланка. Появилась и ссылка на поступивший документ (прототип современного реквизита «Ссылка на дату и номер входящего документа»). Реквизит «Адресат», появившийся еще в коллежском делопроизводстве, принял устойчивый вид – это указание должности лица в дательном падеже или наименование присутственного места. Получает определенную форму удостоверение документа: подписи и скрепы на документе включают наименование должности лица, подписавшего или скрепившего документ, и его личную подпись.

    На протяжении всего XIX и начала XX вв. осуществляется законодательная регламентация делопроизводства высших, центральных и местных учреждений. Благодаря принятой в то время системе кодификации законодательства в Сводах законов Российской империи можно было достаточно легко получить подробные сведения о законодательной регламентации делопроизводства учреждений любого уровня. Особенностью организации делопроизводства в этот период являлась не только ее четкая законодательная регламентация, но и появление достаточно обширной делопроизводственной литературы, в том числе, и работ теоретического характера. Большое значение в этот период имели письмовники (сборники образцов документов), которые появились уже во второй половине XVIII в., а с конца XVIII в. начинают издаваться регулярно. Цель издания сборников образцов документов – дать полное руководство о порядке производства дел в присутственных местах с описанием «обряда делопроизводства» и приложением форм документов. Для быстро меняющихся общественных отношений система министерского делопроизводства продолжала оставаться громоздкой и неповоротливой, несмотря на то, что в последней трети XIX в. начинают использоваться пишущие машинки. Появление телеграфа вызвало к жизни новый вид переписки – телеграммы, изобретение телефона привело к появлению телефонограмм.

    Происшедший в 1917 г. социально-политический переворот (сначала Февральская буржуазно-демократическая, затем Октябрьская социалистическая революции) привели к полному слому государственного аппарата и созданию нового, который зарождался на принципиально новых основах, хотя и усвоил многие старые традиции. Постепенно документы, создаваемые в сфере планирования, становились более упорядоченными по структуре, содержанию показателей и по форме. В 1970 г. был разработан проект основных положений Единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД). Авторы ЕГСД обобщили передовой опыт своего времени и предложили оптимальную технологию выполнения управленческих операций и их документирования. ЕГСД носила комплексный характер, т. е. включала не только вопросы делопроизводства, но и рекомендации по научной организации труда служащих, структуре делопроизводственных служб и их техническому оснащению. В новой редакции Государственной системы документационного обеспечения управления (ГСДОУ), утвержденной в 1988 г., были учтены элементы новых информационных технологий.

    Заметным явлением в истории делопроизводства 70-80-х гг. стало издание ГОСТов на управленческие документы, общесоюзных классификаторов (ОКУД, ОКПО, ОКОНХ и др.) технико-экономической (а позднее и социальной) информации, унифицированных систем документации (УСД) и серии государственных стандартов на эти унифицированные системы. Внедрение указанных материалов в практику управления значительно улучшило оформление документации, рационализировало процедуры поиска, учета и хранения разнообразной информации, подготовило почву для автоматизации управленческих функций.
      1   2   3


    написать администратору сайта